12 октября на свое первое заседание соберется новый состав Государственной Думы. Несмотря на некоторое обновление депутатского корпуса, совершенно очевидно, что новая Дума явится такой же послушной исполнительницей законодательных инициатив Кремля, как и старая.
Среди документов, которые предстоит в скором времени рассмотреть новой Думе, внимание общественности недавно привлек новый законопроект о региональной власти. Данный документ был внесен на рассмотрение парламента вскоре после окончания думских выборов членом Совета Федерации Андреем Клишасом и депутатом Думы Павлом Крашенинниковым (оба играли важную роль в проходившем в прошлом году процессе внесения изменений в конституцию РФ).
Законопроект предусматривает отмену для руководителей субъектов федерации ограничения избираться на свой пост более двух сроков подряд, в то же время расширяя основания для досрочного прекращения их полномочий.
Следует заметить, что проблема ограничения времени пребывания глав российских регионов у власти имеет давнюю историю. Первоначально федеральное законодательство никак не регулировало этот вопрос, пока в 1999 году в него не была внесена поправка, ограничивающая количество губернаторских сроков двумя. Внедрение этой нормы обосновывалось необходимостью обеспечить принцип сменяемости руководства регионов, не допустить узурпации власти.
Впрочем, спустя несколько лет была принята норма, обнулившая сроки губернаторов, избранных до вступления поправки в силу. После отмены в 2004 году прямых губернаторских выборов, главы регионов получили возможность продлить свои полномочия, досрочно подав в отставку и поставив перед президентом вопрос о доверии.
В 2012 году выборы губернаторов были восстановлены для большинства российских регионов и сроки действующих глав субъектов федерации были вновь обнулены. Теперь же, спустя почти 10 лет, в Кремле, очевидно, решили окончательно отказаться от ограничения губернаторских полномочий двумя сроками. По сути дела, из-за постоянных изменений, вносимых в законодательство, эта норма никогда и не работала. Такие политические тяжеловесы, как первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев (занимал пост в 1991—2010 гг.) или белгородский губернатор Евгений Савченко (руководил регионом в 1993—2020 гг.), неизменно переизбирались на свои должности.
В то же время, по мере выстраивания современной вертикали власти, основная масса региональных руководителей превратилась в послушных исполнителей воли центра. Администрация президента активно тасует губернаторскую колоду, обновляя ее состав каждый год (как правило, после досрочной отставки губернатора президент назначает временно исполняющего обязанности главы региона, который потом обычно побеждает на выборах). Поэтому сегодня число губернаторов-старожилов невелико.
Вместе с тем у Кремля есть, очевидно, потребность сохранить на своих местах губернаторов-тяжеловесов — мэра Москвы Сергея Собянина (второй срок заканчивается в 2023 году), президента Татарстана Рустама Минниханова (возглавляет регион с 2010 года), главы Чечни Рамзана Кадырова. Последний возглавляет свою республику с 2007 года и на сегодняшний день является лидером среди действующих глав регионов по времени пребывания в должности.
Отменяя ограничение на количество сроков пребывания в должности, законопроект предлагает ввести для глав регионов такие меры ответственности, как предупреждение, выговор и временное отстранение от исполнения обязанностей. Президент может и вовсе уволить губернатора, объявив об утрате доверия. Причем, если раньше для этого требовалось основание — выявление фактов коррупции, то теперь, как отмечают аналитики, «основанием становится сам факт утраты доверия». В случае отстранения от должности бывший глава не сможет претендовать на пост губернатора в течение пяти лет.
Законопроект также предлагает унифицировать названия органов исполнительной власти и руководителей регионов. Последние будут именоваться главами, а региональные органы исполнительной власти — правительством. Таким образом, может закончиться старый спор Москвы и Казани. В последней хотели бы, чтобы высшее должностное лицо Республики Татарстан продолжало бы называться президентом. Но в Кремле считают, что президент в России должен быть только один.
Для Крыма история с грядущим обнулением губернаторских сроков интересна в следующем плане. Действующий глава республики Сергей Аксенов, руководящий регионом с 2014 года, уже использовал свое право на переизбрание на второй срок в 2019 году. В случае снятия ограничений он получит возможность возглавлять регион и после 2024 года. Однако коррупционные скандалы в крымском правительстве создают в этом вопросе некоторую интригу.
«Расстрельная» должность
Еще в середине июля вице-премьер крымского правительства Евгений Кабанов намеревался участвовать в выборах Госдумы по Евпаторийскому одномандатному округу. Еще весной он проводил активную кампанию в ходе праймериз «Единой России» и, выиграв внутрипартийные выборы, стал официальным кандидатом от партии власти. «Решил баллотироваться, потому что чувствую в себе силы, знания, уровень профессионализма, для того чтобы для Республики Крым сделать на порядок больше в статусе депутата Государственной думы», — заявлял он тогда информагентству «Крыминформ».
Однако, спустя считанные 10 дней после подачи документов в избирательную комиссию, кандидат Кабанов вдруг снял свою кандидатуру с выборов. Свое неожиданное решение он мотивировал тем, что ему необходимо продолжить работу на посту вице-премьера, курирующего реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития Крыма. «Крайне важным является успешное завершение всех мероприятий этой программы. Не довести до конца начатое считаю для себя неправильным», — заявил уже бывший кандидат.
То есть получается, что политик вел активную предвыборную кампанию, был фаворитом гонки и вдруг, вспомнив, что у него есть срочные дела на должности, которую намеревался оставить после победы, снялся с выборов? Впрочем, в анонимных крымских телеграм-каналах уже в то время активно муссировались слухи, что, дескать, против перехода Кабанова на работу в Думу высказались в неких силовых органах.
После состоявшихся 17—19 сентября думских выборов, события стали приобретать еще более интересный характер. 22 сентября стало известно, что вице-премьер уходит в отставку. Вскоре после этого Е.Кабанов и бывший министр строительства республики Михаил Храмов были арестованы сотрудниками СКР и ФСБ. Бывших чиновников подозревают в хищении более 57 млн. рублей при строительстве водовода для нужд Симферополя. Фигуранты дела свою вину отрицают. Верховный суд Республики Крым отправил обоих подозреваемых под домашний арест.
История с делом Е.Кабанова еще далека от завершения. Любопытно, что проблемы с законом возникали и у предыдущих кураторов ФЦП в крымском правительстве. В 2018 году за взятку был осужден другой бывший вице-премьер О.Казурин. Впоследствии по подозрению в коррупции был арестован сменивший Казурина вице-премьер В.Нахлупин.
comments powered by HyperComments