27 октября скоропостижно ушел из жизни известный общественный деятель и активный участник крымскотатарского национального движения Рустем Эмиров. Он покинул этот мир, лишь только успев переступить рубеж семидесятилетия, навсегда оставшись в памяти всех, кто знал его, активным, целеустремленным и преисполненным кипучей энергией человеком…
Яркая личность
В одной из своих публикаций в «ГК» Рустем-ага, рассказывая о своем близком друге Вильдане Шемьи-заде, сравнивал того с ярким метеором, пронесшимся по небосклону. Сегодня же, когда приходится подводить итог его собственной жизни, можно сказать, что такой же яркой личностью был и он сам.
Рустем-ага был человеком совсем не героической внешности. Небольшого роста, всегда скромно одетый, он на публичных мероприятиях никогда не рвался к микрофону. Вместе с тем, он был весьма коммуникабельным. Проводя значительную часть своего времени в разъездах по Крыму, Рустем-ага постоянно встречался с соотечественниками. Он легко находил общий язык с людьми разных возрастов и профессий.
Будучи представителем поколения крымских татар, появившихся на свет после выселения, в условиях спецпоселений, он с молоком матери впитал любовь к родному Крыму. В студенческие годы он познакомился со старейшиной крымскотатарского национального движения Мустафой Халиловым. Дом последнего в ташкентском районе Бешагач был одним из центров национального движения.
В 1977 году семья Эмировых приняла решение во что бы то ни стало вернуться в Крым. Им удалось обосноваться в селе Льговское (Челеби-Эли) Кировского района. Как и другие соотечественники, в те годы на свой страх и риск возвращавшиеся в Крым, Эмировы на родной земле столкнулись со множеством трудностей. Их не прописывали, не давали устроиться на работу.
Эмировы были знакомы с выдающимся крымскотатарским поэтом и писателем Эшрефом Шемьи-заде и его семьей. Тяжело заболев и предчувствуя свой скорый уход, поэт в письме к А.Эмирову написал, что желает быть погребенным в родном Крыму. Ближайшее к Челеби-Эли мусульманское кладбище находилось в селе Долинное (Ак-Чора), там писатель и завещал себя похоронить.
11 марта 1978 года Э.Шемьи-заде скончался в Москве на 70-м году жизни. С трудом получив разрешение властей, младший сын писателя Вильдан привез в Крым на самолете цинковый гроб с телом отца. В последний путь классика крымскотатарской литературы провожали из дома Эмировых. Эти похороны, состоявшиеся 13 марта 1978 г., несмотря на противодействие властей, собрали тысячи крымских татар, приехавших из различных регионов полуострова, Херсонщины и Кубани. Впоследствии, в 2002 году, на этом же кладбище был похоронен и Вильдан Шемьи-заде, желавший покоиться рядом с отцом.
Как вспоминал Рустем-ага, власти не простили его семье их роли в организации похорон Э.Шемьи-заде. В 1979 году Эмировых выслали из Крыма, и они вынуждены были поселиться в городе Геническе Херсонской области.
Вернувшись в Крым в 1990 году, Рустем-ага занялся предпринимательством. Активно участвовал в общественно-политической жизни полуострова, создав общественную организацию «Крым-Юрт».
Большим увлечением Рустема-ага были шахматы. Он очень любил этот интеллектуальный вид спорта и всячески стремился его популяризировать, особенно среди подрастающего поколения. Возглавляя шахматную федерацию города Симферополя, он организовывал для детей и взрослых шахматные турниры, посвящавшиеся памяти национальных героев — Номана Челебиджихана и Аметхана Султана.
Будучи членом Партии Зеленых, он принимал активное участие в проводимых ею мероприятиях, организации субботников. Он считал, что крымские татары должны быть в первых рядах тех, кто заботится о сохранении крымской природы.
Рустем-ага был начитанным человеком и интересным собеседником. Он интересовался историей и философией, хорошо знал национальную литературу, особенно любил поэзию Э.Шемьи-заде, Б.Чобан-заде, Ш.Селима. Он часто сетовал, что сегодня наши соотечественники читают мало книг, что негативно сказывается на образовательном уровне народа.
На родине Челебиджихана
23 февраля 2018 года, когда исполнилось ровно сто лет со времени трагической гибели Номана Челебиджихана, по инициативе Рустема Эмирова группа крымскотатарской общественности отправилась из Симферополя в Джанкойский район. В этот памятный день мы хотели посетить родные места автора национального гимна.
Биюк-Сонака — села, где появился на свет Н.Челебиджихан, уже не существует, оно исчезло с карт в послевоенные годы. В находившемся неподалеку от него Кучук-Сонаке (нынешнем Мелководном) нас ждала печальная картина. Когда-то в селе хотели организовать музей Н.Челебиджихана, однако, после смерти инициаторов этого движения — писателей Юнуса Кандыма и Шакира Селима, дело заглохло. Остался только переселенческий домик, выкупленный для организации музея с помощью соотечественников, проживающих в Турции.
Вид этого заброшенного здания произвел на нас всех тягостное впечатление. Опечаленные, мы возвращались в город. Однако Рустема-ага увиденное побудило к действию. Близко принимая к сердцу все, что касалось истории народа и его жизни, он не мог равнодушно взирать на происходящее. Он всегда напоминал нам, что Н.Челебиджихан отдал за народ свою жизнь, и мы не вправе так относиться к его памяти.
Спустя месяц, он предложил мне сопровождать его в новой поездке в Сонак. Преодолев путь длиной в 110 километров, мы с несколькими местными жителями отправились осматривать место, где по довоенным картам находился Биюк-Сунак. В послевоенное время деревня была ликвидирована, на ее месте власти построили сельхозпредприятие, пришедшее в упадок в 1990-е годы. Работающий здесь ныне частный животноводческий комплекс использует лишь часть былой территории.
Мы шли по зеленеющей весенней степи мимо заброшенных ферм. Где-то вдалеке на горизонте виднелась синяя полоска Сонакского озера — залива Сиваша. На возвышенности расположилось кладбище послевоенных жителей (самое раннее погребение на нем датируется 1945 годом). Очевидно, что со времен Н.Челебиджихана здесь ничего не сохранилось…
Мой коллега по «ГК» Ибраим Абдуллаев (ныне, к сожалению, покойный) в свое время проделал большую работу по исследованию генеалогии Н.Челебиджихана. Согласно обнаруженным им архивным сведениям, в конце XIX — начале ХХ вв. семье Н.Челебиджихана в окрестностях Биюк-Сонака принадлежали обширные земельные владения. На этих землях располагалось и мусульманское кладбище. Однако, судя по тому, что мы видели, эта территория, скорее всего, была полностью распахана.
Тем не менее, Рустем-ага не терял присутствия духа. Поскольку идею музея Н.Челебиджихана по объективным обстоятельствам оживить не представлялось возможным, он предлагал увековечить память национального героя на его малой родине другим способом — установить на месте, где находился Биюк-Сонак, памятный камень с соответствующей табличкой. Я слушал его и скептически всматривался в безлюдные степные просторы.
Чтобы продвинуть свой замысел, Рустем-ага отправился в расположенный в двух километрах Завет-Ленинский на переговоры к сельскому голове. Тот, выслушав его просьбу о выделении небольшого участка земли под памятник, неожиданно предложил установить его не в открытом поле, а в центре села, в непосредственной близости от сельсовета.
От такого предложения было грех отказываться. С тех пор, как минимум раз в месяц, а то и гораздо чаще, Рустем-ага ездил в Завет-Ленинский. Речь теперь уже шла не о камне с мемориальной плитой, а о полноценном скульптурном изображении Н.Челебиджихана.
К концу весны этого года все необходимые разрешительные документы были получены, и началась общенациональная кампания по сбору средств на установку памятника. Рустем-ага был главным ее двигателем и вдохновителем, сумевшим объединить усилия многих людей — ветеранов национального движения, журналистов, деятелей культуры и искусства и просто неравнодушных граждан для осуществления благородной цели.
1 сентября, спустя более чем 101 год с момента его трагической гибели, первый в истории скульптурный памятник Н.Челебиджихану был открыт в торжественной обстановке.
До последнего своего дня Рустем-ага продолжал вести активную общественную работу. У него было много планов на будущее. Так, например, в следующем году он планировал провести большой шахматный турнир, посвященный 100-летию со дня рождению Аметхана Султана.
Покойтесь с миром, Рустем-ага. Ваши дела оставили яркий след в жизни нашего народа!
Выражаем искреннее соболезнование родным и близким
Рустема Эмирова
в связи с его безвременной кончиной. Наш друг и соратник всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за возвращение своего народа на историческую Родину, восстановление всех его попранных прав. Он навсегда останется в наших сердцах. Вечная память.
Алла рахмет эйлесин.
Яткъан ери дженнет олсун.
Редакция газеты «Голос Крыма new», Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия, Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского, общественная организация «Намус», организация «Маариф», семьи Аблязисовых (г.Симферополь), Мамедовых (г.Симферополь), Аблаевых (г.Бахчисарай), Ахметшаевых (п.Завет-Ленинский), Певат Зети (г. Белогорск), жители Завет-Ленинского сельского поселения Джанкойского района.
comments powered by HyperComments