14 сентября в Нью-Йорке открыла свою работу юбилейная 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Участие в ее работе принимают представители почти 200 стран, главы государств и правительств. На сегодняшний день ООН продолжает оставаться самой авторитетной международной организацией. В ее рамках происходит многостороннее обсуждение всего спектра международных проблем, и осуществляются попытки наладить международное сотрудничество в деле разрешения наиболее острых проблем, стоящих перед миром.
Восемь лет назад на 62-й сессии Генассамблеи ООН была принята Декларация о правах коренных народов. О том, каким образом ООН сегодня решает вопрос о восстановлении прав коренных народов мира, мы говорим с кандидатом философских наук Надиром Бекировым.
— Многие ли государства-члены ООН руководствуются в своей политике Декларацией о правах коренных народов?
— Наверное, нужно судить по тому, что то или иное государство реально делает. Декларация о правах коренных народов, как и любая другая декларация, является набором руководящих принципов для государств-членов ООН. Они могут руководствоваться, а могут и не руководствоваться ею независимо от того, как они голосовали при ее принятии.
Декларация не является юридически обязывающим документом. Но при всем при этом международное сообщество оценивает политику государств по тому или иному вопросу с точки зрения того, следует ли то или иное государство принципам, содержащимся в соответствующей декларации ООН. Поэтому большинство государств, так или иначе, старается в большей или меньшей степени следовать нормам разных деклараций, которые принимала ООН, чтобы не выглядеть плохо в глазах других государств.
Причем есть очень важный момент. Декларации являются действующими документами независимо от того, как голосовало государство. Конвенция действует для государства только в тех случаях, когда оно ее подписало и ратифицировало. А декларация не требует ратификации и действует в любом случае. Хотя она не обязывает государство как конвенция, но деятельность государства оценивается с точки зрения декларации. И государство не может сказать, знаете, я не подписывало, я не голосовало, я не ратифицировало, поэтому она для меня не действительна. Самим фактом своим нахождения в составе ООН – организации, которая приняла декларацию, государство уже подлежит влиянию этой декларации.
Все больше государств присоединяются к Декларации о правах коренных народов. Почти все, кто был против, и часть воздержавшихся, уже сказали, что они за. Многие государства начали реализовывать нормы и принципы декларации в своем внутреннем законодательстве. Есть и такие, которые до сих пор этого не делают.
— Какие механизмы используют коренные народы, чтобы реализовывать положения декларации?
— Очень многие. Практически все механизмы ООН, в том числе и те, что не работают специально по декларации. Они учитывают мнение коренных народов, которые формулируют свои права в соответствии с декларацией. То есть, прежде всего, это политические органы, уставные органы — Совет по правам человека, который недавно проводил очередную сессию в Женеве, где каждые два года каждое государство предоставляет универсальный периодический отчет о соблюдении прав человека. В этот отчет государство включает все темы, связанные с правами человека, причем не только те, которые следуют из заключенных этим государством договоров. При подготовке отчета представители коренных народов могут представлять свои параллельные сообщения. Есть докладчик ООН по дискриминации против коренных народов — специальное должностное лицо, которому каждый коренной народ может направить жалобу или сообщение о нарушении его прав. И критерием тут, в частности, является соблюдение Декларации о правах коренных народов. Это есть договорные органы ООН, которые работают на базе существующих договоров и конвенций, но для того чтобы проиллюстрировать, как нарушаются гражданские, политические или культурные права, коренные народы и их представители имеют возможность обосновать это со ссылкой на то, что не соблюдаются положения Декларации.
Есть специальные два механизма. Это созданный Генеральной Ассамблеей ООН Постоянный форум по вопросам коренных народов, являющийся органом Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Постоянный форум готовит рекомендации для ЭКОСОС, который, в свою очередь, передает их на рассмотрение Генассамблеи. Плюс Экспертный механизм по правам коренных народов, который, во-первых, проводит исследования по отдельным правам, вырабатывает рекомендации для правительств, а во-вторых, он точно также принимает к рассмотрению сообщения коренных народов, где они обосновывают те или иные свои претензии или требования или пожелания, в том числе с привлечением материалов Декларации о правах коренных народов. Хотя сама Декларация в себе не содержит механизмов ее обеспечения, тем не менее другие органы и должностные лица ООН используют Декларацию опять-таки как ориентир для оценки деятельности государств в сфере обеспечения прав или нарушения прав коренных народов, которые живут на их территории.
Например, Постоянный форум по вопросам коренных народов всегда в своей повестке дня имеет дежурный обязательный вопрос о соблюдении Декларации о правах коренных народов. И хотя сам Постоянный форум не принимает решения по жалобам, но, собирая информацию, он дает рекомендации Экономическому и Социальному Совету. А тот, в свою очередь, дает рекомендации Генассамблее по этому поводу. То есть все равно есть механизмы обеспечения, хоть и не прямые.
— Со времени принятия декларации прошло 8 лет. Какие тенденции прослеживаются в мире и России в частности?
В мире в целом, безусловно, происходят позитивные изменения, хотя и медленные. В России реализация положений Декларации зависит от законодательных органов — Госдумы, Совета Федерации.
— Насколько коренные народы России активно участвуют в структур ООН?
— Так получилось, что втянулась в эту работу та категория народов, те, которые называются коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. А другая значительная часть народов в них не участвует — либо не знают, либо не имеют доступа, либо не считая нужным. Среди же малочисленных народов есть международно признанные эксперты, есть члены этих органов, допустим, Постоянного форума. В этом году, например, Экспертный механизм по правам коренных народов возглавляет Алексей Цыкарев, представитель народа карелы, который живет на севере России.
— Ожидается ли в ближайшее время принятие новых международных документов о правах коренных народов?
— В ближайшее время нет, хотя в принципе общая тенденция работы международного сообщества такова, что сначала появляется декларация, а через какое-то время после нее приступают к разработке обязывающего договора, конвенции. По-русски иногда называют их пакт. И между ними иногда проходит довольно большая временная дистанция. Например, Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году, а два международных пакта о правах человека в 1966-м. Прошло 18 лет. Ратифицированы они были и вступили в силу только в 1976 году.
Думаю, что на базе Декларации о правах коренных народов по мере того, как будет накапливаться мировой опыт, выявляться и решаться проблемы, постепенно встанет вопрос о принятии соответствующей конвенции. Пока в самой системе ООН этого нет. Но общая тенденция такова, что рано или поздно ООН к этому придет, конвенция по этой теме будет разработана и принята. Она должна будет ратифицироваться, и тогда тоже будет вопрос: почему какое-то государство ратифицирует конвенцию, берет на себя обязательство ее соблюдать, а какое-то избегает ратификации? Это, так или иначе, будет являться хорошим индикатором реального положения дел в том или ином государстве, так и его отношения к правам человека в целом. Нельзя на каждом шагу говорить, что наше государство уважает права человека, и в то же время игнорировать мировые тенденции и уклоняться от новых возникающих договоров о правах человека, которые все больше и больше государств приемлют и ратифицируют.
— Уделяется ли в ООН внимание крымскотатарской проблеме?
— За последние два года во всех отчетах ООН, касающихся прав человека, разных органов и докладчиков, обязательно упоминается в том или ином контексте крымскотатарская тема. Поэтому крымскотатарская тема в этом смысле вышла на самый высокий уровень в ООН, и не только в ней, а ведь еще 20 лет назад эта тема и близко не стояла. Теперь речь идет о реакции России как страны-основателя ООН, о том, как она относится к оценкам разных органов ООН, касающихся прав крымских татар и других коренных народов.
Речь о правах крымских татар на международной арене должна идти с точки зрения Декларации прав коренных народов.
comments powered by HyperComments