Я 22 года работала специальным корреспондентом в еженедельной, выходящей по пятницам газете «Голос Крыма» – с 1995 по 2017 гг.
С первого дня «Голос Крыма» стал для меня родником вдохновения в моем творчестве. Это не просто газета, не просто коллектив людей, который эту газету делает, это что-то невероятно созидательное, задушевное, созвучное с чувством любви к Родине, которое живет в сердце каждого крымского татарина. Это творчество, это создание с любовью и теплотой письменной истории Крыма и крымских татар
Мою работу журналиста в «Голосе Крыма» невозможно было назвать работой. Это было творчество в чистом виде. Это был дождь ярких, запоминающихся мероприятий, событий, встреч с интересными людьми, который лился на тебя каждый день, включая и выходные и отпуска, потоками незабываемых впечатлений! И это продолжалось годами! И я жила под этим дождем, напоенная свежим ветром вдохновения, и спешила все эти встречи, события, впечатления выплеснуть на бумагу. И украсить ими страницы любимой газеты «Голос Крыма».
Нет, это не было работой. Это было удивительное чувство сопричастности к ходу истории, к культуре нашего народа. Мне невероятно нравилось находиться в гуще событий, в числе первых узнавать новости и доносить их до читателя. Нравилось общаться с деятелями культуры, образования, профессионалами в разных сферах, с творческой молодежью, детьми, открывать для себя (и для других!) неповторимые и необъятные, интересные миры и души этих людей. И трепетно ощущать то золотое чувство, объединяющее их всех, – любовь к своему крымскотатарскому народу, любовь к милой Родине – Крыму, и искренность, с которой они делились своими мыслями.
Я писала бесчисленное множество разных материалов: репортажей с культурных мероприятий, презентаций, выставок, концертов, спектаклей, конференций, круглых столов, интервью и просто заметки. Сейчас, в пору интернета, новости становятся достоянием общественности за считанные минуты. Но печатное СМИ ценно тем, что изобилует объемными эксклюзивными материалами, его будут читать потомки через много десятилетий. Газета «Голос Крыма» — это бумажные страницы истории и современной жизни крымскотатарского народа. Они предельно насыщены разнообразной информацией и разносторонне освещают бытие и душу крымских татар. Они, эти страницы «Голоса», неповторимы, содержательны и интересны!
Про необыкновенную ауру, кофе с конфетами и планерки
Про атмосферу в нашей редакции, расположенной в старом здании на улице Чехова, 17, в Симферополе, однажды давным-давно сказала заглянувшая к нам на огонек одна милая художница, пишущая красками по стеклу: «У вас тут такая необыкновенная аура!». Я тогда не задумалась над ее словами. А сейчас, по прошествии лет, понимаю, что ауру в редакции создавал наш необыкновенный коллектив.
Кофе с конфетами вкупе с необыкновенной аурой также был неизменным атрибутом нашей редакции по утрам, а иногда и днем. Все гости редакции угощались чашкой кофе.
На ежедневных планерках мы обсуждали проделанные дела и получали новые задания от главного редактора. Планерки часто превращались в кипучие баталии и дискуссии по самым разным вопросам крымскотатарской жизни и щедро украшались тонким юмором и блистательными остротами наших убеленных сединой корреспондентов Адиля Сеитбекирова и Лейли Алядиновой. Еще один обладатель блестящего юмористического дара – Гульнара Чилингирова, которая любой самый банальный житейский эпизод превращала в театрально-комическое действо, сопровождавшееся взрывами нашего смеха. После таких солнечных планерок утром любой самый сонный работник редакции окончательно просыпался и, засучив рукава, принимался за дело. Вооружившись диктофоном, ручкой, блокнотом, журналисты отправлялись по заданию. Либо усаживались за комп и начинали самозабвенно строчить материалы.
«В номер!» — это магическое слово подгоняло нас лучше всякого волшебного пинка. Мы все старались делать и писать быстро, оперативно, точно.
Про главного редактора, тяжелый день – среду, аккордеон и легендарный котелок с пловом
Без главного редактора «Голоса Крыма» Эльдара Сеитбекирова у нас, конечно, не состоялся бы такой дружный, талантливый и солнечный коллектив.
С 1993 года за три десятка лет через редакцию прошли десятки людей. Многие хорошо владели пером. Ушли по разным причинам. Но ядро коллектива оставалось неизменным вплоть до 2014 года.
Эльдар Сеитбекиров, сам талантливый журналист плюс по специальности историк, создал в редакции такое мощное светило мотивации, такую искристую творческую атмосферу, так сумел всех нас влюбить, примагнитить, притянуть к нашей деятельности в журналистике, что с точки зрения логики это объяснить нереально. Тут сыграла большую роль еще и его харизма историка, горячо заинтересованного, увлеченного, стремящегося максимально и разносторонне запечатлеть в газете моменты, события, вехи жизни нашего народа. Он достиг бы блестящих высот в исторической науке, если бы захотел, но между наукой и газетой «Голос Крыма» он выбрал наше общее детище – газету.
Выросший в учительской семье, обладающий незаурядными организаторскими способностями, веселый, музыкальный, с чувством юмора, он и создал в редакции ту неповторимую ауру, непринужденную созидательную атмосферу, подобную которой ни в каком другом знакомом мне коллективе я не встречала.
В среду с утра наступала активная фаза верстки очередного номера газеты, издающейся по пятницам (в четверг – печать). Каждый спешно доделывал, дописывал свои материалы, идущие в номер. Литературный редактор, корректор, верстальщик работали на пределе.
Газета в разные годы издавалась разным объемом. Были времена, когда в день верстались восемь полос формата А2. К вечеру среды все работники редакции становились похожими на выжатый лимон. Бывало, задерживались допоздна. Когда была вычитана и сверстана последняя полоса, все вздыхали с облегчением — назавтра, в четверг, можно было слегка передохнуть. Но расслабляться нельзя – в четверг уже ждали новые задания на последующие номера газеты.
Старый аккордеон главного редактора находился в редакции, и иногда, в конце дня, когда все уже собираются идти домой, Эльдар, бывало, возьмет его в руки и заиграет «Хайтарму». И мы все возвращаемся от двери, кладем сумки и садимся в рядок, затаив дыхание — послушать. И вот уже кто-то ставит чайник – и все заботы-хлопоты редакционного дня забываются — начинается чаепитие… А потом Эльдар спохватывается и требует: «Давайте уже, уходите домой!». А уходить не хочется, хочется пить чай с конфетами и слушать аккордеон…
Зимой редакция отапливалась печкой-буржуйкой… Да-да, в 21 веке, в центре Симферополя — обыкновенная буржуйка на угле. Этот момент тоже использовался нами с «огоньком» и с пользой. В легендарном чугунном котле на угле готовили иногда себе на обед плов, шурпу… Инициатором этих уютных обедов, конечно же, был главный редактор, любила готовить и главный бухгалтер Лера Бекирова, печку топил наш фотокорреспондент, по совместительству истопник и водитель машины, ныне покойный Сервер Мустафаев. Сколько было изъезжено с ним крымских дорог!
Однажды мы поехали в Бахчисарай к Идрису Асанину – написать материал-интервью. Потратили на это целый день. Возвращались в Симферополь уже часу в пятом. Едем мимо фруктовых садов, а на деревьях такие красивые спелые яблоки висят. Страсть как хочется их покушать! Сервер-ага останавливает машину на обочине, бежим через дорогу, рвем с близлежащих деревьев яблоки и несемся обратно через дорогу к машине! Всю дорогу до Симферополя хрумкали эти яблоки и радовались.
Где-то в середине 2000-х, нам позвонили и сообщили, что жители села ссорятся с какой-то организацией по поводу земли. Что-то они там не поделили. Мы с Эльдаром едем туда. Издалека на поле – толпа воинственно настроенных мужчин и женщин. Ругаются, кричат, аж издалека слышно, милицейская машина на дороге стоит.
Эльдар мне говорит: «Если полетят палки или камни, сразу беги, прячься за машину». От толпы на поле до машины на обочине дороги метров двести. Это же надо еще добежать!
А мне сначала выяснить бы в чем дело! Пробираемся за спинами людей в самую гущу толпы, становимся позади яростно орущих друг на друга людей. Мужчина замахивается кулаками на стоящих напротив него. На нем моментально повисает женщина, видно, жена, хватает за руки, начинает утихомиривать… В общем, в этот день эмоций и адреналина мы испили сполна. Палками и камнями никто бросаться не стал, но ситуация была накалена до предела. Под конец люди с шумом пришли к какому-то соглашению, решили выбрать группу переговорщиков, идти в сельсовет, еще куда-то… Написала я информацию, потом позже мы узнали, что инцидент исчерпан…
«Бедные, вы, бедные журналисты, все время головы под удар подставляете», — только и сказала моя мама тогда.
Незабываемые встречи с корифеями культуры
Одними из самых запомнившихся мне многих встреч с корифеями культуры были несколько встреч с Ильясом Бахшишем, видным крымскотатарским композитором. Удивительный, интеллигентный, с чувством юмора человек. Интервью с ним я опубликовала еще и в своем сборнике «Живые источники духовности» (2001 г.). После того как мы вдоволь пообщались на тему о его творчестве, он рассказал мне много о старом Симферополе, где что находилось (я хотела выяснить, где было до войны городское крымскотатарское кладбище). Общалась я много с Али Алимовым (руководителем ансамбля «Учансув»). Помимо творчества, он подробно рассказывал, как они выживали, как добывали себе пропитание, как подростками видели облавы в оккупированном немцами Симферополе (в 1942-м ему было 14 лет).
Старейший исполнитель Осман Асанов пел под аккомпанемент фортепиано знаменитую «Урал дагъы», а за окнами лежал снег и зеленели елки. Как давно это было! Общалась и писала я и про композитора Эдема Налбандова. С Сеитумером Эмином – про его только что изданный стихотворный сборник «Сен олмасанъ…» говорили. Он все опасался почему-то, что в газету информацию не пропустят. Потом я узнала, что этого талантливого поэта в советское время буквально «выживали» из крымскотатарской писательской среды за его участие в крымскотатарском национальном движении (вот откуда родом были его опасения).
Одна из удивительных встреч была еще в 1993 году со старейшим художником Сеитхалилом Османовым (опубликован материал был в газете «Янъы дюнья»).
«Сердечные мелодии скрипача-чародея» — так назывался материал о старейшем знаменитом скрипаче Энвере Шерфединове. Он жил совсем недалеко от нашей редакции. О, как утонченно и задушевно он играл на скрипке, скрипка словно плакала. Потом, через годы, я написала материал о том, как после его кончины силами крымскотатарских музыкантов был установлен ему надмогильный памятник.
Уходят времена, меняются поколения деятелей культуры…
Конкурсы, концерты, спектакли, фестивали, выставки
Если выразить одним словом – это были праздники, чудесные национальные (и не только национальные) праздники души. Особенно ежегодные крымскотатарские фестивали «Шелляле», «Гезлев къапусы», конкурсы свадебных музыкантов и другие. Эти фейерверки национального крымскотатарского искусства порождали мощный заряд упоительного восторга от исполнительского мастерства, от палитры фантастически разнообразных нарядов, радости, гордости за наши многочисленные юные и взрослые таланты!
Спектакли крымскотатарского театра окунали в бездонный океан яркой актерской жизни на сцене. Крымскотатарский зритель словно лично включается в спектакль, в силу своей природной эмоциональности, прочувствовав все, что хотели сказать авторы и исполнители постановки, и каждый спектакль обязательно затрагивал и затрагивает сокровенные струны души.
Крымскотатарские художники, мастера декоративно-прикладного искусства – общение с ними и созерцание выставок порождало волшебные впечатления и красочные водопады слов, сравнений, выражений, восхищения созданными от души произведениями. А чего стоят наши соотечественники-профессионалы в разных сферах. Сколько я писала об учителях, врачах, парикмахерах, садоводах, печниках и людях многих других профессий. И у каждого горели глаза, и каждый с любовью рассказывал о своей деятельности.
Про реплики-язвилки и семейные ценности
В самом начале моей журналистской деятельности мне нравилось писать реплики-язвилки, адресованные разным чиновникам. Правда, после пары таких «язвилок» я это дело оставила.
А из всех рубрик, что я когда-то вела, одной из самых запомнившихся была рубрика «Семейная страничка», где известные люди делились секретами своей крепкой семьи и курьезными случаями из семейной жизни. Рубрика эта освещала моменты жизни семей известных личностей – и профессора Февзи Якубова, и исполнителей Рустема Меметова с Гулизар Бекировой и многих других.
«Хвали, да не захвали!»
Меня из года в год с завидным постоянством кто только не упрекал — многим казалось, что я чрезмерно захваливаю наших деятелей культуры.
Но мне так не казалось. Я отвечала: кто, если не крымскотатарский журналист, крымскотатарская газета не скажет доброго слова о деятелях нашей культуры, десятилетиями находившейся под запретами и ограничениями? Кому, как не нам, близка и нужна эта культура? Оттого что я красочными словами опишу в газете творчество того или иного творца, он же вдохновится еще больше! Кому от этого хуже?
Разумеется, в любой сфере национальной культуры всегда наличествуют творцы разного уровня. Однако всегда пытаешься найти в любом творчестве хоть строчку, хоть какую-то зацепку, которая тронет сердце.
А какими прелестными были многочисленные детские музыкальные конкурсы. Это волнительное море крымскотатарских детей, приехавших со всех уголков Крыма, в ослепительных по красоте национальных костюмах, их трогательные выступления, песни и танцы на огромных сценах.
И жюри кажется слишком уж строгим, и родители чуть не плачут от переживаний и восторгов…
С одного из юбилейных вечеров корифея танца Ремзие Баккал из Евпатории мы возвращались в Симферополь поздно ночью. Справа от шоссе мерцало под звездами ночное темное море. А перед глазами — гора ярких букетов и очаровательные детские ансамбли Кезлева (Евпатории), украсившие зажигательными танцами этот юбилейный концерт.
Такие заряды позитива от встреч с национальной культурой заряжали не только нас, пишущих, но весь наш трудовой коллектив. Мы, журналисты, имели обыкновение делиться впечатлениями с сотрудниками. Наверное, еще и отсюда проистекала та наша необыкновенная аура в редакции.
Отдельно упомянуть хочу встречи со старейшими участниками национального движения — Эльдар Шабанов, Иззет Хаиров и другие, я общалась с ними часами, делала с ними большие интервью, это были не просто люди, это была живая совесть нашей нации. Писала и о тех, кого уже не было в живых, со слов знавших их людей — о Роллане Кадыеве, Бекире и Юрии Османовых и других. Была и писала о похоронах Решата Джемилева… Сколько всего услышано, записано и опубликовано было за эти годы!
Про свою семью я тоже писала. И отец и мама мои участвовали в национальном движении за возвращение на Родину в 1960—80-е годы (в г. Самарканде и в г. Ленинабаде (п. Палас).
Кто-то из известных хореографов, у кого я однажды записывала интервью (кажется, Джемиле Османова), говорила, что сцена любит молодых (да, по отношению к артистам – танцорам, певцам и др., срок 30 лет творчества звучит, может, как-то грустно). И поэтому я рада, что к журналистике и литературе это высказывание никак не относится. Ты пишешь и пишешь, невзирая ни на время, ни на годы, ни на неудачи и невзгоды. «Что написано пером — не вырубить топором», — этот афоризм относится как раз и к нашей газете «Голос Крыма», которая уже тридцать лет неустанно запечатлевает на бумаге для потомков бесценную хронику нашей жизни на Родине. И радует читателей увлекательными и познавательными материалами.
С тридцатилетием, наша любимая газета «Голос Крыма»! Желаю газете и журналистам всего наилучшего, многих лет плодотворного творчества и много-много вдумчивых и увлеченных читателей и поклонников!