ДЖИХАНГИР
Крымскотатарское общество усиленно осмысливает свое настоящее положение и находится в активном поиске перспектив дальнейшего развития. Ситуация за последние два года существенно изменилась, в связи с чем стало неизбежным преобразование всей системы взаимоотношений народа с государством. Попытка законсервировать прежние методы пока не удается ввиду изменившихся правил, соотношения сил и разности понимания государственной политики, ее идеи и предназначения. Заигрывание, уговоры уступают место решительным мерам, грозящим активизацией процесса изоляции наиболее строптивой части прежнего крымскотатарского политикума.
В крымскотатарской среде незаметно, но достаточно последовательно формируется новая политическая элита, которая, прежде всего, опирается на силу и авторитет государства, а не на создание и поддержку общественных настроений. Ее верхушка – у всех на виду, главным образом благодаря занятию высоких государственных должностей, но в поле зрения сразу не попадает широкая прослойка среднего и низшего чиновничества, раскинутого от столицы до отдаленного крымского села. Прежнее понимание политической элиты, ее формирование через «гражданское общество» сегодня сменяется другими институциями, как правило, представителями государственных структур, в руках которых сконцентрирована реальная власть и финансовые ресурсы, рычаги решения ежедневных возникающих проблем. Можно иметь высокий моральный авторитет, приобретенный годами, олицетворять собой совесть народа, но бытие в конечном итоге будет определять сознание основной части населения и концентрировать его там, где бурлит «источник выживания».
Мировое внимание сегодня приковано к России, к ее активной внешней политике. Давление на нее ведет к корректировке внутренней политики, укреплению «конституционного строя», строгого соблюдения законодательства страны и персональной ответственности каждого перед интересами государства. Ярким показателем такого подхода явился запрет деятельности на территории Российской Федерации Меджлиса крымских татар как экстремистской организации.
Переформатирование крымскотатарской общественно-политической жизни немыслимо без Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополь. Религиозная элита во главе с крымским муфтием довольно быстро адаптировалась к новым реалиям и успешно интегрировалась в российское общество.
Аджи Эмирали Аблаеву за последнее время удалось распространить свое влияние на крымских верующих в объемах, доселе невиданных. Тенденция концентрации полномочий в руках муфтия продолжает нарастать. Так, в ходе визита на днях в Симферополь хадж-миссии России и состоявшейся в его рамках конференции «Организация хаджа крымских мусульман: прошлое и настоящее. «Ислам против терроризма» муфтий Крыма обратился к членам делегации хадж-миссии с предложением «официально закрепить за Духовным управлением мусульман Крыма и г. Севастополь организацию хаджа для крымчан на территории Крыма. Это позволит избежать обмана верующих недобросовестными людьми».
Муфтий также просил делегацию поддержать предложение, чтобы вся печатная продукция исламского характера, распространяемая на территории Крыма, была согласована с Духовным управлением мусульман республики.
«Недопустимо, чтобы параллельные структуры занимались выпуском различной печатной продукции. Длительное время мы с этим боролись, и чтобы избежать негативных последствий, просим закрепить за ДУМКом право согласования на распространение среди населения республики», — сказал муфтий Крыма.
Еще Аджи Эмирали Аблаев считает невозможным «осуществление деятельности на территории Крыма параллельных ДУМКу структур, так как их деятельность приводит к расколу и розни между мусульманами Крыма, что влияет на общую обстановку в республике в целом».
Как мы уже отмечали, ДУМК перестал замыкаться на сугубо религиозных делах и через свою призму проводит культурно-просветительские мероприятия. Постоянные сообщения об этом пресс-службы свидетельствуют о наличии достаточных средств для этих целей. Муфтий довольно гибок с представителями крымскотатарских нерелигиозных кругов, к нему обращаются за советом и помощью, временами он выступает посредником в конфликтных ситуациях. Муфтий имеет в той или иной степени влияние на некоторые национальные СМИ, в том числе и независимые. Концентрация средств и полномочий с помощью государства делает ДУМК еще одной влиятельной силой в крымскотатарской среде.
Если кто и ослабил свои позиции в связи с прошедшими изменениями, так это общественные организации. Во-первых, в связи с необходимостью перерегистрации значительно сократилось их количество. Во-вторых, они утратили донорскую помощь со стороны международных фондов. При этом следует заметить, что, согласно российскому законодательству, организациям, получающим финансирование извне, присваивается статус иностранных агентов со всеми ограничениями для действующих лиц. Общественные организации, являясь объединениями граждан, становились инструментом для самовыражения крымских татар, имеющих активную жизненную позицию. Сокращение третьего сектора в первую очередь означает сокращение инициативы. Там, где нет инициативы, жизнь ключом бить не может. Учредить общественную организацию можно, но содержать ее проблематично, не говоря уже о необходимости наличия средств для проведения мероприятий. В связи с этим встает вопрос кооперации деятельности в культурно-просветительных и образовательных направлениях. Объединять усилия общественные организации могут между собой и государственными учреждениями, например, библиотеками, музеями, вузами и т.д. В этом есть заинтересованность всех сторон. В государственных учреждениях получило небывалый размах проведение всевозможных мероприятий: выставок, юбилеев, памятных дат, встреч с известными людьми и др. Их проведение поощряется, а работники получают стимулирующие к зарплате. По установившимся правилам, не всегда общественные организации получают разрешение на проведение массовых мероприятий, а государственные учреждения, замкнутые на своих профильных министерствах, могут получать добро по упрощенной процедуре, и вдобавок финансирование. Главное — инициатива и содержание. Многолетний опыт общественных деятелей найдет применение при новых обстоятельствах и сведет к минимуму напряжение всевозможных смотрящих инстанций.
Анализируя прошедший двухлетний период, отметим спад открытой политической активности крымских татар, постепенную трансформацию национального движения на полуострове в культурно-просветительские и правозащитные рамки. Такое уже бывало.
comments powered by HyperComments