Курс валют USD 0 EUR 0

Досрочные выборы

Комментариев: 0
Просмотров: 637

 

20 апреля турецкий парламент утвердил решение о проведении досрочных президентских и парламентских выборов. Формально инициатива по проведению досрочных выборов исходила от лидера оппозиционной Партии националистического движения (MHP) Девлета Бахчели.

Выступая 18 апреля на партийном форуме, Д.Бахчели призвал провести досрочное голосование 26 августа, в годовщину битвы при Манцикерте (решающее сражение между турками-сельджуками и византийцами, состоявшееся в 1071 году, несмотря на численное превосходство противника, турки одержали победу, взяв при этом в плен императора Византии Романа IV, победа при Манцикерте открыла туркам путь к овладению Малой Азией). После состоявшейся на следующий день встречи Д.Бахчели и Р.Эрдогана, идею проведения досрочных выборов одобрил и турецкий президент, который объявил об их назначении на 24 июня. По словам Р.Эрдогана, операции вооруженных сил Турции в Сирии и происходящие в регионе исторически значимые события ставят страну перед необходимостью устранить политическую неопределенность.

 

Изменение государственного устройства

Очередные выборы должны были пройти в Турции в ноябре 2019 года. После них должны были вступить в силу принятые на референдуме в 2017 году поправки в конституцию, окончательно превращающие Турцию из парламентской в президентскую республику.

Проведение досрочных выборов ускорит вступление в силу поправок, усиливающих власть Эрдогана. Будет упразднен пост премьер-министра, а президент станет непосредственно руководить работой правительства, получив право назначать и увольнять министров. Кроме того, досрочная избирательная кампания позволит Эрдогану и правящей Партии справедливости и развития использовать эффект от успешных военных операций на севере Сирии.

В турецком обществе последние изменения конституции были восприняты весьма не однозначно. На референдуме за их утверждение проголосовало немногим более половины избирателей — 51,4%. При этом, в трех крупнейших городах страны — Стамбуле, Анкаре и Измире в большинстве были противники расширения президентской власти. Стоит отметить, что Р.Эрдоган бессменно руководит страной с 2003 года. Сначала в качестве премьер-министра, а по истечении трех положенных по турецкому законодательству сроков на этом посту, в 2014 году избирается президентом.

Проведение досрочных выборов в Турции вызвало критику со стороны европейских институций. Мониторинговый комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы призвал Анкару перенести сроки досрочных выборов, так как правила их проведения изменились после внесения поправок в конституцию. В ответ, действующий турецкий премьер Бинали Йылдырым посоветовал Совету Европы заниматься своими делами. Впрочем, в ходе визита в Испанию Б.Йылдырым не преминул заявить, что его страна остается привержена идее вступления в ЕС, а отношения с Россией не альтернатива связям с ЕС. «Турция – член НАТО и уже более 60 лет является кандидатом на вступление в ЕС. Страны, подавшие заявку на членство в ЕС намного позже Турции, уже давно являются частью Евросоюза. В то же время Турция сталкивается с идеологическими проблемами», — приводит слова турецкого премьера агентство «Анадолу».

 

Политический кризис в Армении

Если Р.Эрдогану, несмотря на серьезную внутреннюю оппозицию, удалось добиться изменения государственного устройства в свою пользу, то его армянский коллега Серж Саргсян оказался куда менее удачливым в конституционных преобразованиях.

Пробыв два положенных по конституции срока на посту президента, он инициировал референдум, на котором было утверждено превращение страны из президентской в парламентскую республику. Президент превращался в сугубо церемониальную фигуру, в то время как основные властные полномочия сосредотачивались в руках премьера.

При принятии изменений, С.Саргсян давал понять согражданам, что не намерен оставаться у руля страны после истечения президентских полномочий. Однако когда таковой момент настал, выяснилось, что его намерения изменились. Причем руководить страной на посту премьера С.Саргсян мог неограниченное время, достаточно было того, чтобы его партия сохраняла большинство в парламенте.

Армянская оппозиция использовала сложившееся положение для организации массовых акций протеста. Крупные митинги случались в Ереване и раньше, но теперь оппозиция, похоже, добилась успеха. Пробыв шесть дней на посту премьера, С.Саргсян был вынужден подать в отставку. Утомленное экономическими проблемами и несменяемостью власти армянское общество потребовало изменений (с момента распада СССР Армения находится в состоянии войны с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, закрытой остается и армяно-турецкая граница, что сказывается на экономике страны; значительное число армян эмигрирует в Россию, из-за чего население страны сокращается, несмотря на положительный естественный прирост).

Впрочем, отставка С.Саргсяна не привела к решению вопроса о власти. Исполняющим обязанности премьера стал соратник С.Саргсяна по правящей Республиканской партии Карен Карапетян, работавший в прошлом в структурах «Газпрома». В то же время лидер протестов Никол Пашинян завил о своих амбициях занять пост главы временного правительства и потребовал досрочных выборов.

Политический кризис в Армении вносит весомый элемент неопределенности в расстановку сил, сложившуюся в Закавказье. Серж Саргсян выстраивал союзнические отношения с Россией, дав согласие на вступление Армении в созданный РФ, Беларусью и Казахстаном Евразийский экономический союз. Никол Пашинян же известен как лидер либеральной партии, скептически относящейся к интеграции бывших союзных республик. И хотя сейчас Пашинян заявляет, что не намерен делать резких геополитических изменений, пересматривать условия нахождения в Армении российских войск (в армянском Гюмри дислоцирована 102-я российская военная база, российские пограничники охраняют границы республики с Турцией и Ираном), но его приход к власти, так или иначе, принесет изменения в армяно-российские отношения.

Неопределенность в Ереване повышает и риски перерастания вялотекущей позиционной войны в Карабахе в полноценную войну. Вместе с тем, МИД Азербайджана заявил о готовности «продолжить переговоры со здравомыслящими политическими силами Армении по вопросу мирного и скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта на основе норм и принципов международного права и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог