«Ненасилие» — скульптура на территории штаб-квартиры ООН
Надир БЕКИРОВ, кандидат философских наук
9 августа ежегодно мировая общественность отмечает Международный день коренных народов. В этом году Департамент ООН по Общественной Информации опубликовал следующий пресс-релиз, посвященный этой дате.
Международный день коренных народов мира
Законодательство и юриспруденция
Декларация используется для разработки конкретных национальных законов и внесения поправок в действующее законодательство. Для признания коренных народов поправки в законы были внесены в Японии, Многонациональном Государстве Боливия и Республике Конго. Первым примером узаконивания прав коренных народов стал «Закон о правах коренных народов», принятый в 1997 году на Филиппинах. Растущее число судебных решений свидетельствует об успехах защитников интересов коренных народов в деле признания прав коренных народов. Прецедентными делами стали «Кал против Белиза» Верховного суда Белиза, рекомендации Африканской комиссии по правам человека и народов по вопросу о народе эндороис, решение №35/Рии-Х/2012 Конституционного суда Индонезии, а также дела Межамериканского Суда по правам человека «Народ сарамака против Суринама» и «Коренной народ кечуа из Сараяку против Эквадора».
Работа Организации Объединенных Наций
Принятие Декларации подвигло несколько учреждений Организации Объединенных Наций и межправительственных организаций пересмотреть свою работу с коренными народами и разработать новые стратегии и политики. Многие из них внедряют конкретные проекты и программы, направленные на укрепление прав коренных народов в соответствии с их собственными приоритетами в развитии.
В отличие от Целей в области развития, сформулированных в Декларации Тысячелетия, где проблемы коренных народов практически остались без внимания, Цели Устойчивого развития включают в себя подробное рассмотрение первостепенных задач коренных народов, включая шесть упоминаний коренных народов в Повестке дня на период до 2030 года. Резолюция Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН (А/ЯЕБ/71/718) от 2016 года призывает государства-члены ООН учитывать права коренных народов в процессе осуществления Повестки дня на период до 2030 г.
Скульптура «Земной шар»на территории штаб-квартиры ООН расколотый
Дальнейшие действия
За последнее десятилетие осуществление Декларации Организации Объединенных Наций по правам коренных народов достигло значительных результатов, главным образом в мировых масштабах. В 2014 году во время первой Всемирной Конференции по проблемам коренных народов государства— члены еще раз выразили свою поддержку в адрес Декларации Организации Объединенных Наций по правам коренных народов и обязались предпринять законодательные, директивные и административные меры для достижения целей Декларации на национальном уровне.
После Всемирной Конференции отмечается прогресс на международном уровне, включая развитие общесистемного плана действий Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов для контроля работы системы ООН в данной области. Все же необходимо разрешить вопрос о разрыве между официальным признанием коренных народов и осуществлением политики на месте. На национальном уровне для осуществления Декларации как системы минимальных стандартов, необходимых для обеспечения выживания, благополучия и уважения достоинства коренных народов мира, существует необходимость проявления политической воли, технических возможностей и финансовых обязательств.
Каким образом это касается коренных народов Крыма?
Как известно, во время голосования Генеральной Ассамблеи за резолюцию, утверждающую текст Декларации в 2007 году, Россия, как и несколько других стран, воздержалась. Впоследствии некоторые лица, ответственные за состояние межэтнических отношений в России заявляли, что Россия, дескать, не голосовала за Декларацию в момент ее принятия, и поэтому эта Декларация для России значения не имеет. Другие говорят, что Декларация Россией не ратифицирована. Третьи, что декларации не имеют обязательной силы. Не станем отмахиваться от этих аргументов, а попытаемся разобраться. И увидим, что:
Декларации ООН не ратифицируются никем и никогда в принципе. Декларации, одобренные большинством Генеральной Ассамблеи ООН, вступают в действие после их одобрения без всякой дополнительной внутригосударственной процедуры и, в частности, ратификации кем бы то ни было.
Декларации не являются «legally binding», то есть, по-русски говоря, юридически связывающими документами. Они, с точки зрения международного права, являются рекомендациями, которых государства-члены ООН должны придерживаться в своей внутренней и внешней политике. Однако это не все. Отсутствие «юридического связывания» не означает, что государство может игнорировать такую декларацию1.
Представьте, например, что какое-либо государство сегодня заявит, что оно никак не признает действие Всеобщей Декларации прав человека! А ведь это тоже «всего лишь» декларация2.
Но в российском случае мы имеем еще два дополнительных важных фактора.
В конституции России есть статья 15:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы»… Декларации, одобренные ГА ООН, как раз именно такими нормами и принципами и являются.
Российская делегация официально участвовала 23-24 сентября 2014 года в специальной сессии ГА ООН, которая называлась: «Всемирная конференция по коренным народам». На той сессии аккламацией, то есть консенсусом или общим одобрением без голосования, был принят так называемый итоговый документ. В нем в 13 из 40 пунктов есть прямые ссылки на необходимость исполнения декларации, и практически во всех расписаны обязанности участников соблюдать ее отдельные положения.
Россия ни при обсуждении, ни при одобрении не возражала! Не потому, что ей не дали слова. Она его не брала и не делала никаких оговорок. Это означает, что она приняла, признала и обязана выполнять все пункты этого документа, что неизбежно означает признание и обязательство выполнять саму декларацию.
Правовым последствием этого является необходимость пересмотреть как законодательную базу, так и практическую политику российского государства для приведения ее в соответствие с признанными как всем миром, так и самой Россией принципа равноправия и самоопределения народов.
1) «Термин «декларация» употребляется для обозначения различных международных документов. Однако декларации не во всех случаях являются юридически обязательными. Этот термин часто намеренно выбирается для демонстрации того, что стороны не собираются устанавливать юридически обязательных обязательств, а лишь хотят декларировать определенные чаяния. Примером является Декларация Рио 1992 года. В то же время декларации также могут представлять собой договоры в общем смысле слова, которые должны иметь обязательную силу по международному праву. В этой связи в каждом отдельном случае необходимо определять, намеревались ли стороны устанавливать юридически обязательные обязательства. Выяснение намерений сторон зачастую может быть сложной задачей». Декларации, конвенции и другие нормативные документы. Определение терминов. Декларации. Доступно на: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/index.shtml
2) «Некоторые документы, озаглавленные «декларации», как изначально предполагалось, не должны были иметь обязательной силы, однако позднее их положения могли стать отражением международного обычного права или приобрести обязательный характер в качестве нормы обычного права. Это произошло со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года». Там же.
comments powered by HyperComments