Из незабудок, облаков и звезд
Шила я платье иглами от роз!
Море сверкало волнами вдали.
Шила и пела песню о любви!
Крымскотатарское свадебное платье — роскошь узоров старины
Создание свадебных платьев в крымскотатарском национальном стиле — искусство, сотканное из нескольких видов искусств. Крой и шитье, вышивка — золотыми и серебряными нитями, бусами, изготовление украшений…
Фес, фата, пояс, платье, унизанные стилизованными национальными орнаментами — плывет невеста словно белоснежная лебедь на заре, вся в хрупкой роскоши чудесных узоров свадебного одеяния.
Рождается луна, словно блистающее перышко райской птицы на бархате неба, рассыпаются золотые огоньки, распускаются диковинные цветы, нежные лепестки и вьющиеся золотые стебельки — искусные руки мастериц вышили эту красоту, от которой невозможно отвести глаз.
Юные невесты рассказали, почему выбрали себе свадебные платья, украшенные стилизованными крымскотатарскими национальными узорами.
Арзы:
«Я выбрала себе для обряда никях свадебное платье в национальном стиле. Потому что оно отражает наш неповторимый крымскотатарский колорит. Свадебный наряд для обряда никях закрывает тело, кроме лица и запястий, он соответствует одеянию мусульманки, одеянию наших предков, защищает от взглядов и дает девушке право входа в мечеть.
Узоры, которыми украшен наряд, выполнены округлыми, плавными, мягкими линиями, что тоже имеет свой смысл — девушка-невеста нежна, грациозна, красива. Свадебное платье в национальном стиле — это не просто красота одежды и узоров, а и красота души крымской татарки — скромной мусульманки.
Узоры в национальном стиле выступают еще и как оберег — на свадебном мероприятии взгляды людей обычно прикованы к невесте, ее наряду, и красивые узоры на платье отводят взор, берегут невесту от излишних взоров».
Сафиназ:
«Я хотела для себя свадебное платье именно в крымскотатарском национальном стиле, и все мои родные и близкие этого хотели, так как с каждым годом у нашего народа все больше пробуждается и крепнет чувство патриотизма. Все хотят быть верными нашим старинным традициям. Я очень рада, что патриотизм вошел в моду, все больше молодых выбирают себе свадебные наряды в национальном стиле.
Когда я надела это великолепное платье, я словно вернулась в стародавние времена, я ощутила себя безмерно счастливой, было очень приятно почувствовать очарование прошлых времен!»
Автор вышеуказанных свадебных нарядов художник-модельер Майре Люманова:
«В последнее время наблюдаю огромную тягу крымских татар к своим корням, национальное самосознание все больше выходит на первый план, в своей свадебной одежде молодежь хочет подчеркнуть: «мы — крымские татары!».
Все больше молодых пар стремятся предстать на своем свадебном торжестве в нарядах, приближенных к национальному.
Для невест — это традиционный покрой платья, украшенного стилизованными национальными орнаментами, свадебный пояс, фес, фата также расшиты узорами, для женихов — жилетка, расшитая стилизованными национальными узорами, свадебный пояс — учкъур — под цвет жилетки.
В последнее время в мечеть на церемонию бракосочетания (никях) невесты часто надевают нарядную верхнюю одежду для никяха (халат с длинными рукавами), покрой и узоры также приближены к национальному.
Причем, я заметила, если раньше женихи к национальному наряду невесты относились с воодушевлением, а сами к мужским крымскотатарским свадебным элементам одежды были слегка равнодушны и надевать не очень-то стремились, то теперь охотно соглашаются предстать рядом с невестой в нарядной жилетке и со свадебным поясом-учкуром.
Цвет свадебного наряда может быть разный, наиболее популярны: молочный, бирюзовый разных оттенков (он к лицу многим), красный также разных оттенков и другие…
Если несколько лет назад невесты, выбирая себе стилизованное национальное свадебное платье, стремились лишь выделиться, отличиться, то сейчас можно сказать, оно уже входит в традицию, одежда для обряда никях тоже уже становится традицией, и сценарий свадьбы тоже все чаще выстраивают в национальном стиле, и жених с невестой специально готовят национальный танец «Агъыр ава ве Хайтарма» — занимаются с хореографами-профессионалами.
Сейчас для крымских татар все более важным становится подчеркнуть свое национальное «я».
Женихи более решительными становятся — по количеству свадеб заметно. Раньше тянули со свадьбой, сейчас — нет (Смеется.)».
Каракулевый колпак — венец мужского национального костюма
Один из незаменимых атрибутов мужского национального костюма — колпак (къалпакъ). Сейчас его носят многие, чуть ли не все представители сильной половины крымскотатарского народа разных возрастов.
В местах депортации в 1960-1980-е годы колпак носили в основном представители старшего поколения.
Молодежь, люди постарше довольствовались любым головным убором, носили абы что: кепки, тюбетейки, шляпы… И лишь в 1980-х молодежь стала отдавать предпочтение крымскотатарскому национальному головному убору.
Эльдар Сеитбекиров, главный редактор газеты «Голос Крыма», впервые надел крымскотатарский къалпакъ в далеком 1988 году, когда еще жил в Узбекистане:
«В Узбекистане, где мы родились и жили, местное узбекское население носило национальную одежду. Женщины — платья из хан-атласа, головной убор — расшитую тюбетейку, волосы заплетали во множество длинных тонких косичек — от 16 до 40. Мужчины носили черные тюбетейки с белыми узорами, причем в разных регионах — с разными, на ногах — кожаные сапоги, а также носили поясные платки и ножи, на плечах — чапаны синие или полосатые. Причем в Вузгородке г. Ташкента синие надевали «ФАНы» (аббревиатура от названий городов: Фергана, Андижан, Наманган), а полосатые — «СурКаши» (от Сурхандарья, Кашкадарья).
Крымские татары в местах депортации, проживавшие в городах и районах, в основном адаптировались к той среде — в городах они носили европейскую одежду, а проживавшие в узбекских кишлаках нередко перенимали узбекскую одежду, в частности, наши старики носили тюбетейки. Это было связано с ритуальными мероприятиями (похороны-дженазе, молебны-дуа).
В детстве и юности я, естественно, подражал своим родителям-учителям, и уже в старших классах носил классический костюм с галстуком.
Мой дед Абкерим-картбаба, уроженец пгт. Гаспра, хотя и был представителем рабочей профессии (автослесарь), любил щегольнуть, одевался красиво, на все мероприятия — от дуа до свадеб ходил в костюме, а на голове его красовался крымскотатарский каракулевый къалпакъ. И даже в 80 лет он душился одеколоном «Красная Москва».
Когда я учился на втором курсе Ташкентского госуниверситета, в 1988 году, дед заявил, что хочет сшить мне крымскотатарский къалпакъ. Мы вместе поехали в город Ленинабад и заказали мастеру-крымскому татарину национальный головной убор для меня.
Когда я, надев черную «тройку» и каракулевый къалпакъ, явился в университет, получил массу комплиментов от своих однокурсниц. Когда шел по улицам Ташкента, чувствовал на себе взгляды прохожих. А когда в автобусе ехал в район инструментального завода, попутчики-крымские татары высказывали свое одобрение: «Машалла балагъа!».
С того времени каракулевый къалпакъ стал неотъемлемой частью моей одежды.
Я изучал историю и мне часто встречались в архивах фотографии наших предков, и чем дальше, тем больше хотелось, чтобы в нашей современной одежде были бы национальные элементы.
Родители мне рассказывали, что известный хирург (ныне покойный) Ремзи Военный на своей свадьбе был в национальной одежде. Строя планы на будущее, я также хотел одеться в национальный костюм, чтобы и моя невеста на свадьбе была в национальном платье, моя невеста с удовольствием поддержала меня. Свадьба наша состоялась в 1994 году,
В те времена мы только обустраивались, все организовывалось на ходу. Еще не было в Крыму мастериц национальной вышивки, выбор тканей в магазинах был скуден, с финансами — туго.
Семья художника Мамута Чурлу помогла — предоставила нарядную белую ткань — на свадебное платье. Шефика Консул дала на время для невесты старинный фес, серебряный пояс, дуалыкъ (амулетницу), украшения.
Те счастливые моменты нашей жизни нашли продолжение в трех наших детях и совместной работе в газете на протяжении 21 года.
В начале 2000-х годов мы в «Голосе Крыма» начали кампанию пропаганды стилизованной современной одежды для крымских татар, проводили круглые столы на эту тему.
2008 год объявили Годом национальной одежды.
Инициатива была подхвачена молодежью. Затем на телеканале ATR ведущие стали одеваться в одежду с национальными элементами. Сегодня все чаще встречаешь национальные элементы в одежде молодежи, на свадьбах — свадебные крымскотатарские костюмы. Наряжают молодежь наши мастера вышивки, золотого шитья и др. Эта тенденция должна набирать обороты, современная одежда крымских татар должна быть украшена национальными элементами».
comments powered by HyperComments