В эти сентябрьские дни доктору технических наук, лауреату госпремии, работавшему в числе ведущих специалистов над запуском первого искусственного спутника Земли и подготовкой первого полета человека в космос, Рефату Аппазову исполнилось бы сто лет. Готовя публикацию к этой дате, вновь беру в руки его книгу «Следы в сердце и в памяти», изданную в 2001 году, и, сама не замечая как, в очередной раз прохожусь по старому Симферополю, ялтинским и гурзуфским улочкам, переживая вместе с автором горькую участь народа-изгнанника и судьбу крымского мальчишки, осуществившего свою заветную мечту стать изобретателем, и уже вместе с именитым ученым рассуждаю и размышляю над вечными темами бытия и историко-политическими процессами.
Рефат Аппазов, выпускник знаменитой «бауманки» (Московского технического университета имени Баумана), многие годы своей научной деятельности посвятил разработке ракетно-космической техники, преподаванию в Московском авиационном институте. Интересные факты из своей биографии Рефат-ага описал очень ярким и образным языком, перемежая трагические события курьезами и анекдотическими ситуациями, тонко передавая чувства и эмоции. Малоизвестен, к примеру, факт, что его чуть было не взяла на воспитание сестра Антона Павловича Чехова, которая время от времени приезжала в Гурзуф для присмотра за домиком брата и делала покупки в магазине отца Рефата, где и заприметила смышленого мальчишку. «Мама и папа, естественно, об этом тогда мне ни слова не сказали, но отдать меня отказались. Крутого изменения моей судьбы, слава Аллаху, не произошло. Был ли у них соблазн воспользоваться таким великодушным предложением – мне доподлинно неизвестно, но, зная семейный климат, не сомневаюсь в том, что решение было принято практически без обсуждения», — пишет в своих воспоминаниях Р. Аппазов.
Признаться, в который раз перечитав книгу, открываешь для себя новые грани характера этой удивительной личности, глубже осмысливаешь события прошлого, саму жизнь в различных ее проявлениях, и понимаешь, что лучше, чем сам Рефат Фазылович или Рахат Лукумович, как его полушутя называл гений науки о космосе академик Сергей Королев, статью к столетию не напишешь.
Эти выдержки из его книги лишь толика ценных мыслей и фактов, которые емко и точно характеризуют Ученого и Человека.
«Добро и зло – в чем их корни, откуда они появляются, каково соотношение между ними, всегда ли добро торжествует, как нас учили? Добро, помимо всего прочего, — это созидание, а зло – разрушение. Для разрушения того, что возводилось годами, веками, иной раз требуются минуты. То же и в человеческих отношениях. Зло гораздо сильнее добра. Если бы эти категории можно было измерить каким-то общим мерилом, к примеру, квантами, то я бы сказал, что иногда достаточно одного кванта зла, чтобы перевесить сто или даже тысячу квантов добра. Где же взять такое количество добра, чтобы в этом перекошенном мире хотя бы уравновесить весы? Видимо, одна чаша будет опускаться все ниже и ниже, до тех пор, пока, достигнув некоего критического состояния, весы не опрокинутся, выплеснув все, что было накоплено в их чашах. Человечество достигнет апофеоза своей земной деятельности».
«Очень люблю и неплохо знаю (точнее, знал!) классическую музыку, но на душу лучше всего ложится национальная музыка. И в горе и в радости, и в тоске и в печали, и в самые веселые и торжественные минуты жизни только она наиболее полно способна передать настроение и чувства. Она – как живое, родное, близкое существо: все понимает, сопереживает, может успокоить и взбодрить, может растревожить и развеселить. Нет сомнения в том, что крымская земля, крымский воздух, крымская природа так же тоскуют по нашим песням, как и я; Крым обеднел, потускнел без них. Если из музыкального гармонического ряда выдернуть, убрать лишь один из составляющих его звуков, ряд этот разрушится, перестанет звучать как единое целое. Так и Крым наш – если у него отнять не народ даже, а только его мелодии, он начнет разрушаться, он перестанет быть носителем той уникальной культуры, которая зарождалась здесь в течение многих веков. Народ нельзя оторвать, отъединить от родной земли так же, как землю нельзя оставить без народа, возвращающего этой земле плодородие, поливая ее своим благородным потом. Несомненно, существуют нерасторжимые узы между народом и его родной землей. А мелодии – это одно из неотъемлемых свойств народа, один из его генетических кодов».
«Любое дело, касающееся Крыма, мною воспринималось только через призму его полезности в решении главного вопроса – возвращения народа на свою родину, восстановления его прав и сбережения природы Крыма, защиты ее от чрезмерной экспансии со стороны современной технической революции».
В конце 1980-х годов Рефат Аппазов включился в крымскотатарское национальное движение, в начале 1990-х – работал в Государственной комиссии по проблемам крымских татар под председательством В. Догужиева, и многолетний анализ политических изворотов в мире привел его к следующим выводам:
«Однако с сожалением приходится констатировать, что соотношение между правами народов, провозглашенными высокими международными соглашениями, и реальными достижениями примерно такое же, как между куклой и живым существом, между грезами и действительностью. Причиной этого является крайняя нерешительность и непоследовательность ООН в использовании имеющихся в ее распоряжении средств воздействия на своих членов, нарушающих права человека.
В соответствии с принципами равноправия и самоопределения народов, каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы в конкретизации настоящего принципа их права на самоопределение и свободу. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы, добиваясь осуществления своего права на самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
…В этой связи создание всемирной Организации непредставленных народов и наций (в русской аббревиатуре ОННН), которая видит свою задачу в защите интересов не государств, а народов, и прежде всего народов, ущемленных в правах государствами, можно рассматривать как веление времени и настоятельную необходимость. Привлекательность этой идеи для большинства народов мира очевидна, и поэтому влияние ОННН на развитие международной обстановки будет возрастать.
Весьма прискорбным на сегодняшний день является тот факт, что почти ни один народ не пришел к своей независимости, минуя вооруженную борьбу. Неужели такова участь и всех остальных, добивающихся своих прав пока с помощью ненасильственных мер?
Крымскотатарский народ, прошедший через все муки ада, продолжает проявлять беспримерное терпение, уважительно относясь ко всем народам, с которыми он тесно соприкасался в своей истории в течение столетий. Надеясь на взаимопонимание с их стороны, он хотел бы привлечь более пристальное внимание мировой общественности к своему положению и рассчитывает в борьбе за свои права на ее авторитетную поддержку».
В предисловии к своей книге «Следы в сердце и в памяти» Рефат Аппазов приносит глубокую благодарность руководителю проекта, подавшему заявку на ее издание и получившему международный грант, Эльдару Сеитбекирову «принявшему на себя нелегкий труд на пути превращения рукописи в книгу».
А я, в свою очередь, безмерно благодарна судьбе, подарившей мне возможность иметь в своей личной библиотеке книгу с дарственной подписью Рефата Аппазова: «Гульнаре Чилингировой – от автора, никогда не забывающего о Вашем добром отношении к нему и с пожеланиями успехов. г. Королев, Огарева, 17 (Москва), 04.03.2002 г.»
Думаю, столетие со дня рождения нашего выдающегося соотечественника еще один повод почитать его книгу, почерпнуть для себя что-то новое из его биографии и довоенной жизни в Крыму, посмотреть старые фотографии из семейного архива автора, которыми она сопровождена, и ознакомиться с некоторыми его мыслями о праве крымскотатарского народа на самоопределение и космическом мусоре как продукте деятельности человека.
Эльдар СЕИТБЕКИРОВ, главный редактор газеты «Голос Крыма new»:
— Любили мы с Рефатом-ага Аппазовым покататься по Крыму на редакционном «жигуленке». Какие только темы не затрагивали в беседах. Представьте, ночная Ялта утопает в зелени, кругом благоухают цветы, на часах стрелки зашли за 22.00, как мы вдвоем без предупреждения вваливаемся в дом его друга детства. Шум-гам, слезы радости, как в книгах…
К Рефату-ага с большим уважением относились многие ветераны крымскотатарского национального движения и, отдавая должное его интеллекту, видели его желанным гостем в своем доме.
Как-то Иззет Хаиров, узнав, что Рефат-ага в Крыму, он пригласил его в гости, согласовав день и время. Васфие-апте, хлебосольная хозяйка дома, приготовила изысканные крымскотатарские блюда. Я тоже был приглашен на вечер. Интересно проходила беседа: никто не кичился своим прошлым и заслугами. Вопросы больше задавал Иззет-ага, интересуясь мнением Аппазова по тем или иным политическим, социально-экономическим и культурным проблемам. Засиделись тогда допоздна. Глядя на стариков, я находил в них сходство, несмотря на разные их жизненные пути – глубокую порядочность и подчеркнутую тактичность.
От ветеранов национального движения никогда не слышал грубого слова, сказанного в адрес Рефата-ага. Даже во время дебатов – не слышал. Видел перепалки, грозившие перерасти в драки во время споров, но когда Рефат-ага оппонировал, те, кто был с ним не согласен, излагали свое мнение в сдержанной манере.
Когда наши взаимоотношения достигли уровня доверительных бесед, я поинтересовался у Рефата-ага: где бы он желал быть похороненным? Тогда, за несколько лет до смерти, он ответил, что, наверное, в Москве. Я привел несколько аргументов в пользу Крыма.
Годами позже, его сын, привезя в Симферополь тело отца на личном внедорожнике, нам сообщил, что на то была воля отца…
Рефат Аппазов активно публиковался на страницах «Голоса Крыма», а итогом нашего сотрудничества явилась автобиографическая книга «Следы в сердце и в памяти».
Подготовив и защитив проект, я получил грант от международной организации на издание. Мне выпала честь стать главным редактором книги, а крымские татары, да и не только они, узнали много интересного о людях из такой закрытой отрасли, как ракетостроение. Единичные представители нашего народа все же проработали в ней. Но стоит вопрос: увидим ли мы в будущем ракетостроителей и космонавтов из крымских татар?
Жизнь многогранна и позволяет проявить себя в различных сферах и в разное время. Рефат-ага состоял в команде великих ученых, осваивающих космос. Круг этих людей и их деятельность были засекречены государством, что является обязательным условием в любой стране. Набор в группы осуществлялся из числа лучших специалистов в своей области. Каждый из сотрудников конструкторского бюро обладал уровнем допуска к секретной информации, регламентирующим их жизнь в обществе.
Для крымских татар Рефат Аппазов — Герой ракетостроения. Можно назвать имена и других видных ученых, например, Якуба Бекирова.
После выхода на пенсию и снятия определенных ограничений и обязательств, Рефат-ага влился в ряды национального движения. Материально он ни в чем не нуждался, для себя ничего не требовал, но делал ту работу, которую не могли выполнить многолетние участники национального движения. Достаточно взглянуть на его опубликованный материал, обосновывающий право крымскотатарского народа на государственность. Ветераны национального движения уважали Рефата-ага за порядочность и интеллект. Именно Рефату Аппазову и Сабри Изидинову, двум крупным ученым, удалось в 1991 году встретиться в Москве (в их офисах) с послами или представителями посольств более двух десятков стран, рассказать им о требованиях крымских татар и передать пакет документов.
Народ богат, когда у него есть и героические, и именитые личности, каждый в своей области.
Его имя и дела продолжают служить соотечественникам и после смерти.
comments powered by HyperComments