Лидия ДЖЕРБИНОВА, специально для «ГК»
Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.
Амелия Эрхарт
(Начало в №23)
Все знают о всплеске очередной волны национального движения крымских татар в конце 80-х начале 90-х годов ХХ столетия, когда народ активно возвращался в родной Крым. В Крым, откуда он, огульно обвиненный, был выдворен в мае 1944 года, где в их домах жили совершенно чужие люди, приехавшие кто по постановлению о переселении на освободившиеся территории из России, Украины и других регионов Советского Союза, кто по желанию. Дома крымским татарам не продавались, а если и продавались, то официально не оформлялись. Рабочие места не предоставлялись. И люди, одержимые любовью к своей насильно отобранной Родине, рискнули на самовозвраты. На свои отобранные дома они не претендовали, просили только выделить землю под строительство жилого дома. И так как государство не решало этот вопрос, народом повсеместно организовывались пикеты с требованием решения вопроса. Эти слухи дошли и до Самарканда, где жила Эльвира Усейнова, молодая девушка. Ее душе не давал покоя вопрос: «Почему всем можно, а мне нельзя жить на Родине предков?»
Эльвира Усейнова
В один прекрасный день она заявила: «Еду в Крым за участком». На что мама, нисколько не возражая, ответила: «Начинай с симферопольского Главпочтамта. Там всегда народ. Может, встретишь кого из знакомых». По совету мамы посетила Главпочтамт, встретилась с соотечественниками, для которых это здание давно стало родным домом. Люди знакомились, звонили домой и сообщали новости. По их совету отправилась на Площадь Ленина. Там активно шла запись на самовозврат в с. Лозовое. Записалась. Поехала со всеми. Разложили палаточный городок. Там оказалась верховодка, и все к утру промокли. Организовался новый пикет. Теперь уже в Каменке. Снова палатки. Дело пошло более обнадеживающе.
Эльвира рассказывает: «Я отбила телеграмму в Одессу своей тете Эмине о том, что можно приехать и получить участок. Получив мою телеграмму, приехали втроем: тизе, эниште, Сервер картбаба. Осман-эниште сразу приступил к строительству и построился одним из первых. Они, имея желание вернуться на Родину в Крым, пытались это сделать еще в 1970 году, но, увы! Крым был еще «запечатан» для всего нашего народа. И вынужденно обосновались в Одессе, где на Фонтанке прожили до 1990 года. Там Мунивер-бита и Сервер-картбаба занимались хозяйством (была корова), зарабатывали и на пляже, так как море было близко. Эмине-тизе работала в ресторане знаменитого Одесского театра. Ее муж – Осман-эниште — водителем и развозил газовые баллоны по потребителям. В те годы в Одессе проживали около 70 наших соотечественников, и все мечтали вернуться в Крым. Но иногда посещали места своей молодости в Узбекистане. Так в 1982 году тизе и эниште решили приехать в гости в Самарканд, ставший любимым и родным, и где жили близкие родственники. Мунивер-бита и Сервер-картбаба оставались с несовершеннолетними внуками дома. Неожиданно умирает бита. От растерянности Сервер-картбаба был почти в невменяемом состоянии и не понимал что происходит. И никого не было рядом.
Эльвира с Мунивер бита, Сервером картбаба и мамой Ление, 1967 г.
Дочери тети Эмине и дяди Османа пока еще не доехали до исторической Родины. Они замужем, живут в Одессе и Новороссийске, а сыну не суждено было вместе с родителями долго жить на родине предков — смерть унесла его преждевременно.
В семье дяди Османа было четыре брата, все родом из Кикинеиза. Многим известна история его родного брата Ахтема Дерменджи из документального фильма о нем, который привез свою маму Умие из Узбекистана в Крым в 1967 году, поселился в Битаке на окраине Симферополя. Без прописки, так как крымских татар не прописывали. Трудности пережитые ранее и вызванные переездом и новым обустройством отразились на здоровье его мамы, когда она умерла, хоронить в Симферополе не разрешили. Даже приостановили траурную процессию. С указанием места захоронения, похоронили в Донском».
Тема возвращения в Крым витала в воздухе с момента насильственного прибытия народа в Узбекистан. Эльвира в 1990 году получила два участка. Ее мама Ление приехала и помогла соотечественникам в оформлении 52 участков. Она была грамотная в этих вопросах, закончила в Узбекистане кооперативный институт. Работала экономистом в Облстатуправлении Самарканда. Отец Эльвиры — Джевдет Хайбулла — приехал в Крым уже с контейнером, загруженным стройматериалами. Взял на работе отпуск за прошлые годы, их накопилось что-то около трех месяцев. Построил за это время времянку 5х12 м. Вернулся в Самарканд, чтобы продать дом и доработать до пенсии. Эльвира в то время тоже была там. Пришел знакомиться ее будущий муж Алим Темели. При первой же встрече возник обоюдный вопрос:
— Мы где-то встречались?
— На пикете в Крыму.
Родители Эльвиры — Ление и Джевдет, 1966 г.
Так началось их знакомство, незамеченное в Крыму, но продолженное в совместной жизни. Семью создали в 1992 году. Сначала жили в Курцах. Теперь у них свой дом, где выросли трое детей.
«Что меня заставило принять решение о переезде в Крым? – продолжает Эльвира. Во-первых — народная волна, во-вторых – мой интерес к судьбе семьи и народа. И родители были вынуждены мне рассказать о предках.
Моя мама Ление Усейнова родилась в год начала Второй мировой войны — в 1939 году, в приморском местечке, известном своими незабываемыми народными легендами, — Мисхоре, в семье моего картбаба — Сервера Усейн оглу (1906 г.р.). Ее мама – Мунивер-картана — была родом из соседнего Кореиза (1912 г.р.) Они поженились в 1933 году. Появившиеся одна за другой девочки Эмине и Ление радовали родительское сердце. Семья вела домашнее хозяйство и ничем не отличалась от односельчан. Ухаживали за живностью и фруктовыми деревьями. На зиму заготавливали, как и все, соленое мясо, кормились домашним сыром, огородом. Растущие рядом оливковые деревья, инжир и др. позволяли насладиться вкусными лакомствами. Эта привычная спокойная жизнь закончилась в 1941 году. Сервер-картбаба на фронт призван не был из-за глухоты. Но долг родине отдал в трудармии, куда он был призван сразу после освобождения Крыма».
Весна 1944 года. 18 мая. 4 часа утра. Мисхор. Курортная, 10. Тучи на небе сгущались, предвещая непогоду. Грубый и настойчивый стук в дверь. В доме – Мунивер-бита с двумя дочерьми, муж — в трудармии. Пришлось в недоумении, со страхом выслушать и исполнить приказ высшего руководства страны и, собравшись на скорую руку, со всеми односельчанами вместе прибыть к месту погрузки. Жуткий и многодневный путь остался в памяти на всю жизнь. Привезли в Ургутский район, колхоз Джартепе. Расселили кого куда.
Позже, когда Сервер-картбаба вернулся из трудармии, перебрались в Самарканд. Здесь Мунивер-бита стирала людям белье и прибирала в некоторых домах состоятельных людей. Сервер-картбаба сначала работал печником в городской средней школе №8. Когда появилась возможность перейти на работу в геологическую экспедицию, в его распоряжении оказался легкий многоцелевой советский самолет, прозванный народом «кукурузник», на котором он доставлял продукты по экспедициям. Когда же мама с папой познакомились и поженились, картбаба устроил папу водителем туда же».
Отец Эльвиры, Джевдет Хайбулла, по ее словам, был очень ответственным и патриотичным человеком, был готов прийти на помощь страждущим. Когда 7 декабря 1988 года в зоне разрыва земной коры на севере Армении была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву десяти атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, произошло землетрясение в Спитаке, он отправился туда на помощь вместе со всем коллективом. Проработал два месяца на самосвале. Приходилось возить все, вплоть до гробов. Возвратившись, получил новую машину. Так на этом предприятии он проработал до 2003 года, оформил пенсию и приехал в Крым, уже не в построенную им когда-то времянку, а в благоустроенный сыном Русланом дом. Но, к сожалению, никто и ничто не вечно в этом мире – Джевдет-ага умер в 2015 году в возрасте 75 лет. Детям иногда удавалось разговорить его, и он с большим волнением и неохотой рассказывал, так как прошлое острой болью отзывалось в его сердце. Его отец, уроженец Маркура (Бахчисарайский р-н) Абдураман работал в селе конюхом. Часто разъезжал по округе на коне. И очень любил побалагурить. Имея бочками вино, иногда, забавы ради, поил им коней и лошадей. Так, шутя, он и женился, родился у них сын Абибулла. Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, жена ушла. Работая извозчиком, он ездил в Евпаторию, и там нашел свою судьбу. Звалась она красивым именем Бей Султан. Правда, ее родители были против. А деду в родном селе дали прозвище (лагъап) Кезлевли, потому что взял жену из Кезлева. Родилось у них четыре сыночка, но когда Джевдету было всего 4 года, она умерла в Ургуте. Это был 1944 год, первый год депортации, принесший очень много горя и смертей спецпереселенцам. Абдураман картбаба женился еще два раза, и все браки были неудачными. У жен были свои дети, которым они уделяли особое внимание. Это послужило поводом для разводов. Когда же он женился на бездетной и любимой всеми детьми Хатидже-картана, Джевдету было 10 лет. До конца жизни они жили в мире, любви и согласии.
Далее Эльвира продолжает: «В депортации мечта хоть одним глазком взглянуть на родной дом не покидала ни на минуту Сервера-картбаба. Он рассказывал, что у порога его дома в Крыму было закопано немного золота от чужого глаза, чтобы не досталось врагам, семье пригодилось бы в трудные времена. Трудные времена настали, а золото было за тридевять земель от его хозяев. В 1970-е годы мамины племянники поехали в Крым. Нашли родной дом. Сняли там жилье у новых хозяев, потом попросили лопату. Сначала хозяева испугались, но лопату дали. Раскопки ни к чему не привели. Ничего не нашли. Кто-то уже давно им поживился».
Несколько слов о самой Эльвире. В детстве ее влекла музыка. Очень нравилась скрипка. Учась в школе, она посещала музыкальную школу по классу скрипки и, после окончания средней школы в 1982 году, ее путь к образованию лежал в Самаркандское государственное училище искусств, по окончании которого семь лет проработала в детской музыкальной школе в Ургуте. Вовремя поняла, что необходимо высшее образование, и в 1988 году поступила в Самаркандский государственный университет заочно на филологический факультет. Но, выйдя замуж и живя в Крыму, поехала на защиту диплома в Самарканд. Там родила своего первенца Мустафу. В Крыму появились Фериде и Фатиме. Поэтому она не работала. А когда пришло время отдавать детей в детский сад, вместе с ними пошла туда работать воспитательницей. Через семь лет она уже работала кассиром в Крымскотатарском театре. Никуда не денешься – человека искусства зовет в свою обитель храм искусства. Последние годы работала старшим администратором театра. Сегодня у нее другие заботы и другие проблемы, которые нужно решать. Она говорит: «Меня и моего мужа Алима Темели радуют наши дети. Сын, имея диплом КИПУ по специальности «Эксплуатация и ремонт автомобилей», работает в «Газавтотрансе» завгаром. Фериде с дипломом об окончании медицинского колледжа — старшей медсестрой в отделении реанимации больницы имени Титова. Живет в Софиевке. Фатиме работала старшей медсестрой лор-отделения 6-й больницы, в нейрохирургии анестезисткой. Сейчас работает в Московской больнице «Коммунарка». Эта больница известна в России по спасению ковидных больных. Там она тоже медсестра-анестезист. Обе дочери замужем. Мы рады за них, за наших детей, и желаем всем детям и взрослым счастья и мира на нашей любимой планете Земля».
comments powered by HyperComments