С внуками Батталом и Саффетом
Семья у крымских татар – это источник благополучия и оазис отдохновения от трудов праведных. Как правило, о зрелости юноши свидетельствовали его желание искать себе спутницу жизни и брать ответственность за семью и продолжение рода. А у девушки накопленные навыки ведения домашнего хозяйства и собранное буквально с колыбели приданное – сотканные и вышитые салфетки, покрывала и полотенца. Это все, конечно, в идеале. В крымскотатарской семье тоже случаются серые будни, раздоры и склоки. Об этом можно встретить много упоминаний в народной мудрости: песнях, поговорках, пословицах. Особенно в крымском фольклоре досталось невесткам, свекрови, золовкам. Но мне отдельно хотелось бы остановиться на сочинениях выдающегося просветителя Исмаила Гаспринского, который среди вопросов просвещения и воспитания всегда держал на острие своего пера проблему сохранения института семьи. Рассуждая о сохранении института семьи и наказании за нарушение супружеских обязательств, он писал:
«…не их слабость разрушает европейскую семью; не их строгость уродует семью азиатскую и, в частности, мусульманскую. Зло происходит от неправильного взгляда на женщину, от которой в одном случае требуют очень много; в другом – очень мало. Мужчина и женщина не единицы, а части одного целого; они только дополняют нечто целое и только коллективно представляют объект полного права и единицу силы, способную возрождаться, продолжаться в потомстве».
«…преступление против брака, семейных прав и обязанностей одинаково гадко, кто бы его не совершил, мужчина или женщина без всяких поблажек в пользу одной стороны».
«Борьба со злом возможна лишь путем последовательной, упорной, стойкой системы воспитания и правильным разрешением вопроса о месте и деятельности женщин».
О вопросах сохранения семьи мы сегодня побеседуем с кандидатом философских наук, доцентом, педагогом, специализирующимся на семейных традициях, воспитании детей, обаятельной женщиной, мамой и бабушкой Лейлей БЕКИРОВОЙ.
— Лейля-оджа, на ваш взгляд, на что следует опираться современной молодежи создавая семью?
— Если коротко, то на здравый смысл и традицию. На первый взгляд может показаться весьма циничным такой ответ, но давайте порассуждаем.
Во-первых, что такое семья? Семья является первичным и основным институтом социализации человека, становления его как личности. Именно в ней и через нее ребенок начинает постепенно входить в сферу национальной жизни. Как показывает практика, только семья может привить любовь к родному языку, культуре и традициям своего народа.
В своем становлении и развитии институт семьи прошел долгий и тернистый путь: от полигамных, безразборных половых отношений — к моногамным (разнополым) семейно-брачным отношениям.
Так сформировался традиционный институт семьи, основной функцией которой было не только общее ведение хозяйства, а, прежде всего, воспроизводство потомства и его воспитание в традициях своего народа.
Скорее всего, именно поэтому, к примеру, крымские татары издревле, преследуя целью рождение здорового потомства, уделяли большое внимание в выборе супружеских пар: был наложен запрет на вступление в брак между кровными родственниками до семи колен родства, не брали и не отдавали девушку из другого села (или города), более того, не брали девушку из семьи с подпорченной репутацией и т.д.
Но это было возможно отследить при компактном проживании народа… Как быть молодежи, вступившей, как говорится, в «возраст любви» в современных реалиях? Молодежи, которую разбросало по евро-атлантическому миру – миру с совершенно иной системой ценностей, в основе которой лежат такие идеи, как равенство, свобода, зачастую многими воспринимаемые как вседозволенность.
Естественно, что в этих условиях не может не волновать судьба нашего генофонда, который даже в сложнейшие периоды жизни народ пытался сохранить, включив жесткую систему запретов.
Я полагаю, что нам нужно внедрить в наше сознание две следующие истины, подтвержденные не только историческим опытом многих народов, но и наукой.
Первая. Лев Гумилев в своем труде «Этногенез и биосфера Земли» отмечал: «Для сохранения этнических традиций, необходима эндогамия (браки внутри этноса – Л.Б.), потому что эндогамная семья передает ребенку отработанный стереотип поведения, а экзогамная семья (брак с представителем другого этноса – Л.Б.) передает ему два стереотипа, взаимно погашающих друг друга». Следовательно, экзогамные браки ведут к ассимиляции народа и его постепенному исчезновению.
Вторая. Одна из самых больших проблем, с которой сегодня столкнулось человечество, – это демографический кризис, связанный с катастрофически быстрым вымиранием народов Европы.
По данным ООН, в настоящее время из более чем 8 млрд населения Земли лишь 1 миллиард 380 миллионов считают себя европейцами (это где-то четверть). Ученые связывают падение рождаемости среди европейских народов с вымиранием традиционного института семьи и легализацией однополых браков.
Тем не менее численность населения Земли будет все также быстро увеличиваться, но большей частью не за счет стран, у которых высокий уровень материального благосостояния, а, напротив, за счет населения стран Азии, Африки и Латинской Америки, то есть мира, в котором люди продолжают служить Традиции.
— На чем держится крепкая семья? Три кита семейного счастья.
— Крепкая семья, прежде всего, держится, на мой взгляд, не сколько на любви, которая почему-то… быстро угасает, а на взаимном уважении супругов друг к другу. Уважать человека — значит пытаться найти в его характере нечто особенное, присущее только ему, и на этом выстраивать свои отношения, а не искать его недостатки и пытаться его перевоспитать, что практически невозможно…
В связи с этим и возникает вопрос: «Почему в прошлом разводы супругов были крайне редкими?»
«Три кита», на которых держится, на мой взгляд, вся система воспитания в семье у крымских татар – это уважение к старшим, трудолюбие и честность в отношениях между супругами.
Кстати, на эти черты характера крымских татар обращали внимание путешественники и этнографы прошлого, такие как Михалон Литвин, Эвлия Челеби, Евгений Марков, Густав Радде и другие. Эти черты характера прививаются воспитанием и личным примером. «Анасына бакъып къызыны ал, бабасына бакъып огълуны ал» — гласит народная мудрость. На протяжении многих веков родители молодых руководствуются этим правилом при выборе партнера в браке для своих детей.
— Традиция совместного проживания родителей и уже семейных детей в современных реалиях.
— В прошлом у крымских татар в основном доминировала расширенная семья с чертами патриархальности и эндогамии. Примечательно то, что такая форма семейно-брачных отношений сохраняется во многих местах и теперь. Она продолжает реализовывать потребности семьи в социальном и экономическом отношениях. Расширенная семья может включать в себя три и более поколений или же несколько нуклеарных семей (дети и родители), живущих вместе. Проживая отдельно, тем не менее, в постоянном контакте находятся двоюродные и даже троюродные родственники, образуя собой так называемую «малую семью». Расширенная и малая семья, как правило, представляет собой значительный коллектив разновозрастных людей. Естественно, что все они оказывают влияние на воспитание ребенка. В таких семьях одновременно сосуществуют разные стили и методы воспитания. Одни родственники воспитывают преимущественно словом (бабушка и дедушка), другие – преимущественно примером (родители), третьи прибегают к авторитарным методам (дяди, тети) и т.п. Создается основа для широкого общения, игр и забав ребенка не только с родными, но и с двоюродными братьями и сестрами. Как известно, общение с широким кругом людей несет больше информации, поэтому в неразделенной, расширенной семье осознание принадлежности к коллективу происходит раньше, чем, допустим, в нуклеарной семье.
К сожалению, в современных условиях у крымских татар начинает преобладать нуклеарная модель семьи. Причина – кажущаяся целесообразность, экономическая выгода и т.д. Однако за отсутствие бабушек и дедушек в семье очень тяжело, прежде всего, расплачиваются дети. По сути, малыш, у которого еще не устоялись жизненные позиции, оказывается, предоставлен самому себе. И, чтобы заполнить образовавшуюся душевную пустоту, он ищет контакт за пределами своей квартиры, своего дома, в том числе и виртуальный, среди блогеров. На развитие личности ребенка в такой ситуации порой оказывают влияние люди совершенно посторонние – нередко с иной ценностной ориентацией. Родители, в силу своей занятости на работе или по хозяйству, не всегда могут отследить контакты своего ребенка в интернете. В результате, мы сталкиваемся с двумя очень непростыми проблемами: с одной стороны – ослабленное, порой даже отсутствующее внимание со стороны родителей к внутреннему миру своего ребенка; с другой – сильное влияние улицы или же интернета, что порой приводит подростка к весьма негативным последствиям, вплоть до суицидальных мыслей и самоубийства. Таким образом, выбирая нуклеарную семью, где только родители (иногда одна мать или отец), мы должны понимать, что обрекаем своих детей на жизнь без группы поддержки.
— Лейля-оджа, ваш прогноз на институт брака будущего.
— Я вижу только два пути в решении этого вопроса.
Либо мы сохраняем традиционный институт семьи, и тем самым сохраняем не только свой генофонд, но и приумножаем свое потомство, воспитывая его в духе традиций прошлого, формируя в нем характерные для нашего народа черты.
Либо народ, подвергнув себя добровольной ассимиляции, растворяется в каком-то другом суперэтносе. В истории этому немало примеров. В частности, Лев Гумилев посвятил свою работу «Этногенез и биосфера Земли» изучению вопроса, как возникает этнос, что способствует его расцвету, а затем исчезновению… Ответ кроется в бережном хранении традиций народа, его языка, культуры и истории. С этим невозможно не согласиться.
Наш народ в чрезвычайно сложных условиях жизни выжил и сохранил свою этническую и культурную идентичность среди других народов только благодаря тому, что строго соблюдались нормы и правила поведения народа, его обычаи и обряды.