Февзи АСАНОВ, г. Симферополь (Акмесджид)
Я с детства увлекался рисованием, но не хватило духа, воли, настойчивости, чтобы стать художником. Но я познакомился с Джевдетом Тахтаровым, Шевкетом Дервишевым, Зауром Ибрагимовым. К этому времени я уже имел диплом ВТУЗа, и уже поздно было менять профориентацию в жизни.
В газете «Голос Крыма new», №35, от 2 сентября 2016 г., прочитал замечательную статью Эльмиры Черкезовой о Джевдете, которого знал с младших курсов художественного училища и в период его работы после училища в железнодорожной средней школе г. Ташкента.
Узнал очень многое о Джевдете по статье, которая сама является, как я считаю, художественным произведением высшей оценки. Благодарен автору за экскурсию по жизни моего товарища, я вновь познакомился с художником Джевдетом, талантливым крымским татарином, твердым, волевым, которого ничто не смогло остановить на пути достижения цели своей жизни.
Джевдет приехал из какой-то области Узбекистана в Ташкент с мамой Айше-апте, приятной, вежливой, учтивой старушкой. В районе, где он жил ранее, работал заместителем главбуха МТС, где была сосредоточена вся сельхозтехника района. Главбух собирался на пенсию и пророчил Джевдета на свою должность. Трезвомыслящий, твердый, надежный Джевдет стал бы заметной личностью района. Но Джевдет и Айше-апте выбрали другой путь жизни.
Жили сын и мама в съемной комнате узбекского дома без элементарных удобств в районе пединститута. Они мужественно, без жалоб и стенаний одолевали бытовые, материальные трудности и, главное, духовное страдание. Этот самый тяжелый период их жизни, как на сцене театра, проходил на моих глазах.
Мне было тоже трудно, я жил с мамой и сестрой на частной узбекской квартире, и это объединяло нас.
Талант Джевдета – художника развивался поступательно по нарастающей, с годами, как дорогое выдержанное вино. Сказывался и возраст, жизненный опыт, он считался «стариком» среди однокурсников.
Мы обсуждали вдвоем его работы, пейзажи, он интересовался моим мнением. Зная свой прямолинейный характер, я в некоторой степени щадил его, не говорил всю правду. Чувствуя это, Джевдет со временем перестал меня брать в критики, но я, когда видел его успехи, сам, по своей инициативе, отмечал их. Я покупал книги по искусству, жизнеописания великих русских и зарубежных художников, красочные альбомы с репродукциями. Я был подготовлен к дискуссиям со студентами художественного училища. Источниками существования этой семьи были пенсия Айше-апте, пенсия, по-видимому, Джевдета – он слегка прихрамывал, а впоследствии, когда отца реабилитировали, государственная материальная помощь. После реабилитации мужа и отца этой семьи государство должно было обеспечить их жильем. Долго ходил Джевдет по кабинетам, но вместо двухкомнатной они получили однокомнатную секцию в многоэтажном доме. Для измученной бытовыми неудобствами семьи она оказалась раем.
Товарищ Джевдета по училищу работал на ТВ, куда устроил и его.
В Ташкенте я навещал его в больнице, когда у него разболелись почки. Переезд в Крым отвлек его от болезни, он ее запустил, и она его переборола. Еще в Ташкенте я познакомил его с Мустафой Арманом, и они дружили, я их несколько раз встречал в Симферополе.
Хорошо, что династия творчески одаренных людей не прервалась на них, в частности, на Джевдете. У художника Шевкета Дервишева младший сын Эмиль стал художником, жена – художник. У Заура Ибрагимова (живет в Алтае, г. Бийске) супруга, дочь, зять – художники. Заур – член Союза художников СССР. Я рад за наш талантливый народ. Мы не уступаем ни в каком роде деятельности другим народам, в том числе и творческом. Мы есть цивилизованный народ, мы – крымские татары.
comments powered by HyperComments