Наш разговор с будущим культурологом Камиллой Сефер, студенткой 4 курса КФУ им. В. Вернадского (философский факультет, кафедра культурологии и религиоведения) и 5 курса Института иностранной филологии, кафедра английской филологии, выплеснулся за пределы науки культурологии. Такая уж это молодая наука — культурология – многогранная. Начинаешь об одном говорить и цепочкой цепляются и цепляются друг за другом звенья – и выходишь на все новые и новые горизонты мироздания.
Камилла выросла в семье медиков, дедушка – архитектор также сыграл немаловажную роль в становлении внучки как целеустремленной, творческой личности.
– Я хотела поступать на специальность «философия», – говорит Камилла. – А пообщавшись в приемной комиссии с преподавателями, открыла для себя новое направление – культурологию и решила, что оно мне ближе.
Культурология – молодая наука, которая сформировалась под влиянием структурного функционализма и социокультурной антропологии и выделилась как комплексная отрасль гуманитарных знаний в XX в. В целом дисциплина изучает самого человека как творческую личность, специфику различных культур и степень их взаимодействия, культурную политику, проблемы возникновения межэтнических конфликтов и механизмы их устранения.
– Меня интересует анализ феномена моды как объекта социокультурного исследования. Уже несколько лет подряд изучаю теорию моды и разрабатываю научное исследование на предмет отечественной моды в эпоху глобализации. Свои научные разработки апробировала в нескольких научных статьях: «Мода как объект социокультурного исследования», «UFW как событие в индустрии моды», «Глобализационные процессы в украинской моде», «Российская мода в эпоху глобализации» и «Мода как диалог культур».
– А как ты считаешь, как влияет глобализация на культуру крымских татар? Как нам как национальности сохраниться в условиях глобализации?
– Глобализация – противоречивый, амбивалентный процесс, его минусы – потеря понятия авторства, массовость, дегуманизация… Но, с другой стороны, этот процесс позволяет обмениваться информацией молниеносно и без границ, но только при условии, если корректно использовать полученные знания. Не могу сказать, что глобализация полностью вредит крымскотатарскому языку и культуре. Так или иначе, в Крыму работает достаточное число крымскотатарских филологов, да и сам язык развивается и при желании можно выучить родной язык и общаться, читать и писать на нем. Но вот в чем минус глобализационных процессов для крымскотатарского языка – исчезают местные диалекты, поэтому для их сохранения каждый представитель крымскотатарского этноса должен помимо общепринятого литературного языка знать и разговаривать на диалектах своих предков, чтобы сохранить свою культурную идентичность. Для этого крымским татарам необходимо больше читать об особенностях своей культуры, соблюдать традиции и передавать этот опыт молодому поколению. Современные крымскотатарские родители должны повысить свою компетентность в сфере истории культуры своего этноса (литературы по данной проблематике сегодня достаточно). Нужно чаще посещать спектакли на родном языке, интересоваться творчеством крымских художников, больше встречаться с родственниками и общаться с представителями старшего поколения (это мощный способ получения и обмена информацией о традициях и фольклоре любого народа). В современных реалиях крымскотатарскому народу необходимо изучать родной язык, разговаривать на нем в семье, с родственниками и друзьями. Тогда станет интересно читать книги на родном языке, чувствовать его особенности и неповторимый вкус, так как именно язык является «культурным сахаром» любого этноса.
Полагаю, что стоит больше слушать народную музыку – это существенный воспитательно-патриотический метод. Кстати, по моим наблюдениям, сегодня крымскотатарская молодежь серьезно увлекается этнической музыкой. На мой взгляд, в повседневной жизни, в быту моего народа должно быть как можно больше всего традиционного, этнического: обращение к символике, вышивке (тамга, узоры и другое, так как подобные культурные знаки и коды содержат в себе глубокую тайну и силу этноса. Именно культурологи умеют читать и анализировать подобные культурные тексты. Например, мощный культурный код раскрывается в крымскотатарском традиционном костюме – в каждой детали фасона, кроя, в каждом завитке узора – содержится свой определенный смысл. Узоры – это тоже поэзия! Существует, к примеру, несколько узоров, характерных для южнобережной части Крыма, такие как «сарма» и «сув». Мы знаем, что именно южная полоса полуострова наиболее благоприятна для выращивания винограда, а «сув» – это прямое обращение к поэтике Черного моря. Корни всего, что у нас есть сегодня, уходят в глубокое прошлое, ведь все возникло благодаря мыслителям и созидателям прошлых эпох. Без прошлого невозможно себе представить развитие настоящего.
– Как ты считаешь, какие недостатки есть у людей современности?
– Все свободное (и несвободное) время современное общество проводит в сети интернет. Люди перестают читать книги, снижают количество общения вживую, предпочитая ему более мобильные и доступные способы – «Skype» и различные социальные сети. Это последствия массовости современной культуры.
– Ты по природе лидер? Как лидер должен относиться к остальным?
– Меня привлекает организационная работа. Я люблю всех окружающих меня людей (и в исламе, и в христианстве воспета великая мудрость — любовь к каждому на этой земле). У меня много увлечений и я всегда стараюсь находиться в центре событий. Полагаю, что могу назвать себя лидером в любви к выбранной профессии и к моему крымскотатарскому народу.
– Твоя цель в жизни?
– Изменить мир в лучшую сторону, дать людям что-то хорошее и важное от себя и запечатлеться в этом мире, а не просто пройти мимо.
– Чем любишь заниматься в свободное время?
– Свободного времени мало, учеба занимает большую часть жизни. Люблю проводить свободное время дома с родителями, чтобы отдохнуть. Я уже давно хочу поехать в Санкт-Петербург и посетить Эрмитаж. Мечтаю посетить все музеи и галереи планеты.
– Любимые книги?
– Люблю антиутопический жанр и хорошую научную фантастику. Много читаю классической и современной литературы. Из любимых писателей хотелось бы выделить Номана Челебиджихана, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Рэя Брэдбери, Курта Воннегута, Айзека Азимова, Олдоса Хаксли и Дугласа Коупленда. Любимые книги – «Конец вечности» Айзека Азимова, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Сирены Титана» Курта Воннегута. Люблю эти произведения, так как они подняли вопросы о проблемах человечества и будущего развития нашей цивилизации.
comments powered by HyperComments