Курс валют USD 0 EUR 0

О ЖИЗНИ, СОХРАНЕННОЙ НА ЧУЖБИНЕ

Комментариев: 0
Просмотров: 146

Абджемиль Гафаров

Лидия ДЖЕРБИНОВА, специально для «ГК»

Жизнь на самом деле — тьма, если нет стремления.
Любое стремление слепо, если нет знания.
Любое знание бесполезно, если нет труда.
Любой труд бесполезен, если нет любви.
Халиль Джебран

Сегодня наш очередной рассказ — о судьбе очень приятного и разговорчивого, с юношеским сердцем, человека. Это Абджемиль Гафаров (Абдуль-Джемиль Гафар-оглу). Родился он в 1930 году в селе Катырша-Сарай Карасубазарского района (ныне Лечебное Белогорского района).
О своей, более чем 90-летней, судьбе он повествует с неподдельным волнительным юмором, с добродушной улыбкой на лице и особым огоньком в глазах. Особенно он оживает, вспоминая свои смелые и отчаянные годы в Суслонгере Марийской АССР, где оказался, по воле Генсека ЦК КПСС И.В. Сталина, вместе с частью крымскотатарского народа и семьей. И жили многие люди там, уверенные, что Сталин об этом не знает, и как только узнает о произволе над народом, то обязательно восстановит справедливость и вернет всех незаслуженно наказанных и обиженных людей домой. Ведь как самоотверженно боролись с врагом, как строили советскую власть!!!
Но не тут-то было. Кроме того, что ежемесячно необходимо было в комендатуре регистрироваться, нужно было отмечать и новорожденных. Действовал комендантский запрет, только за пересечение границы одного района и перехода в другой следовало тюремное заключение до 20 лет.

Абджемиль в молодости

Молодой Абджемиль работал на лесоповале. Ему, как и многим другим спецпереселенцам, приходилось работать на погрузке леса, а также тушить пожары. Таким неимоверным трудом приходилось зарабатывать 500 граммов хлеба в день. Но стремление улучшить условия работы не покидало его, и он выучился и освоил профессию крановщика.
Находясь в чужих краях, он часто вспоминал отца, которого в эти трудные годы с ними не было, и как его не хватало! Главой семейства пришлось быть ему — молодому Абджемилю. «Мой отец, Гафур, был родом из Саурчи Ичкинского района. Появился он на свет в 1904 году. Тяжелое материальное положение начала прошлого века не прошло бесследно ни для кого. Оно коснулось и семьи родителей Гафура. Сразу осиротело много детей. Обычно сирот не оставляли на произвол судьбы: родственники и даже посторонние люди брали их на воспитание. Так произошло и в этой семье. В 9-летнем возрасте Гафур попадает совершенно неожиданно ни в крымскотатарскую семью, а в немецкую. Так получилось, что его будущий приемный отец оказался не то по делам, не то гостил у родственников в этой деревне, скорее всего в немецкой части села».
Нужно сказать, что деревня Саурчи по-своему уникальна. Нынешнее село Заветное образовано в 1945 году слиянием опустевших после войны и депортаций (сначала немцев, потом крымских татар) двух самостоятельных частей села Саурчи — татарской и немецкой.
Услышав об осиротевших детях, немец решил взять в свою семью мальчика, ровесника своему сыну. И они вместе с новым сыном Гафуром, который сразу почувствовал доброту этого, ставшего для него спасителем и самым родным в тяжелые годы голода человеком, отправились в деревню Сталинштадт Лариндорфского (ныне Арбузово Первомайского) района.
Гафур прожил в этой доброй семье до 18 лет в любви и под родительской опекой. Свободно общался на немецком языке, который ему позже пригодился в работе в школе учителем немецкого языка. Ему все равно хотелось вернуться в свою родную деревню: он ни на минуту не забывал о своих родных братьях и сестрах. Постоянно интересовался, живы ли они, и, получив известие, что с ними все в порядке, больше не мог находиться вдали от них и решил вернуться в Саурчи. Со стороны приемного отца-немца он не заметил ни малейшего недовольства. Наоборот, приемный отец достойно оценил поступок Гафура: дал ему двух лошадей, телегу, провиант, одежду и многое другое и проводил его ранним утром в дальний путь. Кстати, недавно выяснилось, что потомки этого немца живут в Германии.
Дальний путь оказался действительно долгим — за день он не управился. Возник вопрос, где переночевать. Остановился, оглядываясь, чтобы спросить кого-нибудь о ночлеге. Но мир, как известно, не без добрых людей. Неожиданно подошел к нему мужчина (крымский татарин) и предложил переночевать у себя дома, успокоив его, что это недалеко: «Переночуешь, а утром отправишься домой». И прибыли они вдвоем в Катырша-Сарай в Карасубазарском районе (Ныне Лечебное Белогорского района). Но куда там!!! У мужчины оказалась дочь — красавица Шейде, которая с первого взгляда покорила сердце статного молодца. Да и она ответила взаимностью. Радости не было предела. Наконец у Гафура появится своя собственная семья, о которой он будет заботиться и очень любить. Счастье переполняло сердца молодых. Решили пожениться.
Родился первенец, наследник, надежда отца — Абдуль-Джемиль, которого всю жизнь называли и называют Абджемиль. Но это семейное счастье длилось недолго. Когда младенцу было всего два годика от роду, умирает его мама, красавица Шейде. Поистине, судьба родителей в некотором роде повторяется в детях. Дальнейшим воспитанием ребенка занимается его бабушка по маме – Момине-картана, которая мудро рассудила, что молодой Гафур все равно женится, и неизвестно, как новая жена будет относиться к ребенку.
А бабушка принадлежала к семье потомственных учителей. Все предки учились в Стамбуле, окончили медресе. Она многое знала сама и рассказывала внуку Абджемилю много интересного. В родительском доме Абджемиля у бабушки все полки были уставлены книгами. Их хранительницей была сама Момине-картана. Книги были на арабице с описанием событий XIV—XV веков. О Чингизхане, Батухане, о Средней Азии, Арабистане, Европе. Эти книги дедушке Абджемиля подарили ученые из Турции, работавшие в медресе и мектебах Крыма.
Позже путешественники из Турции приехали в Крым, навестили Момине-картана с просьбой продать им эти редкие книги. Она вынуждена была согласиться, так как материально жили уже тяжело.
Жизнь брала свое. Действительно, отец Гафур вскоре женился на девушке Усние, и появилось в этой семье четверо детей: Сеитвели, Мунире, Фетта и Сейдали.
Абджемиль подрос и пошел в первый класс школы в Катырша-Сарае. Сегодня это развалившееся здание стоит, напоминая о былом времени, вызывая слезы у бывших ее учеников. Позже, после выселения местных жителей, в ней размещался детский сад.

Абджемиль (стоит), отец Гафур с женой Редифе, Незире-картана. Узбекистан,1966 г.

Смерть бабушки Абджемиль пережил тяжело, снова почувствовал себя осиротевшим и вынужден был жить у отца в новой семье с приемной мамой Усние и с их детьми. Школа в Катырша-Сарае была начальной, там дети учились до четвертого класса включительно, поэтому в пятом классе он уже учился в Бахчи-Эли (Богатое) Карасубазарского района, так как ему нужно было продолжать учебу. В этой школе было общежитие для приезжих, где было организовано и питание за счет колхоза. Отец, работая в школе, преподавал немецкий язык. Но мирную жизнь нарушила проклятая война. Пережили военное лихолетье, наступил очередной период испытаний.
1944 год. За несколько дней до депортации, их отца, школьного учителя, главу достаточно большого семейства, забирают в трудармию. Многих мужчин, достигших совершеннолетия, отправили в так называемую трудовую армию, где под надзором НКВД работали в полуголодном состоянии по 12, а то и более часов в день.
На рассвете 18 мая города и села Крыма были окружены войсками НКВД. Народ, отправивший своих сыновей, дочерей и мужей на борьбу против врага, воевавший в партизанских отрядах, в подполье, вместо поощрения получил от правительства выселение за пределы своей Родины.
Абджемиль с неродной мамой Усние и со своими братьями и сестрами, после длиннющего пути под конвоем в нечеловеческих условиях товарняка в сторону Урала, прибыли в Марийскую АССР. В пути почти не кормили. Только на четвертые сутки дали что-то похожее на баланду. Всю дорогу их мучили вши да клопы, разнося малярию, дизентерию и другие инфекционные заболевания. Абджемиль вместе со своими ближайшими родственниками оказался в районе Суслонгера, в селе Октябрьское. Здесь их разместили в бараках, где раньше находились заключенные.
С прибытием в эти глухие места крымских татар, Наркомат внутренних дел Марийской АССР создал спецкомендатуры по районам.
А депортированных из теплого Крыма людей косили голод, холод, болезни и морально удрученное состояние. Представьте, как можно выжить в тех суровых условиях: чтобы заработать на пропитание, нужно было валить лес, а мужчин, кроме юноши Абджемиля, в семье больше никого не было. И он с этим справлялся как мог. Но с голодом (пайки для неработающих были мизерные) и с болезнями бороться было почти невозможно. Вскоре умер совсем маленький братишка Сейдали, позже — мама Усние, еще позже — братишка Фетта.
Отец вернулся в 1947 году из трудармии, где на Тульских шахтах добывал уголь для сражающейся с фашизмом страны. Вернулся к семье на чужой Урал. Здесь его ждали Абджемиль, Сеитвели и Мунире. Отец вскоре снова женился. Ее звали Редифе. Отец просил называть ее аба (тетя). У нее было своих 2 детей: Нариман и Решат. Условия жизни были далеки от родных крымских: и голод, и холод, и болезни были постоянно непрошеными гостями и часто уносили измученных людей в мир иной. Так и ее сын Нариман заболел и умер в возрасте 10 лет. Жизнь есть жизнь. В этом браке родилось еще трое детей: Ленура, Хатипе, Исмет.
После возвращения отца, Абджемиль, осознавая, что теперь отец и сам может справиться со своей семьей, нарушая комендантский режим, в 1952 году убегает в Узбекистан, в Шахрисабз, к двоюродной сестре Алие. Ему удалось избежать наказания со стороны бдительного НКВД. И он с двоюродным братом Расимом поступает в сельскохозяйственный техникум. Оба отучились, получили диплом зоотехника. В совхозе равных Абджемилю не было – зоотехник, передовик производства, фото размещается на Доске Почета. В районе известный и уважаемый человек. Выделили квартиру.
После смерти «вождя народов» Сталина, когда уже крымским татарам можно было ездить по стране без пропуска и когда появилась и материальная возможность, приехал его отец Гафур-акай навестить сына Абджемиля и родственников, с дальнейшим планом переезда из Марийской АССР. Ему не понравилась деятельность сына. Он пристыдил его: «Мы потомственные учителя, а ты кто? – Пастух!!! Так и останешься пастухом».
Слова отца задели Абджемиля за живое, и он увольняется и едет к близкой родственнице Алие, учительнице по образованию, в Бухару.
Она посоветовала поступить в Бухарский пединститут. Он поступил, стал работать в школе и учиться заочно. Работал учителем русского языка и литературы в средней школе Шахрисабза. Со временем обнаружил у себя музыкальные способности и поступил в Московский народный университет искусств. Получил специальность «учитель музыки по классу баяна». Работал в музыкальной школе, к тому времени был и директором Дома культуры в Нарпае Бухарской области.
Учеба учебой, но нужно было создавать и свою семью — возраст уже поджимал. В пединституте на факультете начального образования учились две сестры. Одна из них, Момине, приглянулась молодому студенту филологического факультета Абджемилю. И в этот раз помогла Алие. Она взялась за сватовство и сказала отцу невесты: «У жениха один недостаток — ему некуда приводить молодую жену». На что отец невесты ответил: «У нас нет сына, он станет нам сыном, а места жить достаточно. Всем хватит». Да еще оказалось, что отцы Момине и Абджемиля односельчане. В 1963 году сыграли свадьбу. Родились 4 детей: Лиля, Ленур, Зера и Рустем. Все прекрасно устроены в Крыму. Абджемиль-акай живет с сыном Ленуром в Евпатории, где построили дом. Радуется внукам и правнукам.
А у отца Абджемиля – Гафура-акая, складывалось все совсем неплохо. В суровых условиях Урала выживать было все труднее, да и хотелось поближе к своим, и многие люди стали переезжать при первой возможности в теплые края, в Среднюю Азию, где у многих были родственники. Семья Гафура-ага с семьей переехала в Ленинабад (Таджикистан), где он стал уважаемым муллой, но заболел и умер от тяжелой неизлечимой болезни в возрасте 74-х лет в 1978 году. Сказались годы детства, войны и депортации. На похоронах было очень много людей.
Его третья жена Редифе (1918 г.р., с которой он до конца своей жизни прожил счастливо), выполнив желание свое и мужа, вернулась с сыном Решатом в Крым при первой же возможности. Устроились в селе Славянское (Садыр) Раздольненского (Акъшейх) района. Остальные дети: Ленура по специальности технолог машиностроения, работала на Кайракумской ковроткацкой фабрике; Катипе училась в Ташкентском техникуме связи, а Исмет получил образование в чкаловском политехническом техникуме. Все дети, имея соответствующие специальности, живут в Крыму.
В Крым вернулся и сын Гафура-ага и мамы Усние — Сеитвели, пронесший все тяготы первых, самых тяжелых лет в депортации на Урале. Правда, он уже покойный. Сначала, после Урала, они с женой Нарие жили в Навои, затем в Коканде и в 1990 году вернулись на Родину в Крым. Как можно было не вернуться на Родину, о которой мечтал долгие годы, и вернулся он в родной Катырша-Сарай. Хотел купить родной дом – не разрешили. Сейчас там на одной половине проживает другой человек, а на второй половине находится остановка для школьников, ежедневно ожидающих автобус. Сеитвели выдали участок под строительство дома в этом же селе. Их дети — Нурий, Селим, Сейтмер, Сервер — работают в автотранспортной сфере. Сейран — мебельщик. Все живут в родном селе отца. А Нусрет – в Чистеньком Симферопольского района.
Сестра Сеитвели – Мунире, в прошлом воспитательница детского сада в Киргилях Ферганской области, ныне живет с дочерью Татьяной в Фергане.
Вот так сложилась судьба потомственного учителя, ныне покойного Гафура-оджа и его детей. Ему же не довелось вернуться на Родину. Оставшиеся в живых его дети, а также внуки и правнуки, любят навещать его старшего сына Абджемиля, которого ласково называют картбаба, и слушать его воспоминания о прошлом и рассказы о прапрадедушке Гафуре.
Пусть у оставшихся в живых и продолжающих его род наследников все будет хорошо. Пусть их сопровождают в жизни здоровье и удача.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог