14 сентября последняя группа паломников из 22 человек отправилась в хадж из Крыма. До этого 7-8 сентября из Симферополя выехали две первые группы паломников по 150 человек каждая. Всего в этом году в хадж отправилось 322 крымских мусульманина. Все они благополучно добрались до Саудовской Аравии.
Никто из крымских паломников не пострадал в результате трагического происшествия, случившегося в Мекке 11 сентября. Вследствие шквального ветра, вызванного мощной песчаной бурей, обрушившейся на страны Ближнего Востока, в мечети «Аль-Харам» упал строительный кран, в результате чего 107 паломников погибли, а 238 получили ранения. Крымские мусульмане в тот момент еще находились в пути из Медины в Мекку и прибыли 12 сентября.
Пока крымские паломники держали путь к святыням Мекки и Медины, на полуострове произошло весьма примечательное событие. 11 сентября пресс-служба муфтията сообщила о вхождении в состав Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя мусульманской общины «Авдет-джами». Имамом этой общины, находящейся в микрорайоне Исмаил-бей в Евпатории, является Ридван Велиев.
Последний известен тем, что в 2009 году на съезде представителей мусульманских общин, не согласных с деятельностью муфтия Э.Аблаева, был избран председателем Духовного центра мусульман Крыма. Данная структура позиционировалась как альтернатива ДУМКу, а возглавивший ее Р.Велиев именовался своими сторонниками муфтием. Поддержку духовному центру оказывал муфтий мусульман Украины Ахмед Тамим. Понятно, что ДУМК весьма отрицательно относился к деятельности этой организации, обвиняя ее в приверженности к течению хабашитов.
События 2014 года внесли коррективы в этот расклад. Вскоре после мартовского референдума сторонники ДЦМК (или, по крайней мере, их часть) объявили о создании Таврического муфтията. Новым муфтием они провозгласили заместителя Р.Велиева — Руслана Саитвалиева. Новая организация всячески подчеркивает свою лояльность России и ее властям. Несмотря на это, российские власти предпочли работать с пользующимся доверием большинства крымских татар ДУМКом.
Теперь Р.Велиев со своей общиной встал на путь примирения с ДУМКом. 11 сентября в Исмаил-бей прибыл заместитель Э.Аблаева — Эсадулла Баиров. В местной мечети он приветствовал единоверцев от имени муфтия. «Если люди искренне подходят к служению религии, развитию духовных ценностей и у них отсутствуют какие-то личные или групповые интересы, а также влияние извне, то всегда сохраняется возможность прийти к согласию во имя единства народа, так как это является нашей общей целью: у нас одна вера, одни обряды поклонения, у нас одна родина и все мы – мусульмане, а значит, братья», — обратился к верующим Э. Баиров. Представители общины, в свою очередь, выразили надежду на совместную созидательную работу. Затем Э.Баиров, Р.Велиев и прихожане совершили совместную молитву.
Описывая это событие, в пресс-службе ДУМКа не преминули подчеркнуть, «что, согласно уставу ДУМК, имам, работающий в его структуре, обязуется не являться сторонником или членом той или иной исламской секты, течения и партии, не традиционной для мусульманской уммы Крыма».
В свою очередь Р. Велиев обозначил свою позицию следующим образом: «С целью укрепления единства и сплоченности крымскотатарского народа мы согласились встретиться с представителями ДУМКа… Были достигнуты соглашения о готовности к совместной работе и гарантии продолжения нашей работы, как в рамках нашей мечети «Авдет-джами», так и в тех местах, где наши единомышленники учат традиционным знаниям ислама. В том числе и организация «Маулид», чтение Курана умершим, противостояние экстремистским течениям, ДУМК подтверждает свое согласие и дает гарантии о невмешательстве в продолжение нашей деятельности. И именно это позволило нам собраться вместе в мечети, где мы читали Дува для того, чтобы достичь желаемой цели».
Здесь следует иметь в виду один важный момент. В июле президент России подписал принятый парламентом закон, упрощающий регистрацию религиозных объединений. В то же время новый закон вводит ограничения для местных религиозных организаций, не входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.
В течение 10 лет со дня государственной регистрации местные религиозные организации не пользуются рядом прав: не могут создавать образовательные организации, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации, учреждать СМИ, приглашать иностранцев для занятия профессиональной деятельностью, в том числе проповеднической и религиозной.
Централизованной религиозной организацией мусульман в Крыму является Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополя, зарегистрированное Министерством юстиции РФ 16 февраля 2015 года и возглавляемое муфтием Э.Аблаевым.
…и путь противостояния
Представители Таврического муфтията тем временем не проявляют желания находить общий язык с ДУМКом. 3 сентября сторонники Р.Саитвалиева не дали представителям ДУМКа провести намаз в исторической евпаторийской мечети Джума-джами. Они отказались покидать мечеть, хотя решением суда она была возвращена в ведение ДУМКа.
Джума-джами одна из самых старых и больших мечетей Крыма. Таврический муфтият установил контроль над ней в августе прошлого года. В свою очередь Верховный суд республики в июле этого года подтвердил права ДУМКа на эту мечеть.
Выступая 10 сентября на конференции по случаю открытия в Севастополе Черноморского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ), Р. Саитвалиев посетовал на «отстранение пророссийских мусульманских организаций от активной деятельности».
«Препятствием к налаживанию контактов и развитию отношений между мусульманами Крыма и большей частью Уммы в России является то, что к официальным встречам и конференциям допущены только определенные организации, известные в Крыму как антироссийские. Обеспечение такой «монополии» настораживает мусульман Крыма и усугубляет положение в целом, так как они считают, что их зачем-то «подгоняют» под враждебно-настроенные организации, которые в противоречие здравому смыслу лоббируются некоторыми властными силами российского Крыма», — заявил Р.Саитвалиев.
Он также принялся обличать перед участниками конференции «врагов России» во властных кабинетах Крыма: «Непозволительно терпеть явных врагов России из числа крымских татар в органах власти Крыма. Если в Москве считают, что в период, когда против России ведется экономическая и информационная холодная война, – лучше Крым пока не трогать, пусть там в мусульманской среде царят адепты меджлиса и творят произвол, но хотя бы сохраняется хлипкий мир и стабильность, и разобраться с этим позже, то это мнение ошибочно! Взрыв активно готовится антироссийскими силами и это – «пока не трогать» им очень выгодно. Они используют властный рычаг для захвата мечетей у общин Крыма, показывая свою «силу», они пытаются вовлечь как можно больше крымских татар для реализации своих разрушительных целей».
В связи с этим глава Таврического муфтията призвал подключить к процессу интеграции крымских татар в российское общество все пророссийские организации и движения. Кроме того, он пожаловался на пассивную реализацию указа российского президента «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», и предложил привлекать представителей крымских татар к опровержению распространяемой в иностранных СМИ информации о тяжелом положении крымских татар в Крыму.
Таким образом, Таврический муфтият продемонстрировал свое нежелание идти на конструктивные отношения с единоверцами из ДУМКа. Учитывая, что все это было сказано на конференции, организованной РИСИ – государственным учреждением, чьим учредителем является президент РФ, можно полагать, что покровители Таврического муфтията во властных коридорах еще видят смысл в его существовании. Но российская власть неоднородна, и общая государственная линия, обозначившаяся еще в прошлом году, и направленная на сотрудничество с ДУМКом, выглядит непоколебимо. События, произошедшие в 20-х числах августа в Анкаре, поставили точку в отношениях муфтия Э.Аблаева с руководством Меджлиса. В любом случае российскому государству легче влиять на крымских мусульман в рамках одной организации, руководство которой в случае необходимости можно быстро сменить.
comments powered by HyperComments