Строящаяся школа
Вот уже первый учебный год завершается для новой школы в микрорайоне Фонтаны Симферополя. Стремительными темпами идет строительство школ и детских садов в местах компактного проживания крымских татар. Родители этих микрорайонов мечтают в ближайшем будущем повести своих юных чад в новые благоустроенные дошкольные и школьные учебные заведения. Мы побывали на строительстве таких объектов в массиве Марьино Симферополя и пообщались с жителями близлежащих домов. Расспросили о том, какими они видят школу и детский сад своего микрорайона, и их ответы помогли нам создать вот такую картинку.
Бекир У., 61 год:
— Во-первых: школа должна быть крымскотатарской, в учебную программу обязательно с первого по одиннадцатый классы должны быть включены уроки крымскотатарского языка и литературы. Для патриотического воспитания необходимо, чтобы над ней наряду с государственными флагами реял и национальный флаг крымских татар. Мы годами отстаивали эти участки, строили дома, проводили коммуникации – это был тяжелый и долгий процесс, но нас подбадривала и спасала уверенность, что наши внуки и правнуки будут жить на родной земле и ходить в школу и детский сад, над которыми будет гордо развеваться наше национальное знамя.
Усние Х., 31 год:
— Мечтаю, конечно, что моя дочь будет ходить в детский сад рядом с домом. Надеюсь, оплата и вступительный взнос будут для нас финансово подъемными. Я смогу тоже выйти на работу, если определю своего ребенка в детский сад. Хочу, чтобы дочь знала родной язык, в мое время не было национального детсада или группы, поэтому не могу полностью восполнить этот пробел, обучая ему свою дочь.
Эмине К., 58 лет:
— У меня двое внуков-школьников, скоро появится третий. Так что и школа, и детсад для нас кстати, и для большинства местных жителей, в большинстве своем крымских татар, важно, чтобы эти оба учреждения имели национальный статус. Представляю, как было бы здорово, если детей кормили блюдами национальной кухни, отмечали национальные праздники, прививали им любовь к родному языку.
Сервер А., 63 года:
— Важно для учебных заведений компактного проживания крымских татар высокопрофессиональный и национальный состав педагогического коллектива. Поскольку в школе и детсаду будут дети в основном крымских татар, то и учителя и воспитатели должны быть в большинстве носителями этого языка и главное – профессионалы. Кадры для таких школ должны подбираться загодя путем конкурсного отбора, а не знакомства и кумовства.
Ирина Д., 33 года:
— Детский сад и школа рядом с домом – это предел мечтаний для молодой семьи, сразу снимает многие проблемы. Не возражаю, если в них будут изучать крымскотатарский язык, мы живем по соседству, и крымские татары прекрасно общаются с нами на русском языке, причем не секрет, многие даже лучше нас. Поэтому, если мои дети, да и я сама, будем понимать язык соседа, а если еще и худо-бедно, но изъясняться на нем, то вообще здорово. Простые люди всегда находят общий язык. От мудрости политиков и руководства зависит межнациональное согласие не только одного массива, но всей страны в целом. Когда школа и детский сад будут сданы, надеюсь, решится и вопрос центральной канализации для нашего массива.
Энвер А., 53 года:
— Учитывая качество почвы нашего района, пригодной для гончарного дела, необходимо создать в школе и детсаду базу для развития декоративно-прикладного искусства, обучать детей гончарному искусству, рисованию, скульптуре. Соседство кирпичного завода удобно для использования печей для обжига изделий. Живописность местности дает полет фантазии и все основания для создания художественной студии.
Лейля П., 78 лет:
— В советские годы в школах было тимуровское движение, считаю, это имело хорошее воспитательное значение. Пусть эта своеобразная форма опеки сегодня будет называться по-другому, но если школа возьмет шефство над пожилыми, больными и одинокими людьми, долгожителями Марьино, школьники помогали бы им по хозяйству, поздравляли с праздниками, ходили в магазин за продуктами, было бы прекрасно. Такая школа воспитала бы полезных для общества людей.
Диляра З., 49 лет:
— Надеюсь, что со строительством школы и детсада в нашем массиве обратят внимание, наконец, и на дороги. Когда закончится, как мы говорим, эта сплошная страна Чамурия (чамур в переводе с крымскотатарского – грязь). Большую часть года мы и дети месим грязь, добираясь до остановок. Стадион, спортивные секции при школе решили бы проблему досуга и физического развития местных ребятишек. У нас очень артистичные и музыкальные дети, хотелось бы, чтобы при школе работал театральный кружок, школа крымскотатарского танца. Школьная радио-рубка передавала бы новости школы на всю округу, интересно было бы послушать какой-нибудь урок в прямом эфире или открытое обсуждение локальной проблемы или поставленных задач.
Строящийся детский сад
* * *
Такой вот, интересной и обязательно национальной, школу ближайшего будущего видят жители Марьино, остается надеяться, что их пожелания учтут те, кто по долгу службы вправе решать такие вопросы. Ну, а родители тоже должны действовать, их активная гражданская позиция, своевременная подача обращений и писем — немаловажный фактор, способный улучшить жизнь не только местного сообщества, но и республики и страны в целом.
comments powered by HyperComments