Курс валют USD 0 EUR 0

Помыслы и дела Османа Эбасанова были направлены на благо Крыма

Комментариев: 0
Просмотров: 734

К 110-летию со дня рождения

Зарема КАДЫРОВА

 

Осман Эбасанов родился в 1910 (по другим сведениям в 1907) году в деревне Корбекуль Ялтинского уезда (ныне с. Изобильное) в многодетной семье.

Желание учиться и познавать мир было неотъемлемой частью его мечты. После окончания крымскотатарской школы он поступил в педтехникум. В 1934 году О.Эбасанов без экзаменов был принят в Симферопольский педагогический институт на крымскотатарское отделение, а в 1937-м молодой педагог с красным дипломом уже преподавал в школе. С 1937 по 1939 годы прошел военную подготовку и получил звание лейтенанта. К осени 1941 года, несмотря на бронь, сотни учителей и других работников образования добровольно ушли на фронт. Среди них был и Осман Аблаевич. До сентября 1944 года служил в Красной Армии, имел награды, но, также как и сотни крымских татар-фронтовиков, был направлен в трудовую армию, а затем в места ссылки своего народа. Устроился преподавателем географии в одну из городских школ г. Бекабада.

От голода, болезней, невыносимых условий проживания умирали десятки тысяч безвинных спецпосленцев, изганных из своих домов и брошенных на произвол судьбы. Иногда соотечественники собирались вместе и с тоской по Родине пели крымскотатарские песни, обсуждали вопросы возвращения на Родину.

В ноябре 1950 года после очередной такой встречи, где пели крымскотатарские песни, несколько человек — участников Великой Отечественной войны, в их числе и Осман Эбасанов, были арестованы и приговорены к разным срокам заключения — от 10 до 25 лет. В 1955 году, после смерти Сталина, их досрочно освободили, и лишь в 1990-е — реабилитировали, но их уже не было в живых.

Осман Эбасанов с супругой

 

Осман-оджа и его соратники были образованными и интеллигентными людьми и понимали всю сложность положения своего народа, предвидели трудности восстановления в правах. Лидеры национального движения того времени — Джеббар Акимов, Бекир Османов и другие — приняли решение о необходимости усиления работы по возвращению народа в Крым.

Особую роль в зарождающемся национальном движении играл Джеббар Акимов.  Осман Эбасанов был его другом и соратником. Они знали друг друга еще с Крыма.

В местах депортации народ был разбросан по городам и селам Средней Азии и Урала, и скоординировать мероприятия было очень сложно. Под документами и обращениями в ЦK КПСС, правительственные органы СССР собирались десятки тысяч подписей, которые свидетельствовали о намерении народа вернуться на свою историческую Родину. В городах создавались инициативные группы, которые занимались сбором средств для отправки делегации в Москву и организацией митингов с требованием решения вопроса возвращения народа в Крым.

Кроме участия в Национальном движении, Осман-оджа работал в школе, имел огромный педагогической стаж. Его ученикам запомнились увлекательные уроки Османа-оджа. Одновременно с преподаванием в школе он возглавлял краеведческий кружок в Доме пионеров. Под его руководством дети занимались изучением географических названий и истории Средней Азии (Узбекистана и Таджикистана).

В шестидесятые годы в стране развивалось пионерское движение, организовывались отряды «БАРС» (Боевой Авангард Разведчиков-Следопытов). Пионеры путешествовали по горам Узбекистана и Таджикистана, изучали историческое прошлое края и его географию. В 1960 году в Украине в Закарпатье проходили Всесоюзные соревнования отрядов «БАРС». Соревнования проводились в сложных условиях и основными их требованиями были умение ориентироваться по компасу, переход по канату через бурные реки, поиск и обнаружение предметов, спрятанных в труднодоступных местах. Сборная Узбекистана заняла третье призовое место. Осман Аблаевич был одним из руководителей, который готовил детей к соревнованиям.

В Доме пионеров г.Бекабада по инициативе Османа-оджа и под его руководством был создан один из лучших выставочных комплексов в Ташкентской области, состоящий из стендов, на которых изображалась вся промышленная база города и области в виде экспонатов мини-масштаба. В мини-музее все было сделано руками детей под его руководством. Он любил педагогическую работу и детей, и все свое свободное время посвящал их творческому развитию.

Мы были детьми и не понимали до конца трагичности судьбы нашего народа, не изучали в школе родной язык и литературу, не знали историческое прошлое Крыма и народа, не представляли его богатое культурное наследие, в сохранении которого большую роль сыграли наши известные писатели, художники, артисты…

Путь домой в Крым был нелегким, он затянулся на долгие годы. В конце 1980-х – начале 1990-х народ в едином порыве, отдавая за бесценок свои дома, а иногда просто оставляя их в далеких кишлаках, уезжал на Родину. Упорный труд и любовь к родному краю помогли нашему народу закрепиться на своей земле.

Задолго до возвращения народа в Крым Осман-оджа начал заниматься подготовкой материалов по изучению топонимии Крыма. Он понимал, что после войны и выселения народа многие города, села были переименованы, а некоторые селения и вовсе исчезли с карты Крыма. После выхода на пенсию, не имея архивных материалов, он вплотную занялся сбором информации по топонимии Крыма. Он говорил: «…Пока мы живы, надо подготовить и оставить подрастающему поколению старинные географические названия, все это пригодится после возвращения в Крым…».

Осман-оджа описывал названия природных объектов по своим воспоминаниям, а также по описанию людей, знающих географические и исторические названия рек, озер, сел, то есть практически восстанавливал топонимические особенности края. Все эти материалы в рукописном виде привезла в Крым его жена – Зера-ханум, ныне покойная. Они хранились в четырех  папках. Часть из них утеряна, часть находится в семейном архиве, какие-то материалы были использованы при написании книг по топонимии Крыма. Она раздавала эти рукописи заинтересованным лицам, знакомым, друзьям, чтобы читали и помнили старинные географические названия и историю их возникновение.

Судьба еще в тридцатых годах свела Османа-оджа с лингвистом Александрой Васильевной Суперанской. В 1970-е годы они вели переписку по вопросам топонимии Крыма. Впоследствии А.Суперанская начала подготовку словаря по топонимии Крыма. Она работала в институте языкознания Академии наук СССР, имела доступ к архивным материалам. А он работал с населением, то есть записывал сведения по данным старожилов, тех, кто проживал в Крыму, помнил и знал динамику изменения географических и исторических названий объектов в Крыму. А.Суперанская в своей книге пишет, что «Топонимика – это отрасль лингвистики, изучающая историю создания, преобразования и функционирования географических названий». Она с группой сотрудников подготовила материалы к изданию словаря по топонимии Крыма. В 1985 году ей было отказано в издании. Об этой блестящей плановой работе коллектива сотрудников, не допущенной к изданию, пишет В.Возгрин в своей книге «Исторические судьбы крымских татар», вышедшей в свет в 1992 году. А.Суперанской – доктору филологических наук, главному специалисту Института языкознания Академии наук РФ, в соавторстве, в 1995 году удалось выпустить справочник «Исторический словарь топонимии Крыма», где она ссылается на совместную работу с О.Эбасановым и его материалы. В нашем семейном архиве хранится книга с автографом, которую она подарила Осману Аблаевичу. Светлая память о ней и Османе Аблаевиче сохранится в наших сердцах.

В 2009 — 2015 годах в Крыму вышел четырехтомник  «Язык Земли», словарь-справочник «Историческая топонимика Крыма» (составитель Джелял Челебиев). В данных книгах впервые в полном объеме собраны, обобщены и систематизированы материалы, связанные с топонимией за всю историю Крыма, с привязкой к современности. Этот огромный труд бесценен для потомков, ученых, историков, филологов, краеведов и просто людей, любящих свою родину Крым, так как охватывает огромный период исторического прошлого Крыма. В этот справочник включены и материалы, которые готовил Осман-оджа. В библиотеке им. И. Гаспринского в рукописном виде хранятся также материалы «О некоторых пещерах Крыма и их местонахождении», о партизанском движении в Крыму «О сожженных немцами деревнях в Крыму». Это была месть жителям деревень за поддержку и помощь партизанам. Эти материалы не подтверждены архивными данными, возможно, они неточны и давно устарели. Но их ценность состоит в том, что их писали по показаниям свидетелей.

За прошедшие годы об Османе-оджа публиковались статьи в средствах массовой информации, которые отражали его многогранную, неутомимую деятельность.

Сейчас нам трудно оценить его вклад в книги, издаваемые по топонимии Крыма, но приятно нам, родственникам, видеть ссылки на использование его материалов.

Безусловно, вклад таких людей, как Осман-оджа — скромных, интеллигентных, умных, знающих историю и географию, способствовал написанию и изданию книг по топонимии Крыма.

Память о таких людях должна сохраниться в народе, книгах и названиях улиц родного края.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог