Курс валют USD 0 EUR 0

Эльмира МАКСЮТОВА: Фотография для меня – возможность сохранить историю

Комментариев: 0
Просмотров: 214

Все вначале изучалось в фотошколе и на курсах с врачом-неонатологом, затем отрабатывалось на манекене-младенце

 

«Козь айдын, мужде меним» (Радостная весть ваша, награда за благую весть моя) – такими словами сообщали в старину новость о рождении младенца, в первую очередь, отцу, бабушкам и дедушкам. Первый, кто оповестил об этом, непременно одаривался подарком или деньгами. Но жизнь стремительно идет своим чередом, и сегодня уже стали давно обыденными партнерские роды, когда и отец и близкие могут присутствовать при таинстве появления младенца на свет, и процесс можно даже запечатлеть видео- и фотосъемкой. Так что эту новость не скроешь, не утаишь, все на твоих глазах происходит, следовательно, и награды вряд ли дождешься, — шутят люди старшего поколения, еще помнящие, как ожидали и соревновались между собой, претендуя на роль первого гонца, принесшего радостную новость близким.
История фотосессий новорожденных уже насчитывает третий десяток лет, и первые снимки австралийской фотохудожницы Анны Геддес с младенцами-ангелочками могли оставить равнодушными лишь толстокожих, непрошибаемых зануд, которых ничем уж не проймешь. С тех пор съемка новорожденных отпочковалась в отдельное направление в фотоискусстве Newborn (от английского «newborn» – новорожденный). Вот об этом в нашей беседе со специалистом в этой области – фотографом Эльмирой Максютовой, больше известной в кругах молодых родителей и в соцсетях как Эльмира тизе: https://elmiratize.ru/
Ее фоторабота украсила календарь «Голоса Крыма» 2023 года, объявленного газетой Годом соотечественника, и символизирует неразрывную связь рода со своим народом и отечеством.
Эльмира – выпускница факультета экономики предприятия Национальной академии природоохранного и курортного строительства (НАПКС), различных фотошкол и студий, о чем свидетельствуют дипломы и сертификаты. В конце ушедшего года она получила сертификат государственного образца как фотограф новорожденных и продолжает совершенствоваться в этом направлении, обучаясь на различных курсах, мастер-классах, в онлайн-школах, считая, что ничто не стоит на месте, а профессионализм нарабатывается системным саморазвитием.
Ее фотоработы младенцев с элементами крымскотатарской национальной атрибутики и интерьера вызывают яркие и теплые эмоции. В них заложен глубокий общечеловеческий смысл – продолжение рода, преемственность поколений, семейные ценности, национальные традиции и возрождение народа на родной земле. Человек черпает силы от своих истоков, корней, и у Эльмиры эта незримая связь была заложена ее дедом – Ремзи-картбаба Ибраимовым, родом из небольшого горного селения Керменчик Бахчисарайского района. Ему с женой Эльвирой и годовалым сыном Вельнуром, хоть и не с первой попытки, но удалось вернуться на родину и обосноваться в пригороде Симферополя в 1967 году, когда Крым еще был закрыт для крымских татар.

Возможности самореализации

— Эльмира, как пришли к этой профессии? Ваша специальность – экономика предприятия, и вдруг – фотография…

— Фотография – это творчество, искусство, и я, наверное, еще в детстве пыталась как-то творчески проявить себя. Участвовала во всех школьных мероприятиях, вела концерты, пела, танцевала. К нам в школу приезжали преподаватели из городского центра творчества, которые проводили у нас занятия по вокалу. В ансамбле «Теселли» тринадцать лет занималась танцами у известного танцора и хореографа Мунира Аблаева. И вправду, на первый взгляд вроде как-то не клеится моя первая специальность «экономика предприятия» и фотография, но мне к тому же нравилось и гостиничное дело, и менеджмент управления. На школьных каникулах подрабатывала в частном отеле у родных в Судаке. Не знаю, как это совмещается? Наверное, я так искала себя, в тот период сложно было и фототехнику приобрести и обучиться этой профессии, лишь недавно поняла, когда обратила внимание на множество сохраненных мною на телефон еще в школьном возрасте фотографий новорожденных из интернета. Значит, уже тогда это увлечение проявлялось, но не находило возможности для самореализации.

 
— Как восприняли ваше увлечение родные, друзья?

— Я смогла состояться как фотограф благодаря поддержке близких. Сестра Сабина оплатила курсы обучения в фотошколе, помогла с приобретением фототехники. Родные поддержали мое увлечение, и оно стало моей работой, любимой профессией. Сейчас уже мой муж Тимур поддерживает и помогает, ему интересна и нравится моя работа, благодаря ему у меня появилась своя фотостудия.

  

Эльмира Максютова: «Муж Тимур и сестра Сабина — мои поддержка и опора»
В кадре – малыши

 

— Как началась ваша профессиональная деятельность как ньюборн-фотографа?

— После окончания обучения в фотошколе, где я успешно сдала и теорию и практику, меня пригласили поработать в ней администратором студии и руководителем фотопроката. Параллельно я читала литературу по этому направлению, осваивала фотообработку и ретушь, занималась на мастер-классах с профессионалами из Украины, России. Первым моим некоммерческим проектом была фотосессия с новорожденным племянником Эмином. А уже первая коммерческая съемка – фотосессия двух близнецов.

 
— Что важно для фотографа? Профессиональная фототехника, художественный взгляд, профессионализм, коммуникабельность?..

— Важно все это в совокупности. Но главным и самым важным всегда есть и остается человек, его образ, чтобы он цеплял взгляд, а профессионализм, качественная техника, реквизит, аксессуары, свет, коммуникабельность – это гармоничное дополнение к этому образу. Нельзя перегружать снимок, все должно быть в равновесии, важны сама модель, в нашем случае малыш, его история и эмоции плюс чувство вкуса фотографа.

Направление ньюборн — процесс ответственный и творческий

 
— Поделитесь спецификой направления ньюборн.

— Здесь абсолютно другой подход к съемке. Более ответственный и сложный. Не каждый профессиональный фотограф возьмется за это. Младенцу не скажешь, как встать, куда смотреть, нужно знать анатомию и физиологию новорожденного, поэтому я дополнительно прошла курс лекций врача-неонатолога. Модель, в нашем случае малыша, ньюборн-фотографы снимают в первые недели его жизни, знают, как его можно анатомически удобно и комфортно положить, как и с каким реквизитом экспериментировать. Важны температурный режим в помещении для съемки, доверие родителей и спокойствие малыша, а он очень чувствует любое волнение. Съемка может занять и три, и четыре часа, и больше, нужно ребенку поесть, поспать, его надо перепеленать, переодеть. Фото должно быть живое, нужно ловить эмоции: чихнул, зевнул, потянулся, нахмурился… Все должно быть естественно и гармонично.
И, конечно же, немаловажно подбирать гипоаллергенный реквизит, одежду, которые перед каждой съемкой и после нее тщательно обрабатываются, что можно — стирается специализированными порошками, что нельзя стирать — обрабатывается под высоким давлением пара, кварцуется.

 
— Довольно трудоемкий и затратный процесс…

— Да, все это довольно затратно: средства, одежду и реквизит приходится закупать и подбирать с учетом особенностей новорожденного, все должно быть стерильно и безопасно, зато какая память для родителей и самих малышей! Дети быстро растут и меняются, и эти мгновения младенчества можно сохранить в неповторимом кадре.

Вот такие чудные создаются фотоистории!

 
— Что для вас фотография?

— Моему отцу был всего один годик, когда его родители смогли вернуться в Крым из Чирчика, куда были насильственно вывезены в 1944 году. В 1967 году в с. Пионерское Ремзи-картбаба поднял небольшой домик в полкирпича на самане. Но вскоре этот домик покосился, и пришлось его подпирать и укреплять. Они жили с Эльвирой-бита, и мой отец вырос в этом доме, и я родилась и росла здесь. Эта любовь к родной земле, к моему народу, наверное, передалась нам от Ремзи-картбаба. И мне очень хотелось заниматься любимым делом, которое было бы интересным и полезным для моего народа. И я его нашла. Мне нравятся три направления: фотографии наших стариков – это наша история, наши корни, с помощью которых мы можем укореняться, набираться мудрости, опыта, знаний, но они, к сожалению, уходят, надо успеть их запечатлеть, сохранить на фото; фотографии нашей архитектуры – это тоже наша история, которая с годами разрушается, исчезает, ее тоже надо успеть сохранить; фотографии наших детей – нашего будущего, которые дальше будут творить нашу историю. Поэтому стараюсь в своих работах сохранить национальный колорит.

 

«Уважаю чувства родителей и вдохновляюсь национальным бытом…»

— Как приходят идеи для фототворчества?

— Мне интересно все новое, не нравится повторяться и повторять за кем-то. Вдохновляюсь национальным колоритом, бытом, кухней. Так появился образ малыша с охлавом (скалкой), малыша-чабана, демирджи (кузнеца). Крым славился виноградом, а народ наш — умением его выращивать, во дворе у каждого крымского татарина обязательно растет виноград. Так появился образ малыша с виноградом. Часто бывает — сначала увижу какой-нибудь реквизит, нравится, покупаю, а потом придумываю фотоисторию.

Семьи растут — значит будут новые фотоистории

 
— По традициям, у крымских татар первые сорок дней — чилле («40-дневка»), младенца берегут от посторонних глаз, чтобы уберечь их, как говорят бабушки-тетушки, от сглаза. Как воспринимают фотосъемку новорожденных современные крымскотатарские родители?

— Вы знаете, я очень переживала по этому поводу. Можно? Нельзя? Как воспримут?.. Поэтому вначале посоветовалась с муллой, который проводил наш с мужем обряд никях, насколько это дозволено. И он меня успокоил, что я намереваюсь выполнять свою работу с добрым сердцем и чистыми помыслами, со всей ответственностью, а родители вправе сами решать. Я уважаю чувства родителей, понимаю, и никому не навязываю свою услугу. И если ко мне обратились с заказом на съемку, то могут быть уверены, что без их согласия фотографии не будут где-то использованы. У меня есть клиенты, которые обговаривают, что только через год-полтора снимки их малыша можно представить в портфолио, и я предварительно еще раз обязательно созваниваюсь с родителями. Нужно отметить, что за годы работы у меня уже многие заказчики стали хорошими знакомыми и даже друзьями, приходят через полгода-год сняться с теми же реквизитами, в той же одежке, чтобы сохранить на память, как вырос и изменился их малыш. Потом ведь семьи растут, появляются сестрички, братики, и снова приходят ко мне, и уже новые фотоистории.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65