Гирей БАИРОВ
Я продолжал искать старожилов из Корбека. На этот раз вместе с Алиме Ганиевой мы решили поехать к Куртсеиту-ага Байбу. Утром выехали из Симферополя в село Орталан (Земляничное). Семья Куртсеита-ага приняла нас тепло. К сожалению, сам Куртсеит-ага уже не мог ходить, мы 3,5 часа посвятили интересному общению с ним.
Внучка Куртсеита-ага, Зейнеп, показала нам село. Мы с ней отыскали еще старожилов Сеттара Даглы (родом из Ускута) и его жену Гульзаде, уроженку Кучук-коя. Когда мы пришли, Сеттар-хартбаба в свои 93 года вскапывал огород. Кутсеит-ага и Сеттар-ага рассказали много интересных подробностей как носители языка, диалекта, истории, топонимики. Вечером мы вернулись в Симферополь. Через полгода, а может быть и больше, я узнал из газеты, что Куртсеита Байбу не стало. Раметли (покойный) Куртсеит Байбу всю жизнь мечтал вернуться в Корбек, но так и не смог. В память остались его многочисленные статьи про Корбек. Сохранилась запись его общения со мной, которой я поделюсь с читателями «ГК».
Общение с Куртсеитом Байбу вылилось в познавательную статью
Куртсеит Байбуев родился в 1929 году в Корбеке, в квартале Такынташ маалле. Его отца звали Меджит, он работал в колхозе. Мать — Фатма Байбу (в девичестве Муедин). В семье было 4 детей: Эмине, Гулизар, Хатидже и Куртсеит.
Дедушку по отцовской линии звали Джемиль Байбу. Дяди по отцовской линии (эмджелер) — Аким, Усеин, Велиша Байбу (жил в Симферополе, погиб на фронте).
Дедушку по материнской линии звали Муедин. Дяди по материнской линии (дайылар) — Асан, Усеин, Эмин.
В Корбеке было два рода с фамилией Муедин. Часть с фамилией Балич взяла фамилию Муедин, чтобы избежать репрессий.
Куртсеит Байбу работал киномехаником в Средней Азии.
Значение фамилии и слова Байбу не знал.
Куртсеит-ага рассказал нам легенду, поясняющую смысл названия села Корбек. Ему ее рассказал Черкез Амза – имам, который жил у них дома во время оккупации Крыма фашистами, так как его дом был разрушен в годы воинствующего атеизма как дом религиозного деятеля.
Одна из легенд о Корбеке
С незапамятных времен, когда наш народ жил уже в этом месте, в одной семье рождается слепой ребенок. Родители обращаются за помощью к знахарям, но ничего не помогает. Однажды ребенку снится сон: необходимо умыть лицо и глаза в роднике и тогда он прозреет. Но он не знал в каком роднике. Они с отцом обошли все родники в округе. Умывшись в одном источнике, мальчик стал видеть и рассказал об этом отцу. Отец на радостях сказал сыну: «Бек кор» – смотри хорошо. Отсюда и пошло название села Корбек.
В Корбеке было 7 кварталов (маалле): ашагъы (нижний), орта (средний), озен-маалле было два (2 речных квартала), харшы-маалле (противоположный квартал), кирас-маалле – в нижней части села (по одной версии квартал Кирас Смаила, Анчи-маалле, Такынташ-маалле.
Такынташ-маалле считался самой высшей частью Юхары-маалле (верхнего квартала). Слово Такынташ означает каменистое место. В Такынташ-маалле жило около 40-50 семей: Мемет Куртсеитов (его сына звали Иззет), его сестра Фатма Куртсеитова, Гафар Джеппар, Гафар Абджи, Биляловы, Арсланбековы, Эннан Арнаут, Аппаз Кимик.
В Юхары-маалле жили Одамановы, Кубаевы (Куба Фатма), Девлетовы, Джеппаровы (мазин Аблязис), Эмиршаевы, Дункабашевы (Дункабаш Зейнеб была повитухой (эбанай), была тетей Куртсеита-ага), Абдурешид Зомпатах, Рустем Зомпатах, семья Балич – богатый род, во время репрессий сменили фамилию, часть вынуждена была покинуть село, Мемет Джанкылыч – мырза, который приехал в Корбек из степи (у него был сын Ильяс и 2 дочери (одну из них звали Шавер).
В Озен-маалле жили Драгоны (Мемет Драгон), в Харшы-маалле — Чачи, в Ашаа-маалле — Юзбашевы.
В каждом маалле было свое кладбище – ашаа мезарлых, голова дере мезарлых, кильсе хыр мезарлых, тузлухларда мезарлых, такынташта мезарлых, анчи маале мезарлых, Катнаху деген ерде мезарлых.
Куртсеит-ага рассказывает, что многие руководители Крыма были выходцами из Корбека (Мемет Кубаев — председатель КрымЦИКа, Ильяс Тархан — председатель Союза писателей Крыма, председатель КрымЦИКа, Усеин Балич – представитель Крымской АССР при Наркомнаце РСФСР (1922-1923), заместитель председателя ЦИК Крымской АССР, с 1924 года — нарком просвещения, Абибулла Одабаш – научный секретарь в Народном Комиссариате просвещения Крымской АССР, Эбазер Чачи — один из первых крымских комсомольцев, Абдулла Чачи – работник Совнаркома Крымской АССР, Бекир Чачи, создававший, а затем и возглавивший первый колхоз в селе Корбек).
Куртсеиту-ага удалось до войны окончить несколько классов в школе в Корбеке, он вспомнил свою учительницу Урие-оджа из Кучук-Ламбата. Также учителями были в Корбеке Гани-оджа, Аблямит-оджа (Амит-оджа), Сеитасан-оджа Карабаш.
В Корбеке находилась могила Девлет-баба. В этом месте было медресе, где училась молодежь. Могила была в домике (дюрбе), которую посещал Куртсеит-ага еще до 1944 года. Внутри дюрбе могила была огорожена решеткой.
Существовало поверье, что посещение могилы святого исцелит недуг, укрепит здоровье, а незрячие прозреют. Перед посещением могилы святого нужно было совершить омовение, после чего входили в дюрбе, читали молитвы, выходили спиной назад, не оборачиваясь.
Ходить на азизлер в период атеизма до 1941 года было опасно. Среди коммунистов был человек, который следил, кто посещает азиз. В одно время люди увидели, что дюрбе святого стал разрушаться и решили починить. Так, с помощью высших сил, коммунист сторож даже не заметил, как жители восстановили дюрбе.
Куртсеит-ага вспомнил такие микротопонимические названия.
Драгон-озени – река, Савлух-су озени – река (там были две водяные мельницы – су дегирмен).
Ай-Йори хыр, Ай-Йори голю – озеро, Бабугъан яйля, Курбан чал, Узун хыр, Сарабан (это земли караима помещика Сарибана), Хоч Али, Катнаху, Мазин, Тузлухлар, Чанапул, Яврун чайиры, Каран хырдышы, Алику (Алику голь – озеро), Хачи (в 10 км от Корбека), Кастырчи хыр, Хорафа, Бужгъун, Савургъа, Парила, Каневиз, Узун алан, Су ат, Сельбасхан, Догъдан, Чатал хая, Шейтан чохрах, Озенбаш, Чакуч, Кирьян, Фка (Фука), Шатмал, Пуанын хыры, Маранда, Кемал хыр, Папарачи, Ликопия (по дороге в село Шума), Кильсе хыр (там было древнее кладбище), Чачпурна, Аспорт.
Кильсе бурун – самая высшая точка Чатыр-Дага. Агъыз хыр – перевал.
Жена Куртсеита-ага Ильмира (Ильмра) ханум Гафар в девичестве также родом из Корбека, родилась в 1941 году, ее семья жила в квартале Харши-маалле. Отец Сейдали работал в магазине. Мать звали Шемснур. В семье было 3 детей: 2 дочери (одну из них звали Альме) и сын Мустафа.
Чабаны на яйле каждый день доили 1000 овец. Из молока делали пенир (брынзу), хатых. Брат Куртсеита Байбу — Джемиль был помощником чабанов – кипятил молоко в казанах. Главой чабанов (одаманами) были в то время Мустафа Оказ, Сейдали Чачи, Бекир-хартбаба.
Будучи ребенком Куртсеит-ага был в пещере Бинъбаш-къоба.
Личные имена корбекульцев — Садет, Мудет, Мурвет.
Лагъаплар (прозвища) корбекульцев — Матах, Хамахор, Инджали, Чачи, Зомпатах, Джанай, Пори, Юзбаш, Карабаш, Каракурсак, Баир.
Вернулись в Крым вместе с Куртсеитом-ага в 1972 году в село Орталан (Земляничное). На тот момент они уже были 15-й семьей крымских татар, которая вернулась из ссылки. В родное село Корбек вернуться так и не смогли.
Отец Куртсеита-ага Меджит занимался выращиванием фруктов, винограда. Например, виноград требует плантажную обработку почвы (франц. plantage, от латинского planto — сажаю), глубокая предпосадочная обработка почвы с перемещением ее слоев, метод рыхления земли на 1 метр глубиной), чтобы корни винограда могли глубоко уходить в землю и получать влагу там.
По словам Куртсеита-ага, более 15-ти его родственников принимали участие в войне. Джемиль Байбу, Сервер Байбу, Велиша Байбу, Ибраимов Джемиль Эмин – не вернулись с фронта. Дядю Асана расстреляли фашисты за то, что работал в государственных структурах Крымской АССР – был похоронен на кладбище в местечке Тузлухлар в Корбеке.
Куртсеит-ага во время оккупации был ранен. Они с ребятами пасли коз, когда рядом взорвалась граната. Погиб его друг Ахтем Чалкозь, был ранен Длявер Чалкозь.
Коммунисты с приходом фашистов были расстреляны, среди них Эбасан Асан, Себия Оппан (Бабай), Месут Сюин, Кендже-оджа.
Куртсеит-ага вспомнил летчика Падош Смаила. По официальным документам он пропал без вести. Но по другим сведениям вместе с группой офицеров крымских татар он вернулся в Крым после окончания войны. Они хотели выяснить, почему выселили весь крымскотатарский народ. Власти их расстреляли в лесу возле Корбека. Об этом Эюпу Падошу рассказала русская переселенка, которая во время расстрела недалеко пасла коров. Энкавэдэшники сказали ей держать язык за зубами и никому ничего не говорить. Но перед смертью она решила рассказать об этом Эюпу Падошу, в то время, вернувшись из ссылки, в 1970-1980-е годы работавшему лесником в Крыму).
Выселение
До 18 мая провели перепись населения в Корбеке. Ночью разбудили, выгнали из дома семью Куртсеита-ага, вместе с сестрами и их детьми. На железнодорожной станции затолкали в вагоны. В пути умирали люди. Эмине-апа — родная сестра Куртсеита-ага — родила в вагоне девочку Айше. Ее муж воевал на фронте.
Хамахор Куртвели-ага – односельчанин из Корбека (его сын Сеитасан был в рядах РККА на фронте) умер в дороге, его похоронили казахи на одной из железнодорожных станций. В степях Казахстана уже тогда жили высланные чеченцы.
Куртсеит-ага вспомнил корбекульцев, которые остались в горах Крыма после выселения крымских татар. Он рассказал про Сеитасана Пинка и Сейдали Аджимурата, которые 3 года жили в горах. Но вскоре их поймали и тоже депортировали. Сын Сеитасана Рустем умер в Ангрене. Курстеит-ага вспомнил песню про Аблякима Аджимурата из Орта маалле. Абляким занимался перевозкой товара. Однажды в местечке Алику баснясы (озеро Алику, недалеко от Корбека) он поил лошадей, но что-то произошло и Абляким утонул. Слова из песни «Аблякимни багъырдылар, ат ханеге чагъырдылар, пичен ичюн ёлладылар, бир хазагъа огъраттылар».
В течение 1944-1945 гг. в один день с Хурзаде инге умер отец Куртсеита-ага – Меджит. Копать могилы для умерших было нечем, не было лопат, зимой земля была замерзшая. Мать умерла в мае 1945-го.
Куртсеит-ага попал в 9 отделение колхоза Пятилетка. В каждом отделении был свой комендант. В 9-ом отделении комендант Ишиев.
Куртсеит-ага — участник движения за возвращение в Крым. В колхозе Пятилетка также принимали участие в движении Девлет Осман, Бербер Якуб.
Живя в ссылке, Куртсеита-ага никогда не покидала мысль вернуться в Крым. В 1961 году, отдыхая в Сочи по путевке, решил приехать в Крым – первый раз после выселения. Попросил таксиста поехать по тем местам, где прошло детство. Приехали к родному дому. Из него вышел мужчина и запел «Ах, Фадимем, чых дереден, гостер манъа, ёл нереден». Это, видимо, был довоенный русский, который знал язык и пел крымскотатарские песни. Таксист был греком. В 1961 году им уже позволили вернуться в Крым, в отличие от крымских татар.
Я выражаю благодарность Алиме-ханум Ганиевой за помощь и организацию поездки в Орталан.
(При написании крымскотатарских слов в статье использован диалект села Корбек.)
comments powered by HyperComments