Каракулевый головной убор в свое время был неизменным атрибутом и национальной гордостью крымскотатарских мужчин. Сохранились уникальные фотоснимки, на которых крымский энциклопедист, ученый Осман Акчокраклы, народый кедай Джангазы Шерфедин, писатель Сеит-Абдулла Озенбашлы, государственные и общественные деятели и просветители: Номан Челебиджихан, Вели Ибраимов, Решид Медиев, Исмаил Гаспринский, поэт Сеитумер Эминов, танцор Хайри Эмир-заде и многие другие известные личности нашего народа с гордостью подчеркивают этим головным убором свою национальную принадлежность, статус, мужественность и достоинство. Время, как правило, вносит свои коррективы не только в политический и социальный уклад общества. В советские времена каракулевые шапки «пирожком» были весьма востребованы у чиновников среднего и высшего звена. Вспомните вошедшие в популярность «горбачевки». Каракулевые папахи шьют для высшего офицерского состава, что уже говорит о престижности и функциональности этого меха. На смену традиционной национальной одежде и отдельным непременным ее атрибутам пришли новые. В послевоенные депортационные годы на головах крымскотатарских мужчин появились фуражки, кепки, фетровые или летние парусиновые шляпы.
Сегодня на крымских улицах, в общественном транспорте нет-нет да встретишь человека в национальном калпаке — это люди почтенного и среднего возраста. Все чаще на праздники и торжества калпаком дополняют свой наряд и крымскотатарские парни. Профессиональный боксер, крымский лев Артур Зиятдинов выходит на ринг в национальном головном уборе крымских татар.
Къалпакъчи – так у крымских татар называют мастера по изготовлению мужского национального головного убора. С калпакчи Ильясом Мусаевым, членом Ремесленной палаты Крыма, уже более 22 лет из своих 33-х занимающимся этим ремеслом — наш сегодняшний увлекательный экскурс в секреты, как он сам выразился, дела его жизни.
Это было семейным делом…
В роду у Ильяса бахчисарайские, кезлевские, керченские и карасубазарские корни. Прадед был специалистом по оценке и приемке каракуля, отец Сервер окончил техникум при каракулевом заводе в Бухаре, затем обучался пушному делу в московском вузе. Сам Ильяс еще в Самарканде, где оказались его родители в депортации, приобщился к семейному делу по выделке каракуля, во время школьных летних каникул подрабатывал на Самаркандском кожзаводе, вырабатывавшем кожевенные товары для производства обуви, галантерейных изделий, выпускавшем лак и замшу. Пятнадцатилетним подростком Ильяс с семьей в 2004 году вернулся в Крым. Обустройство на родине предков, как, впрочем, и для всех крымских татар, было нелегким. Пришлось и на рынке торговать. После окончания в 2011 году Университета экономики и управления, Ильяс немного поработал пекарем, технологом по выпечке, попутно с семьей занимался выделкой шкур и пошивом шапок.
— Это было семейным делом, — рассказывает Ильяс. — Купить хорошую швейную машинку не было средств. Сам кроил, натягивал шкуру на колодку, мама шила. Всем процессом — от выделки каракуля до конечного изделия — я овладел благодаря отцу, его опыту и знаниям, которые он успел мне передать. В 2014 году отца не стало, но дело его жизни продолжил я.
— Расскажите об особенностях, разновидностях каракуля?
— Испокон веков каракуль у многих народов считался ценной конвертируемой валютой, и сегодня мастера по выделке шкур на обратной стороне шкурки стараются оставлять по 5—6 своих меток, печатей на лапках, спинке, хвосте, гарантируя тем самым качество своей работы. Каракуль мог идти в приданое, и его дарили при рождении мальчика, чтобы, когда он немного подрастет, сшить ему атрибут национальной мужской гордости — къырымтатар къалпагъы.
Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы в возрасте 1—3 дней. Каракульча – это те же шкурки ягнят, но не родившихся. Эти два вида овчинного меха отличаются по внешнему виду, степени тепла, уровню прочности. Изначальное происхождение каракуля – Узбекистан. Эту породу овец разводили там. Оттуда я его и приобретаю. Различаются каракуль и каракульча, прежде всего, внешним видом. В первом случае мех является плотным, завитки ярко выражены, полностью сформированы. Благодаря им поверхность обладает своеобразной текстурой.
Каракульча отличается уникальным рисунком (так называемый муаровый), поскольку завитки ее еще не сформировались. Шкурка тонкая и имеет гораздо меньшие размеры. Каракульча на ощупь гораздо шелковистее каракуля, цвет ее также черный. Но можно встретить золотистый или серебристый оттенки, которые особенно ценятся. Шитье должно быть аккуратным, на каракульче любой шов чрезвычайно заметен. Каракуль лучше сохраняет тепло, он плотный, его завиткам не страшна и влага. Каракуль считается одним из самых долговечных видов меха, может без труда выдержать 10 сезонов. Имеет несколько десятков названий, в зависимости от способа выделки, происхождения меха и его цвета (черный, серый, коричневый). Особенно ценными сортами каракульчи считаются шкурки цветов сур и антик («цветная каракульча»).
Раньше использовали шкурки ягнят, забитых в возрасте до трех дней, смушковых пород овец сокольской породы, разводимой в Украине, и малыч, разводимой в Крыму.
— Сколько времени занимает процесс изготовления одного калпака?
— Из готового каракуля могу выполнить срочный заказ за 3—5 часов. С хорошим традиционным калпаком, соблюдая все тонкости, чтобы долго держал форму, придется повозиться целый день – 7—8 часов.
— В чем особенность крымскотатарского калпака?
— Он, безусловно, уникален, разве что на 70% схож с караимским национальным головным убором. Но это объяснимо многолетним соседством. Крымскотатарский калпак не спутать ни с каким другим национальным головным убором.
Когда высота и фасон имеют значение
— Форма калпака, цвет каракуля, модель имеют определенное значение?
— Традиционно и чаще всего в Крыму шили из черного каракуля, тепелик — навершие калпака — было монолитным. Завозили, конечно, и серый, и коричневый каракуль, но шили из него реже. Существует более семи моделей калпаков: круглые, «лодочка», «чебурек», с монолитным верхом, с широким низом, зауживающиеся к верху (как носил в свое время Исмаил Гаспринский). Есть акмесджитская (симферопольская) модель, у которой верхушка – тепелик — сгибается на три части. Я видел такой калпак, сшитый еще в Узбекистане в 1950-е годы по старинной крымской модели. Он очень удобный, практичный, легко складывается одной рукой и также одной рукой надевается. В Узбекистане все, кто занимался выделкой кожи, шкур, знали друг друга. У отца Эльдара Аблаева были додепортационные выкройки калпаков, многое я взял у него и у мастера Суфьянова, начинавшего с выделки кожи и овладевшего пошивом калпаков.
Крымский коллекционер, издавший в этом году фото-альбом «Бахчисарай. Путь к истокам», Абдуль Вахаб Сейтхалилов показал мне старинный калпак XIX века из Кезлева, навершие которого было вышито жемчугом. Это подчеркивало состоятельность и высокий статус его владельца. Подкладка шилась из льняной ткани. Вообще, даже в подкладке тоже свои тонкости и секреты, есть основной подклад, есть навесистый подклад, в холодную ветреную погоду его опускали на уши. За отворот колпака вшивали дувалыкъ (обереги), ценные бумаги.
— Существует ли определенный адет – правило, как носить, когда надевать калпак?
— В старину калпак являлся отличительной особенностью возраста или сословия. Раньше не принято было ходить с непокрытой головой. У молодого крымского татарина калпак чуть ниже, встречались и с вышитым металлизированной или шелковой нитью в технике «мыкълама» или бисером навершием. Надевать его надо выше на один горизонтальный палец от бровей. Во внутренней стороне предусмотрены две тесьмы, чтобы можно было подогнать индивидуально по форме головы. Конечно, сегодня традиционный крымскотатарский головной убор перестал быть повседневной одеждой. В наши дни его надевают по праздникам и особым торжествам. Хочу отметить известного в Крыму свадебного фотографа Смаила Тантана, он заказывал у меня калпак, сам носит, делает яркие и колоритные фотоснимки, тем самым пропагандируя элементы и атрибуты крымскотатарской традиционной одежды. Многие молодые парни на свои свадьбы, свадьбы своих друзей заказывают калпак. На Курбан-байрам и Ораза-байрам, на праздничный намаз многие надевают. А вот, к примеру, редактор вашей газеты Эльдар-ага Сеитбекиров, сколько я себя помню, всегда носит национальный калпак.
Атрибут национальной гордости
— Носить калпак – это и почетно и ответственно? А как насчет его изготовления? Существуют ли какие-то особенности в его пошиве, выкройке?
— У крымских татар почтенного возраста очень трепетное отношение к калпаку, и я стараюсь прислушиваться к их пожеланиям и требованиям. У каждой национальной одежды своя история, которой нельзя пренебрегать. Годами изучая разнообразный фото- и документальный материал, расспрашивая старожилов, специалисты пришли к мнению, что стандартная высота крымскотатарского калпака от 10 до 12 см. Однако есть подтвержденные свидетельства о существовании колпаков и в 12—14 см, встречавшиеся преимущественно в керченском регионе. Встречались в Крыму и калпаки высотой 17—18 см среди мулл, суфиев. Бывало, укоряли меня наши старики, мол, не такие в старину были калпаки. Как-то один картбаба попросил сшить калпак в 5—6 см, хотя я объяснял, что это высота женского феса. Мужской головной убор должен быть почти вдвое выше, таковы традиции. Но он настаивал, говорил, что в их регионе носили именно такой высоты калпак, сгибающийся посередине в форме чебурека. Он и подкладку просил сделать из его старой ткани. Когда я выполнил по его заказу и желанию, вы бы видели, как засияли его глаза, он словно помолодел. Потом и его односельчане приехали за таким же «чебуречным» фасоном. Мне было приятно удовлетворить их просьбу. Встречаются и свои предпочтения и особенности в разных регионах у разных сословий.
— Калпак для вас — это атрибут национальной гордости, практичный головной убор или любимое ремесло?
— Он сочетает в себе несколько компонентов, прежде всего – это национальное культурное достояние, память о моих предках, ну, и, конечно же, его функциональное назначение – испокон веков калпак защищал от холода и жары, от дождя, ветра и солнца. Крымские татары народ прагматичный, и одежда и головной убор всегда должны были быть практичны и удобны в быту. Крымскотатарский калпак – это своего рода свидетельство, визитная карточка принадлежности к народу. Возродить это ремесло в память о моих предках — мой долг и обязанность, которые приносят мне, прежде всего, моральное удовлетворение. У меня растет сын Сервер, которого назвал в честь своего отца, недавно родился второй – Адиль, надеюсь, когда они немного подрастут, научить их этому почетному ремеслу.
comments powered by HyperComments