Курс валют USD 0 EUR 0

Новая традиция

Комментариев: 0
Просмотров: 91

ТАРИХЧИ

С начала массового возвращения крымских татар на родину возникла хорошая традиция проведения койдешлер корюшюви. Как правило, во встречах односельчан принимают участие уроженцы тех или иных крымских сел и их потомки. Такие мероприятия помогают поддерживать связь с малой родиной, сохранять преемственность поколений и связи между людьми. Однако, к сожалению, встречи односельчан проводятся далеко не во всех селах Крыма. Но постепенно эта традиция расширяется на новые населенные пункты. Так, например, недавно в Белогорском районе прошла встреча уроженцев села Кишлав и их потомков.

Два Кишлава

На нынешней территории Белогорского района в прошлом было два села с названием Кишлав. Одно из них, в послевоенное время переименованное в Курское­, до войны было болгарской колонией, возникшей в ХIX веке, когда переселенцев из пределов Османской империи расселяли на землях, ­опустевших после эмиграции крымских татар. Накануне Великой Отечественной войны это село относилось к Старо-Крымскому району Крымской АССР.
Но был и другой Кишлав, где сохранилось крымскотатарское население. Это село находилось в южной части Карасубазарского района, в предгорьях Главной гряды Крымских гор в долине реки Танасу. Рядом с селом проходила дорога, связывавшая районный центр Карасубазар с Ускутом.
Богатые травами горные­ луга тех мест способствовали развитию животноводства — главного занятия­ местных жителей. Весной чабаны выводили свои­ стада на яйлу и пасли их там до поздней осени, а к зиме возвращались с ними в долину к своим жилищам. Собственно название Кишлав (къышлав) дословно переводится с крымскотарского языка как зимовье, место зимнего пребывания.
В составленном в 1784 году Камеральном описании Крыма это село ­упоминается как деревня Кышлав-Баши Карасубазарского кадылыка (судебного ­округа).
Рядом с Кишлавом находились более крупные села — Ени-Сала (Красноселовка), Куртлук (Пчелиное), Молбай (ныне не существует), Камышлык (ныне не существует), Тама (ныне не существует) и Юхары-Баши (Головановка).
При советской власти в Кишлаве был организован колхоз, получивший сначала имя Семенова (вероятно, одного из борцов за установление советской власти в Крыму в 1918 году), а впоследствии переименованный в честь В.Ленина. В селе были детский сад и начальная школа, в которой обучение велось с 1 по 4 классы.
По переписи 1926 года в Кишлаве насчитывался 41 двор, в котором проживало 188 человек, все крымские татары. Перепись 1939 года учла в селе 222 жителя.
В годы Великой Отечественной войны население­ Кишлава принимало активное участие в поддержке партизанского движения­. Село сильно пострадало в годы германо-румынской оккупации. В декабре 1943 года оккупационные войска развернули карательные­ экспедиции против населения горных населенных пунктов. Десятки сел в Бахчисарайском, Симферопольском, Зуйском и Карасубазарском районах были сож­жены. В частности, 18-22 декабря карательные операции проходили в районе южнее Карасубазара. Как следует из журнала боевых действий военно-экономической инспекции 105, села Аргын и Ени-Сала было сожжены карателями 18 декабря 1943 года. 21-22 декабря каратели под командованием старшего лейтенанта Вюзера вывезли из сел Тама, Молбай, Куртлук, Камышлык и Кардрель запасы табака и картофеля. Был угнан крупный рогатый скот. Население ­этих сел было выселено на равнину, а дома сожжены. Небольшой по своим размерам Кишлав, по рассказам очевидцев, был разрушен не так сильно, как соседние села, но и его население было угнано оккупантами в Карасубазар.

Баш-таш, сохранившийся до наших дней. Высеченная на нем надпись гласит, что захоронение было осуществлено еще в конце XIX века

В мае 1944 года жители Кишлава, как и все остальные крымские татары, были насильственно выселены из Крыма. Кишлавцы ­оказались в одном эшелоне, но на ­одном из крупных железнодорожных узлов часть вагонов отцепили. Так, одна часть кишлавцев очутилась на Урале, в районе города Соликамска Пермского края, в то время как другая была вывезена в район города Коканд Ферганской области  Узбекистана.
После выселения крымских татар, Кишлав был переименован в Ольховку, а в 1985 году решением крымских властей село была включено в состав соседней деревни Головановки (Юхары-Баши), хотя находится от него на некотором расстоянии. Лишение Ольховки статуса отдельного населенного пункта, а также тот факт, что ­оба бывших Кишлава оказались после войны в пределах одного административного района, способствовали возникновению некоторой путаницы. Сегодня иногда даже некоторые потомки коренных жителей Кишлава путают свое родное село с Курским.
После возвращения в Крым никто из кишлавцев не смог осесть в родном селе. Но память о малой родине не покидает их сердца.

Молитва на земле предков

Один из участников встречи односельчан в Кишлаве Эмир Тефиков рассказал «ГК», что первая встреча кишлавцев и их потомков состоялась еще в 2008 году. Но затем последовал большой перерыв. Однако, благодаря усилиям активистов, прежде всего Саита-ага Абдулаева, взявшего на себя бремя организационных вопросов, в прошлом году ­удалось провести вторую, а в ­этом году и третью по счету встречи.
Собравшись на земле предков, кишлавцы и их потомки прежде всего посетили место, где находилось сельское кладбище, чтобы прочитать молитву. К счастью, один из баш-ташей (надмогильных камней) сохранился до наших дней. Высеченная на нем надпись гласит что захоронение было осуществлено еще в конце XIX века. Сегодня в селе также сохранились два колодца — Юкъары-кудукъ и Тузлу-кудукъ. Из Юкъары-къудукъ жители брали воду, он до сих пор есть, видна кладка, чистая вода. В нижнем колодце вода была солоноватая, ее использовали в хозяйственных целях.
Благодаря договоренности, достигнутой организаторами встречи с одним из местных жителей, кишлавцам ­удалось собраться на принадлежащем ему участке. Всего во встрече участвовали около 60-70 человек.
«Поначалу мы нашли буквально пару семей из числа бывших жителей Кишлава. Благодаря своим связам ­они подтянули еще людей, и у нас как-то это дело пошло… Люди, у которых есть родственники из Молбая и Куртлука, даже говорили, что, возможно, им стоит присоединится к нам и проводить свои встречи вместе с нами. Ени-сала, Молбай, Куртлук — большие села, но пока у них не получается организовать свои встречи…
В прошлом году в Симферополе проводилась встреча организаторов койдешлер корюшюви, на которой осуществлялся обмен опытом по проведению подобных мероприятий. Наш Саит-ага участвовал в ней и подметил для себя кое-что. Допус­тим, приходить на встречу с фотографиями, даже распечатали анкеты, которые просили заполнить. Благодаря встрече организаторов, мы решили раздать участникам встречи анкеты, чтобы они заполнили их, указав, как звали их предков», — рассказывает Э.Тефиков.
Обращаясь к крымскотатарской молодежи, Э.Тефиков призывает ее, пока еще есть возможность, расспрашивать стариков, фиксировать воспоминания­ людей, успевших пожить в довоенном Крыму.
«Надо знать, откуда ты родом. Ведь без прошлого не будет будущего. Не надо ждать, когда ваши дети спросят о том, кем были их предки. Надо самим с детства возить их и показывать родовые села. Чтобы с детства молодое поколение знало и интересовалось своими корнями», — говорит он.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог