Сентябрь 1945 года. Прага. Концертный зал «Люцерна».
Вот-вот начнется концерт для высшего командования и офицерского состава, посвященный Великой Победе во Второй мировой войне.
К площади перед «Люцерной» один за одним подъезжают автомобили, выходят офицеры высшего комсостава, генералы — советские, союзных войск. Зал в более чем тысячу мест заполнен до отказа.
В 19.30 — торжественное начало. Гремит оркестровая музыка. Триумфально звучат стихотворения «Весна победы» и «Песня победы» — концерт стартует, стартует ода Победе, сотканная из более чем пятидесяти музыкальных номеров.
Шесть часов длилась та торжественная концертная программа, и одним из постановщиков и солистов того легендарного музыкального события для высоких гостей был крымский татарин, уроженец села Кучук-Узень гвардии сержант Аким Джемилев.
Не знал и не думал Аким Джемилев, приехав весной 1941-го из Днепропетровска в Крым за танцевальными костюмами для армейского ансамбля, что скоро начнется кровавая война, которая на много лет разлучит его с родными и близкими, что придется ему пройти ад боев под Сталинградом, участвовать в разгроме фашистов на Курско-Орловской дуге, освобождать Белгород, Харьков, десятки городов СССР, Польши, Чехословакии, Германии. Будучи командиром артиллерийского взвода, форсировать Днепр, Днестр, Одер, Нейси, Вислу, Эльбу, Шпрее…
Не знал и не думал, что во время коротких часов отдыха будет петь, танцевать перед своими однополчанами.
Не знал и не думал он и о том, что получит 25 благодарностей за боевые заслуги от Верховного главнокомандующего советской страны И. Сталина, 15 из которых — в период с марта 1944 года по 9 мая 1945-го.
Не знал и не думал Аким Джемилев, что уже в Праге, когда соберутся они с боевыми друзьями 9 мая 1945 года за столом со скупым угощением, чтобы отметить его, Акима, 27-й день рождения, прозвучат залпы из всех орудий — салют Победы! 9 мая 1945 года обернулся для него тройным праздником — Победой, Днем рождения и вручением благодарности от Верховного Главнокомандующего.
Не знал и не думал Аким Джемилев, что судьба изберет его одним из хореографов и солистов исторического события — концерта, посвященного Великой Победе, в Праге в сентябре 1945 года.
На него в числе троих хореографов была возложена обязанность подготовить и провести в Праге шестичасовой концерт для высшего командования в честь Великой Победы.
Гремела музыка, зрительный зал переполнен, от неимоверного напряжения было страшно жарко. Танцуя, Аким Джемилев успевал выхватывать взглядом в первых рядах зала охрану, членов советского командования, справа от них — американских и английских офицеров, генерала де Голля во главе французской делегации, чешского генерала Слободу…
Вихрилась на сцене «Русская пляска», зажигала «Осетинская лезгинка», звал в пляс «украинский гопак»… Артисты на сцене выкладывались по полной…
Аким Джемилев солировал в нескольких танцах, исполнял степ. Шквал музыки, чистота и мощь голосов вокалистов, стремительность, отточенность движений танцоров, легкость массовых ураганных армейских плясок, эмоции зашкаливают, зал грохочет аплодисментами!
Более пятидесяти номеров — танцев и песен увидел и услышал в тот вечер зрительный зал, непрестанно взрывавшийся аплодисментами — особенно восторженно люди встречали танцевальные номера.
Волнение, напряжение, чувство огромной ответственности — пот градом лился с артистов. Но аплодисменты и восхищение зала вселяли силу!
Аким молился Всевышнему перед каждым выходом на сцену — любая ошибка грозила самыми жесткими последствиями. И вот, наконец, финал концертной программы — массовый танец «Красноармейская пляска»! Бурные аплодисменты. Они и этот концерт словно поставили жирную точку в кровавой мировой войне!
Занавес закрылся, и зрители устремились к выходу из зала.
В фойе были накрыты столы, ненадолго задерживаясь возле них, люди хлынули наружу, на воздух, на площадь в окружении танков. В ночном небе рокотали самолеты, темень прорезали лучи прожекторов.
Площадь заполнялась выходившими из зала людьми.
Аким незаметно оказался в толпе рядом со своим комдивом Юрием Соколовым. Разгоряченный от выпитых победных ста грамм, под впечатлением яркого концерта, Соколов вскочил на башню стоящего рядом танка и сделал стойку на руках. Послышались одобрительные возгласы и аплодисменты. Вслед за ним американский генерал сделал стойку на руках на башне советского танка, а потом медленно, балансируя, прошелся по стволу танковой пушки и спрыгнул на землю. Американский генерал тоже заслужил аплодисменты.
А следом за ним Аким Джемилев легко взлетел на танк, словно на крыльях пробежался по стволу пушки, остановился на кончике и, вскинув руки в стороны, затанцевал, ловко, быстро перебирая ногами. Он танцевал свою любимую «Хайтарму». Окружившие танк офицеры, гости концерта застыли, завороженные необычной картиной. Младший сержант, несколько минут танцевавший «Хайтарму» над землей, на башне танка, словно окунул их в неведомый волшебный мир! Секунда тишины — и площадь взорвалась аплодисментами — «Хайтарма» Акима Джемилева безмерно восхитила зрителей.
Аким Джемилев (1918-2001) — известный крымскотатарский народный хореограф и танцор, чьим кумиром был легендарный танцор Хайри Эмир-заде. Увиденный в детстве танец знаменитого артиста Хайри Эмир-заде послужил для талантливого крымскотатарского паренька Акима Джемилева путеводной звездой в жизни.
В 1932 году он поступил в танцевальную группу художественной самодеятельности Клуба потребкооперации, стал учеником известного балетмейстера Усеина Баккала, солистом Государственного ансамбля танца Крыма, а в 1936-м — лауреатом фестиваля народного творчества в Москве.
А в 1940 году Акима Джемилева призвали в армию.
Родился Аким Джемилев 9 мая. Эта дата была ему особенно дорога. Не только день рождения, и День Победы, стали драгоценными событиями в жизни.
Концерт в Праге — поистине историческое событие, посвященное Великой Победе и окончанию Второй мировой войны, запомнился ему на всю жизнь!
Аким Джемилев вернулся на Родину, в Крым, в 1987 году — Всевышний сохранил его и подарил ему искрометный творческий путь на Родине. Известный хореограф возрождал в Крыму крымскотатарский театр, получил признание ценителей искусства, награды, построил дом, вырастил сына и внука, выполнил все человеческие предназначения человека на этой земле, и в святую ночь ушел в мир иной.
Его искусство хореографа и танцора живо, оно согревает родных, близких, ценителей прекрасного и дарит неповторимые минуты воспоминаний и светлого настроения.
Артисты пражского театра с А. Джемилевым (крайний справа), г. Прага, 1945 г.
Аким Джемилев, май 1941 г.
В центре: комдив Ю. Соколов, слева от него А. Джемилев, справа — М. Бекташ с однополчанами, 1970 г.
Фрагмент Программы концерта в Праге
comments powered by HyperComments