Гульсум Азаматова
Лидия ДЖЕРБИНОВА, специально для «ГК»
Не найти нам слов описать наше горе,
Наших слез не вместит даже море…
Как жестока судьба, что тебя отняла.
Генрих Ужегов
Недавно я познакомилась с Гульсум Азаматовой, которая, как и многие крымские татары, родилась в Узбекистане. Рождались дети и в других среднеазиатских республиках, а также в Сибири, на Урале — там, куда были высланы в конце войны по надуманному обвинению крымские татары, и с трудом выживали в непривычных для них климатических условиях и суровых порядках.
О своем отце — участнике Великой Отечественной войны Лятифе Азаматове — она знала только по рассказам матери — Лютфие Неби-кызы. Итак, по порядку с ее слов.
Лятиф Джелиль-оглу Азаматов родился в 1907 году в большой семье, где кроме него было еще пять братьев. Село, в котором они жили, называлось Даул Джар — исчезнувшее село в Черноморском районе, переименовано в 1945 году в Грозное. Первое документальное упоминание села встречается в Камеральном описании Крыма 1784 года. По результатам этнографической экспедиции 1925 года на Тарханкуте и по материалам дневника У.Боданинского, публикаций О.Акчокраклы, основываясь на статью научного сотрудника ГБУ РК ИАМЗ «Калос Лимен» Галины Овчинниковой, можно утверждать, что основателем этой деревни был некий Туйгуч. В селе было медресе, функционировавшее 80 лет, мечеть, построенная ориентировочно в 1850-е годы, с обычным планом постройки того времени. Вокруг мечети — кладбище с камнями у изголовья. В конце ХIХ века житель села Аблямит Челеби на собственные средства построил через озеро Донузлав мост, который стал называться Аблямитским. Им же был построен мост через балку, а также выкопан колодец.
Гульсум-буюкана
Живя в этом известном своей историей селе, их семья познала много горя. Хотя она и не была зажиточной, но над ней повис Дамоклов меч репрессий. В 1937 году старший брат Ибраим спасся, уехав в Азербайджан и сменив фамилию, стал Гусейнов. Когда уже стало возможным (а он не был депортирован), в послевоенные годы, после смерти Сталина, приезжал в Самарканд навестить родственников. Он был очень похож на покойного отца Гульсум, которого она знала только по фотографии. Увидев его, она посчитала, что это ее отец и с криком: «Баба», — бросилась к нему. Все прослезились, видя эту картину. Другой брат, Абдулла, нашел убежище в Турции. Его жена Пакизе и двое детей жили уже в Самарканде, когда он нашел их через посольство. Оформил вызов, но жена боялась, что могут наказать за желание выехать в капиталистическую страну. Вскоре она умерла. Абдулла в надежде ждал детей. Дочь Лиля, получив диплом ташкентского вуза, уже в Самарканде заметила ошибку в написании фамилии и вылетела в Ташкент для исправления. Документ был исправлен. Летела она в самолете Ту-134 вместе с узбекской футбольной командой «Пахтакор», которая отправлялась на матч с минским «Динамо». В небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года на высоте 8400 метров столкнулись два авиалайнера. В результате погибли все пассажиры – это 178 человек. Услышав об этой авиакатастрофе, ее брат лишился рассудка и умер в психиатрической больнице. У Абдуллы в Турции произошло кровоизлияние в мозг, и он тоже покинул этот мир.
Лятиф Азаматов с супругой Лютфие, Крым
О том, как сложилась судьба родителей, Гульсум-ханум рассказывает так: «Мой отец Лятиф Азаматов был очень целеустремленным человеком. Исходя из требований конца двадцатых — начала тридцатых годов прошлого столетия, окончив одно из среднетехнических учебных заведений, работал в Евпатории на заводе имени Яковлева. В 1934 году за качественно выполненную работу по ремонту моторов тракторов к очередной посевной кампании его наградили грамотой и премировали стульями. Но он стремился к широким знаниям и поступил в Симферопольский пединститут. Там училась и моя мама Лютфие Аблаева, родом из Кызылташа, где ее отец — Неби-картбаба, как мне говорили, был головой села, а ее мама Гульсум занималась домашним хозяйством. У них было пятеро детей».
История Крыма в период Гражданской войны имеет свои отголоски. Как известно, здесь на смену красному террору приходил белый террор. Это были акты революционного и уголовного насилия, имевшие место на территории Крымского полуострова зимой 1917–1918 годов, когда творились всевозможные бесчинства. Одно из убийств, как сообщила Гульсум-ханум, произошло в Кызылташе в 1918 году. Ее Неби-картбаба по неизвестным причинам был вместе с пятнадцатью соратниками арестован во время заседания. Все были расстреляны и захоронены в общей яме.
Гульсум Азаматова с супругом Кеннаном и детьми, Узбекистан
«Мои родители вскоре после знакомства в пединституте поженились, — продолжает она свой рассказ. После учебы их направили в Евпаторийский район. Работали они в разных школах. Мама в 1930 году была заведующей Новолезенской начальной школы Сакского района. Последним местом их совместной работы перед началом войны была Сакская школа, расположенная сразу за церковью. Руководителем школы (завуч, директор) был мой отец. Жили они при школе. Там родились мои сестры Леман и Диляра.
1941 год принес невзгоды и страдания всем народам СССР. Отец был мобилизован на фронт. А мама в войну с двумя дочерьми выживали, как могли. Благо соседи и бывшие коллеги относились к ней превосходно. И даже тогда, когда среди ночи пришли исполнители приказа о выселении крымских татар из Крыма, и прозвучало распоряжение собраться в течение 15 минут, то соседка — учительница той же школы Валентина Пядченко, видя мамину растерянность, помогла собрать документы и необходимые вещи. Сорвала со стены ковер и положила на бричку, поверх усадила детей, из сарая принесла мешок с кукурузой, которая спасла их от голода в пути. В депортации мама всегда с благодарностью вспоминала ее. И когда маме нужно было подтверждение о стаже работы в этой школе, а на письма из архива Крыма приходили ответы, что ничего не сохранилось, то директор школы Федор Иванович Луппов, будучи уже на пенсии, а также учителя: Людмила Ивановна Христенко, Елена Викторовна Филевская, ну и, конечно же, Валентина Пядченко, дали подтверждение. Мы до сих пор помним их добро и благородные сердца».
Доставленные на вокзал и погруженные в эшелоны, обескураженные происходящим, люди не теряли человеческого достоинства и старались гордо выносить выпавшие на их долю испытания. Даже в грязных вагонах товарняка они старались навести порядок. Определили место для рожениц и больных, угол для туалета и угол для умерших, которых на каждой стоянке сопровождающие эшелон солдаты выносили из вагона. Как и были ли они похоронены, стоит только догадываться.
В вагоне ехала и Фериде-тизе Мустафаева, у которой, по словам Гульсум-ханум, в годы войны погибли два сына. Мустафа Мустафаев был летчиком 274 истребительного авиационного полка 278 истребительной авиационной дивизии 3 истребительного авиационного корпуса. Погиб 16.08.44 г. Другой ее сын — Али Муртазаев — состоял в подпольной организации и руководил комсомольской ячейкой. Был расстрелян в концлагере Симферополя «Красный» в 1943 году. А брат Лютфие-ханум (мамы Гульсум) Абдул Аблаев до войны был шофером, сражался с гитлеровцами в составе Южного соединения. Скончался в Кемеровской области от туберкулеза в 1949 году.
Много дней и ночей провели люди в эшелонах, скрежет и стук вагонов, жуткий звук тормозов, спертый воздух, окрики конвоиров, стоны и плач ни на минуту не давали забыться от происходящего. Весь путь они в сознании ворошили прошлое и не могли найти своей вины. Впереди рисовалась страшная неизвестность в чужих краях, куда путь был засекречен до последнего дня. В условиях, далеких от человеческих, люди были доставлены по разным направлениям Советского Союза. Бабушка Гульсум-ханум – Гульсум-буюкана — вместе с младшей сестрой Усние-тизе оказались в колхозе Алихан Янгикурганского района Наманганской области. Никого из пятерых детей рядом не было. Она не знала, где они и что с ними. Умерла она в 1946 году в тоске по детям. А Лютфие-ханум с двумя дочерьми и остальными прибывшими вместе с ней были доставлены в Баяут (Узбекистан). Там всех негде было разместить, жилья не хватало, и поэтому многим выдали лопаты и сказали копать себе землянки.
(Продолжение следует)
comments powered by HyperComments