ДЖИХАНГИР
С детства любил общаться со стариками. Долгие беседы за столом со старшими, терпеливое выслушивание их наставлений спустя десятилетия оказались жизненными университетами. О многом рассказывали старики, повидавшие на своем жизненном пути: войны, репрессии, голод, они знали цену жизни и передавали опыт поколений. Мой дед, имея только начальное образование, по жизни оказался очень цепким, почти 20 лет проработал после достижения пенсионного возраста, научил труду детей и внуков. В тонкостях политики он не разбирался, но нам всегда твердил о необходимости как можно меньше зависеть от государства. Под независимостью старик подразумевал способ хозяйствования, при котором семья могла поддерживать или улучшать свое жизнеобеспечение, насколько возможно, не оглядываясь на государственную социально-экономическую политику.
Россия сегодня находится под западными санкциями. После развала СССР собственное производство во многих отраслях пришло в упадок, а на рынок хлынули импортные товары, покрывая потребности населения. В связи с прекращением их поставок в правительстве заговорили об импортозамещении, то есть создании таких условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на честных рыночных основаниях. В государстве проживают разные категории населения, отличающиеся доходами и достатком. При кризисе одни лишаются только миллиардов, а кто—то последнего куска хлеба. Государственный аппарат тесно связан с олигархическим капиталом, отсюда решения, принимаемые по преодолению кризиса, не могут не учитывать интересы основных финансовых групп. Это гигантская махина, часто неповоротливая, не всегда дает быструю отдачу. А простой люд живет днем сегодняшним, просчитывая свои возможности, условно говоря, от зарплаты до зарплаты.
У народов много общего в системе хозяйствования, но есть и различия, поэтому семейные приоритеты не одинаковые, а тесно увязываемые с национальными традициями. Учитывая, что читательская аудитория «ГК» в основном состоит из представителей крымскотатарской национальности, именно с позиций крымских татар будем рассматривать нашу проблему. Достаток и порядок лежат в основе семейных ценностей. От старшего поколения, повидавшего голод, усвоено создавать продуктовые запасы до года и более. Сахар, рис, мука, крупы у семей хранятся мешками. Дед рассказывал, что в 1939 году за полмешка приобретенной в магазине кукурузной крупы людей арестовывали, обвиняя в паникерстве. Заранее приобретенные, способные к долгому хранению продукты существенно сэкономят семейный бюджет, учитывая тенденцию постоянного роста цен.
Кто такой сегодня среднестатистический крымский татарин? Сельский или городской житель, работающий в различных сферах и получающий за свой труд зарплату. Немалый процент жителей составляют пенсионеры, обеспеченные соответствующими выплатами. Имеются сельские производители, выведенные нами из рассматриваемой темы, так как их проблемы имеют особую специфику.
Читатель уже понял задачу получения дополнительных товаров или продуктов питания к основной зарплате от основной работы.
Итак, чтобы иметь производство продукции, необходимы средства производства, в данном случае ими выступает земля. В традициях нашего народа заниматься скотоводством, а не охотой, выращивать сады и огороды, а не промышлять в лесу собирательством. Жить на земле в своем доме лучше, чем в квартире, даже высоко комфортабельной. Благодаря своему упорству и борьбе крымские татары обеспечили себе возможность проживания в гармонии с природой, создавая вокруг себя зеленый рай. В оранжерее благоухают цветы, краснощекие плоды яблонь, груш, персиков – не натюрморт, а натуральные плоды при высоком качестве и экологической безопасности; помидоры, перец, огурцы без нитратов и пестицидов. Таков двор среднестатистического крымского татарина.
Просматривая рекомендации по импортозамещению, нахожу такие пункты:
разведение племенных коров, производство мяса и молока;
разведение овец;
запрет для кооперативов закупать и производить ГМО содержащие товары;
выращивать птицу (бройлера и несушек);
обеспечить плодородие земель;
производство фруктов и овощей.
Список можно продолжить. Но достаточно взглянуть на пункты, как мы обнаружили идентичность с системой хозяйствования многих крымскотатарских семей.
Остается вода. В Крыму она на вес золота. Наличие колодца или скважины – гарантия постоянного полива. Консервация – подарок лето-осени зиме! Компоты, соки, варенья, соленья в зимнюю стужу или ранневесенний авитаминоз – одновременно еда и лекарство. А картошечка ранняя да на сливочном масле, посыпанная сверху укропчиком? На базаре ух какая дорогая. Ты отдели участок, удобри его навозом. Можешь соседу помочь почистить коровник, да с осени в свежем виде сразу в землю, не забыв перекопать. Картофельные семена заготовь с осени и вовремя посади, тогда и дождь обеспечит полив.
Работа в меру на земле – залог здоровья. Для тех, кто занят умственным или малоподвижным трудом, – это стимул к жизни. Сколько надо полить землю потом и поклониться ей, работая лопатой или тяпкой, чтобы она ответила богатым урожаем?
Незаменимую функцию земля выполняет в системе воспитания. Тот, кто с детства умеет трудиться на земле, быстро адаптируется к труду в других сферах. Земля у крымских татар – система ценностей, источник благосостояния и жизнеобеспечения. Иметь статус коренного народа без земли – бутафория, корни народа связаны только с землей.
В данной статье мы не призываем к ведению натурального хозяйства, а только к его элементам в сочетании с товарно-денежными отношениями, для самодовлеющего хозяйства в рамках одной семьи. Все, как в народной пословице: «Что посеешь, то и пожнешь»!
comments powered by HyperComments