Курс валют USD 0 EUR 0

Народ, диаспора и мечта о возвращении

Комментариев: 0
Просмотров: 999

ТАРИХЧИ

Обстоятельства исторического пути крымскотатарского народа складывались таким образом, что сегодня значительная его часть проживает за пределами своей исторической родины. Сейчас крымскотатарские диаспоры существуют в разных странах мира. Наиболее значительные крымскотатарские общины — в Турции, Румынии, государствах Центральной Азии. Точная численность крымскотатарской диаспоры неизвестна. Однако весьма вероятно, что сегодня за пределами Крыма живет в несколько раз больше крымских татар, чем непосредственно на полуострове. Уже хотя бы в силу этой причины поддержание отношений с соотечественниками, находящимися за рубежом, очень важно для крымских татар в Крыму. О том, какую роль диаспора могла бы сыграть в судьбе всего народа, мы сегодня беседуем с крымскотатарским общественным деятелем Надиром БЕКИРОВЫМ.

 

Вызовы времени

— Проблема, с которой сталкивается любая диаспора, это ассимиляция. Насколько, на ваш взгляд, крымскотатарская диаспора устойчива к ассимиляционным процессам?

— Думаю, что это меняется с течением времени. В 1990-е годы в Турции мне как-то пришлось встретить молодого человека, который рассказал очень интересную историю своей семьи. Оказалось, что его предки поселились в Турции еще во времена Крымского ханства. Кто-то из них занимал пост шариатского судьи — кади, и был направлен на работу в Стамбул. Таким образом, в XVIII веке его род осел в Турции. При этом он считал себя крымским татарином, был более-менее в курсе наших национальных дел и очень ими интересовался. Но в целом можно сказать, что ассимиляция, безусловно, нарастает. Она очень ускорилась где-то начиная с 1970-х годов прошлого века. Почему? До этого времени жизнь во многих странах мира еще была в значительной степени основана на традиционном укладе, индустриализация наступала постепенно. Большая часть крымских татар в Турции жила в селах, где все друг друга знали, общались между собой.
Приехав в Турцию в первый раз в 1990-х годах и побывав в нескольких крымскотатарских селах, я был поражен тем, на каком крымскотатарском языке говорят люди там между собой. Такого крымскотатарского языка я не слышал даже у лучших наших литераторов. Это была не просто живая, легкая, быстрая крымскотатарская речь, а речь, которая является основным инструментом общения, мышления, распространения знаний и информации. Когда люди говорили, они между делом шутили, рассказывали какие-то традиционные анекдоты, поговорки, которых я раньше никогда не слышал. Это все было к месту, на ходу, с прекрасным произношением.
Но это были уже практически последние осколки того живого крымскотатарского языка, который бытовал среди диаспоры в Турции. Люди, с которыми я общался, в своей среде еще говорили по-крымскотатарски. Вместе с тем они все прекрасно говорили, читали и писали по-турецки. Несмотря на то, что крымскотатарский и турецкий языки достаточно похожи, тем не менее чувствуется определенная разница. Тем более в тех местах, где я был, бытовал в основном степной диалект крымскотатарского языка, который заметно отличается от турецкого и на слух и по произношению.
Однако их дети, которые так же, как и родители, учились в турецких школах, но постепенно все больше переезжали в города, они уже часто, хоть и понимали крымскотатарскую речь, но говорить по-крымскотатарски уже не могли.
Родители могли говорить с ними и по-крымскотатарски и по-турецки, те отвечали по-турецки. А вот их внуки, думаю, говорят уже только по-турецки. Возможно, они в состоянии понять крымскотатарскую речь, но она уже им не близкая и не родная.
То же самое можно сказать о диаспоре в Америке. Старшее поколение неплохо говорит по-крымскотатарски, как правило, на диалектах, в зависимости от того, кто из какой части Крыма родом. Второе поколение еще может что-то знать и понимать, но для них уже легкой речью является английская речь, в данном случае американский вариант английского. Предполагаю, что их дети крымскотатарский не будут знать вовсе и будут называть себя американцами крымскотатарского происхождения. Я, например, встречал людей, которые представлялись американцами иранского происхождения.
Мне трудно говорить о диаспоре в Румынии и Болгарии. Там, в Добрудже, она все-таки живет преимущественно в сельской местности, где, насколько я знаю, язык сохранился.
В целом уже сейчас необходимы специальные усилия для поддержания национальной и культурной идентичности у молодого поколения крымских татар в диаспоре, воспитания у них понимания, что ты не просто гражданин какого-то государства, но еще и крымский татарин, у которого есть и историческая родина. Само по себе это происходить не будет. Нужны специальные усилия.

Потенциал и действительность

— Каков сегодня, на ваш взгляд, политический, культурный, социальный потенциал крымскотатарской диаспоры?

— У меня есть свое субъективное мнение по этому вопросу, которое кому-то может показаться преувеличением.
Потенциал крымскотатарской диаспоры, конечно, ниже чем у еврейской диаспоры. Думаю, никого этим утверждением не удивлю. Он ниже потенциала индусской диаспоры, о которой на территории бывшего СССР мало кто знает. Но в мире известно явление, которое называют индусской экономикой. Имеется в виду не экономика Индии, а экономика индусской диаспоры. Расселенная практически по всему миру, она умеет очень успешно проводить свои интересы на разных континентах.
Хотя я могу ошибаться, но мне кажется, что после еврейской и индусской диаспор культурный и политический потенциал крымскотатарской диаспоры стоит на третьем месте в мире. Он выше, чем потенциал армянской диаспоры и многих других.
Но это только потенциал. На протяжении десятилетий он никак не реализовывался. Представьте себе шар, который стоит на вершине пирамиды или конуса и замер в неподвижности. Пока он стоит, его можно увидеть со стороны, но очень сложно представить, что он в состоянии сделать по-настоящему. Так и с потенциалом нашей диаспоры.
У диаспоры есть огромный потенциал как для прямых, так и для технологических инвестиций в проекты, направленные на поднятие благосостояния, информационного, культурного и экономического развития крымскотатарского народа. То же самое можно сказать и о политическом потенциале.

Крымскотатарская диаспора Румынии

 
Кому-то это может показаться огромным преувеличением, но разница между возможностью – потенциалом диаспоры, и действительностью – ее реальными действиями и достижениями, настолько велика, что если бы, с моей точки зрения, диаспора направляла свои усилия не на поедание чебуреков и концерты, а взялась бы в свое время помогать нашему народу по-настоящему, то многие проблемы крымскотатарской нации были бы успешно разрешены еще лет 15—20 назад.
Однако, по моим наблюдениям, судьба крымскотатарского народа на своей Родине – в Крыму – на деле не является приоритетом для нашей диаспоры, хотя на словах, да, все себя подают величайшими патриотами. На деле же интересы диаспоры связаны с теми государствами, где она проживает, и где ее представители делают карьеру себе и своим детям. От Крыма и крымских татар же отделываются мелкой благотворительностью и громкими речами на своих встречах и конференциях.
Помимо всего прочего, диаспора очень плохо информирована о том, что на самом деле происходит с крымскими татарами в Крыму. К сожалению, информационный обмен между крымскими татарами в Крыму и диаспорой сегодня практически не происходит, что связано с качеством существующих каналов информации. В результате диаспора буквально существует в замкнутом пространстве тех убогих псевдоновостей, которые касаются совершенно узкого и неважного круга проблем.
Диаспора поддерживает отношения и взаимодействует с небольшим кругом знакомых ей людей, судит обо всем по их предвзятым рассказам и, помогая им в их личных делах, оправдывает себя тем, что она помогает народу. Огромное заблуждение!

 
— Отдалили события последних восьми лет диаспору от Крыма?

— Безусловно, отдалили. Живого человеческого общения между крымскими татарами в Крыму и диаспорой стало меньше. Возможности, которые дает интернет, к сожалению, и близко этого не компенсируют. Существует и такой фактор, как языковой барьер.
Я могу ошибаться, но даже совокупность актов о депортации — постановление ГКО о выселении крымских татар в мае 1944 года и т. д., до сих пор не переведено на турецкий язык. И когда там говорят о депортации, никто даже представления не имеет о том, какими законодательными актами это все делалось, какие есть законы о восстановлении прав и т. д. Все судят по каким-то там журналистским пересказам.

 

Идея возвращения

— Что можно было бы предпринять для налаживания связей между крымскими татарами в Крыму и диаспорой?

— Первое, что я пожелал бы диаспоре, — это изучить те реалии, в которых находится крымскотатарский народ. Именно здесь и сейчас. Сегодня. Интересоваться не какими-то отдельными лицами или находящимися на слуху политическими фигурами. Потому что их взгляды, поступки и слова очень часто не соответствуют интересам крымских татар.
Часто считается, что в каких-то сложных обстоятельствах, для того чтобы добиться успеха, нужно всех обязательно каким-то образом объединить. Найти общий язык, платформу. Меня так с детства воспитывали, и долгое время я так, в общем, и думал. Но в последние годы я скорее склоняюсь к следующему. Все, кто не хочет жить в Крыму, все, кто не любят Крым настолько, что ищут счастья где-то за рубежом — все они не имеют отношения к крымским татарам.
Для меня крымский татарин — это тот, кто готов при первой же возможности вернуться в Крым. И неважно, уехал ли он сам из Крыма вчера или же его предки двести лет назад вынуждены были бежать оттуда. Если до поры до времени он не имеет возможности возвратиться сам, то, по крайней мере, он может реальными делами оказывать помощь соотечественникам на исторической родине. Касается ли это таких сфер, как образование, экономика, представительство на международной арене. Речь идет не о том, что он где-то должен садака подать или барашка зарезать, а о том, что, изучив проблемы крымских татар, он стремился бы помочь им реальными действиями.
Не надо говорить о любви к родине, поедая чебуреки на каком-нибудь «чебурек куню» или отплясывая на «Къырым геджеси». Если ты считаешь себя крымским татарином не на словах, а на деле, то работай на свою родину и свой народ, который на ней выживает. А не ублажай себя песнями и плясками где-то на стороне.

 
— В нынешней обстановке не приходится говорить о возможности массового возвращения представителей диаспоры…

— Пусть задумаются над этим.

 
— Возвращение должно стать идеей диаспоры?

— Сейчас нужно накапливать потенциал для этого.
С моей точки зрения, даже если в Крыму останется только сто тысяч крымских татар, но тех, которые на самом деле будут любить эту землю и готовы будут возрождать свой народ на ней, то из этих ста тысяч появится сначала миллион, а потом и десять миллионов. А в том случае, когда раскиданные по всему миру крымские татары, пусть даже их будет насчитываться несколько миллионов, будут говорить о любви к родине, фактически ее оставив, то никаких перспектив у нас как народа не будет.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог