Многотысячная встреча крымских татар 30 лет назад
Жизнерадостный и неунывающий Ахмет-ахай — герой народных острот и анекдотов, говорят, был родом из живописного, укрывшегося в крымских предгорьях селения Озенбаш, утопающего в садах и чаирах, вспоенных многочисленными водными источниками. Пещеры и гроты в его окрестностях хранят следы древнейшего человека, и как тут не поверить, что именно здесь появился на свет не только Ахмет-ахай, но и сама сказка. Но жизнь этого удивительного местечка, считавшегося одним из густонаселенных в 1880-е годы — 306 дворов, 1836 жителей, 5 мечетей, 5 школ, 11 лавок, 2 цирюльни, базар по пятницам — не всегда была столь сказочной и волшебной, как природа вокруг. Голод, коллективизация, раскулачивание, террор и война, нещадно прокатившиеся по всей стране, не обошли стороной и этот райский уголок. В 1943-м фашисты в числе более ста крымских селений сожгли деревню дотла, минами подорвав каменные строения. Ну а в мае 1944-го из Биюк-Озенбаша выслали оставшихся в живых женщин, стариков и детей.
Лишь 46 лет спустя на этой земле вновь собрались ее дети, зазвучала родная речь, полились милые сердцу и слуху звуки гор, долин и источников, гармонично слившиеся в мелодию родины – хайтарму. В эти июньские дни, ровно 30 лет назад, в Озенбаше состоялась первая встреча односельчан, вылившаяся в самую многочисленную встречу крымских татар. Поделиться воспоминаниями об этом уникальном и историческом в своем роде событии мы попросили одного из его организаторов Исмета ЗААТОВА.
Исмет Заатов (у микрофона) приветствует участников встречи.
— Исмет-бей, как родилась идея проведения встречи односельчан?
— Дело в том, что я женат на потомственной озенбашке. Ее родители и все ее родственники родом из Озенбаша. В 1984 году мне впервые посчастливилось побывать в Биюк-Озенбаше, и вообще я очарован удивительно добрыми, трудолюбивыми и веселыми выходцами из этого селения. Озенбашцы славятся своими шутками и очень философским подходом к жизни, их юмор тонок и никогда не переходит за грань. В 1989 году нам с группой энтузиастов-единомышленников, в числе которых были Айдер Эмиров, ныне покойный Энвер Озенбашлы (Абдуллаев) и другие, удалось создать в те годы первую в Крыму крымскотатарскую организацию – Координационный центр по возрождению крымскотатарской культуры. И эта встреча мной планировалась вначале как просто встреча односельчан-озенбашцев, и состоялась она в июне 1990 г. Мы тогда и предположить не могли, что она выльется в многотысячный съезд. Тогда собрались и съехались со всех уголков Крыма, из Ташкента и Москвы, Кавказа, Краснодарского края и Херсона порядка 40 тысяч людей.
— Как же удалось оповестить и собрать столько людей? И какой материальный ресурс вы задействовали?
— Дали объявление в газету «Достлукъ» — и дальше сработала «татарская» почта. О материальном ресурсе мы и не думали, был мощный подъем крымскотатарского патриотизма и национального самосознания. Помню, часть средств была собрана во время первой Всесоюзной выставки крымскотатарских художников, организованной Координационным центром в марте 1990 года. Мы тогда установили в зале старый аквариум, куда посетители выставки наших художников оставляли свои пожертвования на развитие Крымскотатарского центра.
Остальное все организовывалось, конечно же, на энтузиазме. Аппаратуру, инструменты, артистов — все привозили сами. Находились те, кто абсолютно бескорыстно помогал личным транспортом, кто бензином. Мы с Айдером Эмировым, Энвером Озенбашлы выехали в Озенбаш накануне. Остановились у Садыка Мустафаева, прошлись по дворам, в которых из надмогильных камней с крымскотатарского кладбища были выложены бордюры или ступеньки. Поговорив с новыми хозяевами, договорились об их изъятии и переносе на кладбище. Подготовили площадку для предстоящего мероприятия.
У всех у нас было такое вдохновение, но не обошлось в тот вечер без неприятного инцидента, оставившего неприятный осадок. Вдруг подъехала группа молодчиков (как ни странно, крымскотатарских парней из Бахчисарая) и начали выяснять: кто вам разрешил, куда вы вообще лезете, это не ваше дело организовывать подобные встречи. Нужно отметить, что в те годы было несколько групп в национальном движении, пытавшихся взять все под свой контроль и свое влияние. В тот вечер обошлось без столкновений, подошли и наши ребята, конфликт сошел на нет. А наутро нас спешно разбудили сообщением, что машины не могут добраться до села из-за образовавшегося на дороге затора. Я пошел встречать, а вся трасса до сел Гавр (Плотинное) и Татар Осман (Зеленое) застыла в пробке. Люди вынуждены были, оставляя автомобиль с водителем, пешком добираться до села, ворча и ругая нас – организаторов. Это был сплошной коллапс – поток стоящих машин и поток людей, движущихся в направлении Озенбаша.
— А как прошла сама встреча?
— На одном дыхании. Это было состояние вновь обретенной родины, подъем национального духа. Очень тепло. Снимало Крымское областное телевидение, играл наш ансамбль «Къара денъиз» — это трубачи Ибраим и Эдем Ипекчиевы, Сервер Какура на клавишах, я на барабанах, кларнетист Энвер Сеитумеров (Озенбаш) и лидер группы, уже ушедший в мир иной, Алим Османов исполнял песни, Лиля Буджурова читала свои стихи, выступали другие известные крымскотатарские музыканты и ансамбли. На эту встречу в Биюк-Озенбаше Координационный центр пригласил тогда и наших земляков – большую группу представителей крымскотатарской диаспоры из Турции. Но корабль, на котором они из Стамбула должны были прибыть за день до начала встречи в Ялту, советские власти намеренно на сутки задержали на рейде Сухуми. Незабываемая грандиозная встреча, положившая начало всем встречам односельчан, после этого ежегодно проводившихся в различных уголках Крыма. Озенбашцы после нее мне шутливо присвоили почетное звание «Биюк-Озенбаш эништеси».
Нужно отметить, что одним из активнейших участников и организаторов ежегодных встреч озенбашцев был старейшина этого села аджи Нури Мустафаев, после смерти которого эту инициативу продолжил его сын Айдер Мустафаев.
В материале использованы фото Акима Сеитаблаева.
comments powered by HyperComments