Курс валют USD 0 EUR 0

Он боролся за право быть человеком

Комментариев: 0
Просмотров: 440

Книжные новинки

 

Решат Джемилев «За право быть человеком. Я обвиняю» — книга, объемом в 500 страниц,  вышла недавно в Крыму тиражом 200 экземпляров.  В ней воспоминания  одного из наиболее известных участников   Национального движения крымских татар Решата Джемилева. Его имя  героической страничкой вошло в историю борьбы народа за свои права. Будучи пять раз осужден  и отмотав в общей сложности восемь лет лагерей, он, больной и после операции, находил в себе силы вести неравную борьбу с системой, облеченной властью и различными рычагами воздействия на умы людей. И оружием Решата-ага в этой схватке были тетрадь и ручка, с помощью которых он словом и делом прокладывал для всего народа путь домой.

Решат Джемилев

 

В лагерях и тюрьмах, на холодных нарах ШИЗО, всю свою волю зажав в кулак, он писал, писал о днях, проведенных в застенках, писал письма родным и товарищам, писал в суды и прокуратуру, понимая при этом, что не всем этим конвертам удастся вырваться из цепких лап соглядатаев и ускользнуть от бдительного ока цензоров. Принципиальный, прямолинейный и настойчивый, он доставил немало головной боли службистам, включившись в середине 1950-х в национальную борьбу. Сбор подписей под обращением в ЦК Компартии, встречи в Кремле с председателем КГБ Юрием Андроповым, генпрокурором Романом Руденко и другими, участие в Хельсинкской правозащитной группе, выступления на пресс-конференциях перед журналистами в защиту прав крымских татар и их возвращения на Родину, организация и участие в беспрецедентной по своей дерзости протестной акции в 1969 году на площади Маяковского в Москве во время съезда компартии, принципиальная и порой прямолинейная позиция внутри самого нацдвижения – это лишь отдельные страницы жизни Решата Джемилева, выстраданные, вымученные, политые слезами жены, вынужденной с тремя детьми терпеть лишения и невзгоды.

Помню, в конце 1990-х —  начале 2000-х годов Решат-ага, с уже изрядно подорванным здоровьем, появлялся с неизменной тростью в руках у нас в редакции. Но голос и взгляд, стойкость духа по-прежнему были несломлены и непоколебимы. Он еще тогда, привлекая госструктуры и международные фонды,  добивался издания своей книги, считая это делом чести. Не удалось…  Спустя десятилетия это стало возможным благодаря его сыну Нариману Джемилеву, издавшему рукописи отца на личные средства и, можно сказать, продолжившему его дело  в отстаивании прав своего народа на родной земле. Стоит отметить, что Нариман-бей стремится быть в центре общественно-значимых событий, помогая решать национальные и социальные проблемы односельчан, принимая участие в установке памятников прославленным сынам и дочерям крымскотатарского народа. Мы попросили его прокомментировать выход в свет новой книги.

— По поводу процесса издания этой книги можно написать еще отдельную книгу «Как мы ее издавали». Отец начал писать свою книгу еще в Ташкенте. Это довольно длительный период, в три этапа. Дело в том, что часть рукописей изымалась при обысках, ему приходилось восстанавливать и многое уже дописывать здесь, в Крыму.

«За право быть человеком. Я обвиняю» — это вторая часть его рукописи. Первая вышла тиражом 500 экземпляров в 2006 году, и называлась она «За право быть человеком». Она была издана на средства Рескомнаца и со значительными и важными, на мой взгляд, сокращениями. При жизни отец часто сетовал, что не может издать вторую часть книги, сокрушался при каждой нашей встрече. Рассуждая по-своему, он даже многих убеждал, что отказывается от гонорара, рассчитывая лишь на несколько экземпляров для себя  и в подарок своим товарищам. Я пытался объяснить, что в наши дни за книги гонораров не выплачивают, периодически выделяя ему на издание книги деньги, но их не хватало. Свои рукописи он печатал на печатной машинке сам, со своих тетрадей. После его смерти я посчитал своим долгом завершить начатое отцом. Часть мне пришлось набирать уже  на компьютере самому с тонкой машинописной бумаги, где порой едва просматривался текст, напечатанный отцом. Потом искал наборщика, редактора, корректора, чтобы все это привести в надлежащий вид. Это заняло много времени. За редакторство никто не хотел браться, когда узнавали, что автор – отсидевший за свои политические взгляды, непримиримый в своей позиции к определенным личностям — Решат Джемилев.

Над подготовкой книги к изданию потрудилась группа людей, которым я искренне признателен, благодарен Айдеру Эмирову, координировавшему весь этот процесс. Тираж в 200 экземпляров обошелся мне  где-то в 150 тысяч рублей. В ближайшее время планирую издать несколько дополнительных экземпляров с некоторыми доработками, чтобы передать их в библиотеки Гаспринского и Франко, учебные заведения.

Отец хотел, чтобы о подлинной истории национального движения узнало как можно больше людей. Перед своей смертью он передал мне еще одну папку, которую сам собственноручно подписал: «Моему сыну Нариману с целью сохранения и по возможности размножения». Это рукописные тексты, в них его мысли и рассуждения, теперь передо мной новая задача – напечатать их. Кстати, среди его архива есть и папка с текстами, адресованными «Голосу Крыма». В моих планах также переиздать, по возможности, первую часть «За право быть человеком», только уже без купюр, в полном объеме, и его книгу «Ему нужны друзья, когда они ему необходимы», выпущенную товарищами и единомышленниками моего отца без моего участия, и поэтому в ней, на мой взгляд, есть некоторые недоработки.

«История нашего народа сложна, зачастую трагична, она требует ее тщательного изучения, осмысления и принятия  ее взлетов и падений. Без купюр и маскарадной мишуры. Только пережив все это, можно жить дальше. Но главное – память. И — правда. Правда из первых уст…» — пишет Решат Джемилев в своей книге.

Позвольте привести некоторые выдержки из книги, которые, на мой взгляд, глубже  раскрывают позицию ее автора.

«Огромную лепту в единение народа и его борьбу за торжество справедливости внесли зачинатели и руководители национального движения, длившегося около полувека и продолжающегося поныне, ярчайшие личности из среды крымских татар. Можно назвать такие имена, как Амет-Хан Султан, Джеббар Акимов, Мустафа Селимов, Бекир Умеров из Самарканда, Мустафа Халилов, Сулейман Халилов, Ибраим Рамазанов, Басыр Гафаров, Осман Ваапов, Гафар Джемилев, Рустем Халилов, Мухсим Османов, Бекир Османов, Яя Касымов, Сулейман Велиев, Муаррем Мартынов, Абдураман Мурадасылов, Амза Аблаев, Амет Абдураманов, Таир Измайлов, Расим Усеинов, Эшреф Шемьи-заде и многие другие. Заслуги этих людей перед своим народом безграничны. О них мы не должны забывать. Их имена мы обязаны донести до будущих поколений.

Каждому человеку свойственно ошибаться или менять собственное мнение, не соответствующее взглядам большинства. Это касается и вышеназванных, глубоко уважаемых мной людей. У некоторых из них были прямо противоположные подходы к национальной проблеме, но все они действовали так, чтобы не навредить своему народу в их представлении. Одни были прокоммунистического толка, другие – разочаровавшиеся в этой системе. Но, как бы то ни было, собираясь для обсуждения каких-либо действий, направленных на решение основной цели, они спокойно выслушивали своих собеседников и призывали других следовать тому же. Такие заседания длились за полночь, порой до рассвета. Но в итоге сообща принимались оптимально согласованные со всеми тактика и стратегия, которые потом выносились в народ. При таком принятии решений никто не смел опровергнуть рекомендации, разработанные с участием всех представителей, кроме тех, кто действовал по указке государственных органов.

Национальное движение нашего народа было основано на демократической основе, не преследуя принципа отвечать кровью за кровь, смертью за смерть. Не нарушая государственного законодательства, они направляли свои действия на то, чтобы обязать государственные органы исполнять самими же утвержденные законы».

«В сложившейся ситуации мне надо было готовить себя к худшему, уготованному для меня органами КГБ. Не сомневаясь в том, что они не оставят меня с моей судьбой один на один, прекрасно зная, что они будут стараться сломать меня, представляя все их методы воздействия на психику человека, я сознавал, что должен перенести все, что бы они для меня не уготовили. Я обязан был сохранить честь и достоинство, не уронив себя в глазах своего народа, друзей и соратников по правовой и политической борьбе. Мысленно готовя себя к любой крайности, я выстраивал свои действия так, чтобы не выглядеть пустобрехом в моем последнем слове на судебном процессе. Я готовил суду свою отповедь о том, что не позволю третировать себя и свою семью, что если это случится, то в следующий раз им судить будет некого, а если и окажусь на скамье подсудимых, то это будет в последний раз».

«Оказалось, когда меня судили и отправили в места лишения свободы, к нам домой никто не приходил ни из родственников, ни из друзей. А когда приходилось случайно встречать  кого-то на улице, то они резко поворачивали в другую сторону и делали вид, что не заметили мою жену. Она ходила по домам, пересказывала содержание моих писем и намекала на то, что ей необходимы деньги на билеты туда и обратно, что нужно привезти мне что-то съедобное и необходимое из одежды. Но никто не отозвался, кроме Мустафы Арифова, в то время работавшего главным бухгалтером Объединения «Узколхозстрой». За три года ей удалось дважды приехать ко мне, и оба раза основные расходы брал на себя мой друг Мустафа Арифов. Он и до этого (1972—1975) мою жену не оставлял без внимания, всегда оказывал ей всевозможную помощь, несмотря на то, что сам растил семерых малолетних детей, рождавшихся один за другим…»

«…Мне не приходится обижаться на своих друзей и родственников, и тем более на народ в целом. Я прекрасно понимал, на что я шел, что меня ожидает. Но как бы там ни было, все же и я человек. Во мне так же, как и в других, стучит сердце человека, я имею чувство собственного достоинства. И потому мне неприятно осознавать, что люди и даже близкие друзья, ради счастья которых я страдал, переносил лишения и невзгоды, обделял своим вниманием собственную семью, забыли об этом и предали меня в трудный час.

Об этом я говорю при жизни, об этом буду говорить и после своей смерти во имя назидания будущим поколениям. Считаю уместным повторить древнейшую мудрость, чтобы не забывал ее каждый, кто имеет человеческий разум: «Не плюйте в тот колодец, из которого пьете воду. Не рубите головы, которые подставляют те, кто борется за ваше благополучие, за ваше человеческое достоинство!».

Пару лет назад в нашей беседе с Нариманом Джемилевым, опубликованной в «Голосе Крыма» (№34 от 23 августа 2019 г.), он отмечал, что  бережно хранит архив отца, планируя издать книгу с его воспоминаниями, рукописями и уникальными фотографиями, что видео- и фотодокументы из семейного архива Джемилевых стали историей крымскотатарского национального движения,  их используют в телепередачах и видеосюжетах.

Сегодня часть архива Нариман-бей передал библиотеки им. И. Гаспринского, и задуманное  десятки лет тому назад еще Решатом Джемилевым удалось реализовать его сыну. Книга «За право быть человеком. Я обвиняю» увидела свет, она дополнена фотографиями и копиями переписки заключенного с семьей, товарищами, обращениями в правоохранительные инстанции.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог