ТАРИХЧИ
Одной из важных сторон жизни любой страны является ее социально-экономическая политика. Какая-то часть людей зарабатывает на жизнь, занимаясь собственным делом, другая работает в качестве наемной рабочей силы у частников или же трудится в бюджетной сфере. В то же время уровень жизни определенных слоев общества часто оказывается в зависимости от мер социальной поддержки со стороны государства. Предполагается, что последнее должно перераспределять национальный доход в пользу малоимущих слоев населения, заботиться о подрастающем поколении и тех, кто в силу возраста и состояния здоровья не способен позаботиться о себе сам — стариках и инвалидах.
В ходе переписи 2021 года население РФ опрашивали, в том числе, и об источниках средств, обеспечивающих его существование. Результаты по данному показателю доступны в разрезе отдельных регионов и национальностей. Конечно, переписной лист это не налоговая декларация, и сбор информации об источниках дохода не предполагал указания их размеров. Тем не менее определенные выводы из этой информации сделать можно.
В ходе переписи крымские татары чаще, чем население Крыма в целом, отвечали на вопрос об источниках своих средств. Так, указали свои источники 95,5% переписанных крымских татар, в то время как среди населения Республики Крым этот показатель составил 90,3%.
Примечательно, что если в ходе предыдущей переписи, проходившей в 2014 году, 19,6% крымских татар заявили переписчикам, что имеют два источника дохода, то в 2021 году таковых осталось только 4,1%. Наличие трех и более источников дохода в 2014 году указали около 1,5% крымских татар, а в 2021 году уже менее 0,3%. Один источник имели в 2014 году 78,9% крымских татар, а в 2021 году уже 95,6%. Эти цифры сходны с общекрымскими. В 2021 году 94,3% крымчан указали, что получали средства к существованию из одного источника, 5,2% — из двух, около 0,5% — из трех и более.
Основная часть источников средств к существованию населения Крыма приходится на заработную плату (35,7%), пенсию и другие социальные пособия (пособие по безработице, пенсия по инвалидности, детские пособия и пр.) со стороны государства (31,55%). Пребывает на обеспечении (иждивении) у других лиц — 25,7% крымчан. Последнюю категорию в большинстве своем составляют дети и молодые люди до 20 лет, которые, как это принято, находятся на попечении своих родителей.
Вследствие более молодой структуры населения и большего количества детей, среди крымских татар более высока и доля иждивенцев, чем по Крыму в целом — 35,8% (32,9% в 2014 году). Соответственно на заработную плату приходится 27,5% (25,6% в 2014 г.), на пенсию и социальные пособия — 26,6% (25,1% в 2014 г.) источников средств к существованию у крымских татар.
Вместе с тем доля доходов от предпринимательской деятельности и самозанятости у крымских татар оказалась выше, чем по республике в целом — 5,1% против 3,6%. Личные подсобные хозяйства, производящие продукты для собственного потребления, в качестве источника средств к существованию указали 2,5% крымских татар (в то время как в 2014 году этот показатель составлял целых 11,7%), а в среднем по Крыму этот источник дохода имел значение всего для 1% жителей.
Студенческие стипендии были источником средств для существования для 1,5% крымских татар и 1,4% крымчан. Остальные источники средств доходов имели еще меньшее значение. Если в 2014 году о доходах от сдачи в аренду имущества заявляло 1,5% крымских татар, а о доходах от сбережений, дивидендов с банковских вкладов и процентах с капитала 1,6%, то спустя 7 лет и на тех и на других пришлось только по 0,3% (по 0,4% в среднем по Крыму). Доход от патентов и авторских прав задекларировали только 65 крымских татар.
В целом, судя по всему, люди в Крыму все менее склонны делиться с государством информацией о состоянии своих финансов.