Рустем ЭМИРОВ
Мещанлар ойнайлар, ашымыз синъсин деп,
Аякълар джасылсын, тамырлар тынсын деп.
Бекир Чобан-заде, 1923 с.
Безусловно, каждый народ, чтобы иметь какие-либо достижения, для того чтобы достичь намеченных целей, должен иметь ряд определенных качеств, например, мужество, целеустремленность, настойчивость…
Депортированный в 1944 году крымскотатарский народ десятилетиями боролся за возвращение на родину, несмотря на колоссальные жертвы, которые приходилось нести. Апофеозом этой борьбы можно считать московские события 1987 года, 30-летие которых отметили в июле этого года. Провокационное сообщение ТАСС, оскорбившее и унизившее весь народ, всколыхнуло и подняло на ноги всех крымских татар. Тысячи соотечественников, несмотря на все препятствия властей, добрались в столицу государства, собрались на Красной площади, чтобы выразить свой протест, отстоять честь и достоинство народа.
Кто был в те дни в Москве на Красной площади, хорошо помнят отважные, одухотворенные лица представителей народа, приехавших из Крыма, Украины, Кавказа, Средней Азии. Народ никогда не забудет лозунг в руках у молодежи: «Родина или смерть!». Ничто тогда не смогло удержать крымских татар.
С тех пор прошло не так много времени, и уже через несколько лет крымскотатарское общество стали потрясать коррупционные скандалы. Куда-то безвозвратно стали исчезать миллионные средства, выделенные на обустройство народа. А в это время, годами проживая в деревянных неприспособленных вагончиках, живыми сгорали крымскотатарские дети. Многие соотечественники, проживая в сырых, холодных землянках, получали неизлечимые болезни. Тысячи крымскотатарских детей провели детство и выросли без электричества, водопровода.
Так что же случилось с этим народом, почему произошли такие метаморфозы?
К сожалению, та часть крымскотатарского народа, которая сама себя причислила к элите, оказалась нравственно не совсем здоровой и подверженной разным духовным болезням, одной из которых было мещанство. А мещанству всегда сопутствуют стяжательство, эгоизм, лицемерие. К сожалению, немалая часть народа стала в жизни подражать тем, кто выдавал себя за элиту народа. Мещанство, эгоизм, равнодушие, как метастазы, поразили все слои народа. Смыслом жизни для многих соотечественников стал вещизм… Все жизненные силы этих людей стали уходить в погоню за материальными благами, стремление выделиться среди соседей, родственников, знакомых… Когда перед человеком такого склада стоит выбор посвятить свои способности, свое время возрождению и сохранению национальной культуры, традиций, языка или все силы отдать наживе, то он, конечно, выберет второе, при этом такие понятия, как мораль, совесть, патриотизм, отбрасываются как совершенно лишняя обуза.
Когда-то Александр Герцен писал: «Тонкий слой мещан не определяет судьбу нации». Это верно, но когда этот слой мещан составляет значительную часть народа, то тогда пиши пропало, будущее у этого народа весьма туманно.
Давно уже общеизвестно, что крымскотатарский язык таким авторитетным органом как ЮНЕСКО занесен в список исчезающих языков. Кого же это по-настоящему волнует? Мы чаще озабочены другими проблемами: купить еще более сверкающий автомобиль, обставить дом еще более шикарной мебелью и т. д. Если те, кто называет себя национальной интеллигенцией, больше озабочены приобретением очередной недвижимости, чем творчеством, тогда у народа никогда больше не появятся деятели культуры уровня Бекира Чобан-заде, Шакира Селима.
В свое время, 30 – 40 лет назад, наш народ был одним из самых читающих, образованных народов СССР. А что же сейчас? Редко, очень редко увидишь в чьем-то доме полки с серьезной литературой, а еще реже встретишь читающих на родном языке.
Мещанство, безудержное поклонение вещам и патриотизм, забота о национальной культуре всегда шли разными дорогами.
comments powered by HyperComments