Курс валют USD 0 EUR 0

Февзи Якубов: Только на честной истории можно формировать следующие поколения ФОТО

Комментариев: 0
Просмотров: 756

Крымский инженерно-педагогический университет создан в 1993 году. Основателем и бессменным руководителем вуза является профессор, доктор технических наук Февзи Якубов. Буквально на днях он стал лидером рейтинга «ТОП-50. Самые влиятельные АRT-люди Крыма» 2015 года — по голосованию экспертного жюри.

Февзи Якубов поделился с нами своими размышлениями:

 

О КИПУ как о наиболее удачной модели построения многонационального толерантного сообщества

Мне хотелось бы определить место и значение Крымского инженерно-педагогического университета в жизни крымских татар и в крымском сообществе.

В процессе становления университета и теперь на повестке дня стоял и стоит этот вопрос: для чего этот университет, когда есть давно устоявшиеся другие университеты в Крыму?

Для крымских татар, возможно, он должен был бы иметь  значение, аналогичное тому, какое имеет МГУ — для России, Сорбонна — для Франции, Кембридж — для Англии.

Без университета возрождение ментальности народа я просто не воспринимаю.

Бывая в нашем университете, многие замечают отличия от прочих высших учебных заведений. Здесь присутствует национальный дух, присутствует язык, пусть ломаный и несовершенный, присутствуют элементы национальной культуры. Присутствуют во всем, не только в музыке и искусстве, но и в коридорах, аудиториях, библиотеке. При этом есть элементы крымскотатарского мироощущения, оно незаметно, как повседневная жизнь, оно улавливается на невербальном уровне.

Как только возникает вопрос о межнациональных отношениях, сразу вспоминаются  усилия правительства ввести межнациональное согласие с помощью каких-то официальных документов. В этом, конечно, есть толк, но это меры искусственные.

Если мы говорим, что мы коренной народ Крыма, и если мы хотим компоненты национальной самобытности, устои национальной жизни народа внедрить в жизнь, сохранять в жизни, и пользоваться их ростками и плодами, то эти компоненты и устои нужно цивилизованно преподнести.

И самое главное, этот процесс должен идти вместе с формированием сознания подрастающих поколений, от начала до конца — «от пеленок до тризны».

Так вот, мы, КИПУ, и пытаемся реализовать этот процесс в таком эффективном варианте нашими выпускниками.

Не посчитайте за бахвальство, но я хочу привести пример из своей жизни: как мудрость наших родителей обеспечивала толерантную жизнь в Крыму.

На мусульманские праздники в нашем селе Курман-Аджи Черноморского (Акмечетского) района, где жили около 40 крымскотатарских семей и 7-8 семей русских,  мы, дети, и татары, и русские, обходили дома, целовали руки старикам и получали сладости. В канун христианских праздников мама меня купала, как и в канун мусульманских, нарядно одевала и наставляла ходить с русскими друзьями к ним, как и они приходили к нам: «Бери крашеные яйца, угощайся, делай все, как делают они, только не крестись», — говорила мне мама. Вот оттуда, из детства, и начинало формироваться стремление соприкоснуться с другими культурами, познать, воспринять  их.

Возможно, истоки этого стремления кроются на генетическом уровне, еще со времен Крымского ханства.

Ханы финансировали строительство христианских церквей. И в Евпатории церковь, мечеть, католический храм, синагога, караимская кенаса, немецкая кирха построены недалеко друг от друга.

Дальше — детский сад и школа. И сегодня именно выпускники нашего вуза могут преподнести детям азы родного крымскотатарского языка, тюркомусульманского мира.

В Крыму и дошкольные учреждения, и средние школы имеют возможность системно подпитываться богатством и разнообразием этого мира, опять-таки благодаря нашим выпускникам. Вот это и есть вклад университета в утверждение толерантности на полуострове.

В самом университете трактовка многих процессов, представленных искаженно (будем говорить прямо, из-за презрения к крымским татарам, объявленным предателями), отвергается научным путем, повседневным общением, добровольным взаимопроникновением, взаимообогащением культур.

Если в конце 1980-х — начале 1990-х годов предателя видело в крымском татарине более половины русского населения Крыма, я убежден и готов спорить — сегодня все повернулось на 180 градусов. Зацикленных на этом ярлыке осталось гораздо меньше, а среди молодежи и того меньше.

Мы все мечтаем, чтобы Крым стал моделью межнационального согласия и медалью на груди Земли с его экономическим благосостоянием. Но это достигается не мановением волшебной палочки. Волшебная палочка формируется годами системных усилий.

Еще раз о культе интеллекта как способе выживания крымских татар

Самыми дорогими продуктами в мире являются образование и интеллект. Имея соответствующую материальную основу, за один год можно построить предприятие любой сложности.

А получить полноценное образование можно только за 15-16 лет (10-11 лет в школе, 5-6 лет в университете).

Это доказано тысячелетиями, независимо от национальности, географического положения, материального достатка. Интеллект нельзя купить, его можно заработать только системным трудом.

Я говорю об этом, потому что нам, крымским татарам, надо не только СОХРАНИТЬСЯ, но и стараться получить образование, квалификацию, возможно, чуть больше других народов. Ибо, будучи малочисленными, мы можем быть востребованы в любом обществе только в таком варианте.

В свое время я писал о культе интеллекта как национальной идее. Я неоднократно приводил в пример современный эталон интеллектуального совершенства — еврейский народ.

Сегодня и мировая экономика, и политика, и культура, не говоря о науке, медицине, юриспруденции, определяются практически в любой стране вкладом в систему мышления уважаемого мною еврейского народа.

Народа, гонимого столетиями, подвергавшегося массовым уничтожениям, притеснявшегося во многих странах. Народа, избежавшего ассимиляции, выжившего, создавшего свою государственность. В чем же причина еврейского феномена?

Уверен, в утвердившемся у этого народа культе образования, культе интеллекта, к которому народ пришел после долгих мытарств и страданий, и не без проб и ошибок.

Давайте восхитимся, дорогие соотечественники.

На евреев, составляющих менее 0,5% населения Земли, приходится 52% лауреатов Нобелевской премии, 11 из 13 чемпионов мира по шахматам (пика сложности в системе мышления), то есть 25-миллионный еврейский народ дал миру больше сверхгениев, чем все его почти семимиллиардное население. И сегодня в Израиле главным приоритетом признана наука и новые наукоемкие технологии.

Истоки этого феномена ведут к известной легенде о Моисее, попросившего для вернувшихся на обетованную землю голодных, ободранных людей не пищу, одежду или больницу, а школу. Эту притчу знают в каждой еврейской семье, с нее формируется сознание ребенка, как и со сказаний о Соломоне из Ветхого Завета.

К Соломону, сыну Давида, обратился бог, предложив выбрать за заслуги отца что-то одно: землю, богатства или души врагов. Соломон попросил мудрости и знаний. Возможно, поэтому, точно так же, как крымскотатарская семья приучает детей к физическому труду, еврейская приучает к умственному.

Высоко оценивал знания и пророк Мухаммед, озвучивший через Коран 754 призыва Всевышнего к учению. Он же призвал одаривать и отпускать на волю каждого раба, обучившего грамоте десять мусульман. Эти же идеи развил и разнес по всему тюркомусульманскому миру великий сын крымской земли Исмаил Гаспринский.

Сегодня его доброе имя и добрые дела восстанавливаются и развиваются во всем мире. Много исследований, публикаций, конференций. Появились гасприноведы-теоретики. Честь и хвала им!

Позволю себе обобщить: главным гасприноведом мне представляется наш университет, который наиболее полно, и теоретически, и практически, внедряет в жизнь его идеи.

Тысячи специалистов с высшим образованием, сотни из которых — это  преподаватели крымскотатарского языка, истории, музыки, изобразительного искусства — обязательных составляющих менталитета народа, и выпускает ежегодно университет.

Учебники, монографии, сборники научных трудов, связанные с историей и культурой «русского мусульманства» (термин И.Гаспринского) получает крымское сообщество. И это только начало.

 

О стимуле к образованию

Нашему университету пока не удается выйти на европейский уровень. Можно перечислять много проблем, но самая главная проблема — в нас самих, крымских татарах.

Обстановка сложилась так, что самокритику, которая является стимулом к развитию, мы подменили поиском врагов. Не умеем работать — мешает сосед, ленимся — мешают обстоятельства, то есть в любой ситуации висит надуманный дамоклов меч — мешают, не дают, ставят подножки и т.д. К сожалению, этот стереотип начинает переходить из поколения в поколение.

Возможно, и причина не такого мощного, какое хотелось бы иметь, развития университета связана с аналогичным подходом.

Нам, педагогам, преподавателям, на сегодняшний день не удается создать сильные, признаваемые в разных странах мира научные школы, через которые проходили бы все студенты — кто-то более, кто-то менее успешно.

Косность — главный барьер на пути формирования элитного крымскотатарского общества.

Боюсь, эти процессы обусловлены нашей традицией.

Я писал об этом, повторюсь, Петр I платил дань Крымскому ханству и параллельно закупал новейшие конструкции кораблей, чертежи современных предприятий со всего мира, строил заводы, привозил специалистов, создал Российскую академию наук. Крымское же ханство, находясь в центре Причерноморья, будучи богатым государством, с более чем полумиллионным войском, так и не построило хотя бы судостроительную верфь, и это за 340 лет. Оно уповало на конницу, бравировало позолоченными подковами и числом заложниц.

Оно с его восточной поэзией, музыкой, декоративно-прикладным искусством, получившими развитие и расцвет в средневековье, тянулось к миру удовольствий, который не может быть вечным.

Главную причину падения Крымского ханства мы привыкли усматривать в ослаблении Османской империи, усилении России, то есть во всем виноваты другие! И сегодня историки-исследователи, находясь в плену устоявшихся мнений, не хотят раскрывать подлинные ошибки, которые привели к стратегическому проигрышу.

Именно в интеллектуальной отсталости крымскотатарского общества, не позволившей понять, перенять, создать, развить промышленность, военную технику, морской флот, на мой взгляд, и кроется причина падения Крымского ханства, а не в роли соседних государств или в роли ошибочно осуждаемого всеми, кому не лень, последнего крымского хана.

Если бы в ханстве была высокая плотность интеллекта, способная создать сильную дипломатию, то Крым мог бы взять на себя функции связующего моста, о котором продолжают говорить и сегодня.

Не нашлось исторически значимой фигуры, подобной Петру I, который вывел Россию на качественно новый уровень.

Но историческая личность — это синтез среды, и в первую очередь интеллектуальной составляющей. То есть в той технически и интеллектуально отсталой среде Крымского ханства логически не могла сформироваться такая личность.

Практически отсутствовала система подготовки научных кадров и специалистов. Медресе Инджи-бей Хатун и Зынджырлы, в которых обучались от ста до двухсот студентов, не могли решить эту задачу, к тому же в них доминировало духовное начало.

Вступаю в дискуссию со многими нашими деятелями культуры — не обожествляйте крымских ханов.

Поклонимся их добрым делам, но припрятывая их главные ошибки, мы не открываем глаза, мы в упор не видим будущего нашего народа.

Ученым и преподавателям нашего университета: Рефику Куртсеитову, Аблязизу Велиеву, Владимиру Полякову, с их многолетними исследованиями, проработавшим десятки тысяч единиц архивных материалов, обойдя множество крымскотатарских семей, собирая по каплям подлинную историю, удалось отстоять, продемонстрировать честь и достоинство крымскотатарского народа.

Это был честный ход, честная работа, и критика Крымского ханства здесь не для красного словца. Только на прочном фундаменте можно строить достойное здание. Только на честной истории можно формировать последующие поколения.

Уверен, без культа интеллекта, без утверждения его в каждой семье, без ревностного отношения к овладению знаниями, белой зависти к успехам других, без желания сделать семью чтимой в обществе мы погрязнем во взаимных разборках, в поиске новых и новых врагов, и в конечном счете ассимилируемся и исчезнем.

Должно быть выставлено требование и оно должно бытовать в жизни: лучшим строителем, лучшим врачом, лучшим земледельцем и др. в Крыму должен быть крымский татарин.

Это не узкий национализм. Это здоровый соревновательный дух здорового народа, здоровое соперничество.

Это путь к признанию нашего народа в цивилизованном обществе.

Атмосфера такого здорового соперничества муссируется, создается в нашем университете. Пусть это будет подсознательный призыв, но знак признания крымских татар созидателями, знак уважения других народов к крымским татарам.

А то, что наш народ трудолюбив, мне кажется, доказывать не надо. Только один пример. 12% от населения Крыма — крымские татары за 25 лет возвращения на Родину, на мой взгляд, построили не меньше, а больше, чем 88% остального населения.

А в депортации? Несмотря на неимоверно трудные условия, мы трудились, строили города и учились. Мы стали одним из самых образованных народов в многонациональных республиках Средней Азии.

 

О недопустимости оттока молодежи из Крыма

Сегодня опять встал вопрос сохранения народа в Крыму.

Не люблю политики, и вдаваться в политические разборки не намерен. Могу логически представить следующую картину:

В XYIII-XIX вв. было три мощных исторически обусловленных миграционных потока крымских татар из Крыма.

Суеверие и безграмотность усиливали образ врага на подсознательном уровне, и народ уезжал, молясь и надеясь на возвращение. Трудно сказать, были ли хотя бы единицы вернувшихся назад.

Сегодня со ссылкой на отсутствие работы также идет отток крымских татар из Крыма. Они вряд ли вернутся, как не вернулись мигранты в XIX веке. Как не вернулись более тысячи представителей нашей талантливой молодежи из Турции, уехавшие туда учиться в конце 1990-х — начале 2000-х годов.

Причем мы способствовали этому сами: мои неоднократные публичные  выступления о нежелательности выезда молодежи воспринимались негативно. Для 80-миллионной Турции это капля в море. Для нас же — тысячи потерянных специалистов, тысячи крымскотатарских семей.

Я поблагодарю того, кто сегодня назовет мне хоть одного крымского татарина, получившего образование в Турции, вернувшегося в Крым и создавшего мощное предприятие.

Наша молодежь уезжает в Турцию и другие страны и как дешевая рабочая сила — нехватка интеллекта не позволяет им реализовать свои профессиональные способности в родном Крыму. Спросите у них, кто виноват в том, что они покидают Крым, — они назовут всех, от мухи до слона, но ни в коем случае не себя! Они не упрекнут себя в том, что оказались невостребованными в Крыму, так как не трудились, чтобы получить качественное образование, высокую квалификацию,  не сделали еще чего-то, чтобы создать соответствующую базу для работы себе.

При таком оттоке как мы сохранимся в Крыму?

Здесь у нас уйма работы, требующей приложения мозгов и рук, — тысячи гектаров пустующей земли. Сельские больницы, школы, клубы не обеспечены специалистами. Медицина требует талантливых врачей, строительная отрасль — технологий…

Будьте востребованными, как евреи, и не ищите легкой жизни, не имея серьезного образования. И опять возвращаемся к тому — для того чтобы народ сохранился, нужен высокий интеллект.

Вывод: человек сам хозяин своей судьбы, народ сам определяет свою долю.

Становиться наемной рабочей силой в чужих странах или полезной фигурой у себя на Родине? Все зависит от уровня интеллекта.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог