Молодожены Айше и Ахнаф, г. Самарканд, 1953 г.
Лидия ДЖЕРБИНОВА специально для «ГК»
(Окончание. Начало в №16)
Мама! Как не хватает мне тебя…
Моей единственной, родной, неповторимой…
Так тяжело бывает иногда…
Без теплоты твоей, без доброты и тихой силы…
(Автор неизвестен)
Проведя много дней в пути, эшелон с измученными, депортированными из Крыма людьми прибыл в Узбекистан. Наманганский железнодорожный вокзал. Нестерпимая жара среднеазиатского лета. Напряжение и угрюмые лица, далекие от восточного радушия и гостеприимства, взволновали прибывших истощенных людей: «Неужели будут бить?» Но делать было нечего — все в воле Аллаха. Что суждено, того не избежать. И с понурыми головами они, поддерживая друг друга и испуганно оглядываясь по сторонам, спускались из вагонов. Что ждет еще впереди? Что приготовила им судьба? Увидев такую картину, стоявшие с камнями, лопатами и кетменями местные жители, почувствовав неловкость, стали потихоньку расходиться. Подготовленные к встрече с двурогими и одноглазыми «предателями», встречающие не решились расправляться с измученными горем и долгой дорогой людьми. Людьми, которые потеряли все: Родину, но из души народа ее не смогли вырвать, а также дома, имущество, близких людей, кого-то из них отправили в дальние холодные края, разлучив с семьями, а кто-то погиб в пути и остался лежать у обочины железной дороги. Все это горе отражалось на лицах и внешнем виде спецпереселенцев. Прибывших развезли по колхозам и расселили кого куда. Люди, пережившие тяжелейшие годы раскулачивания, коллективизации и фашистской оккупации, смогли выжить и в этих непривычных для них условиях.
Хирург Земине Дагджи (справа) во время операции, г. Самарканд
Эмирусеин-бей работал в колхозе, а Фатма-ханум, чтобы хоть что-нибудь заработать, шила на ручной машинке на заказ. Как же жители кишлака были удивлены, когда где-то на улице, среди мусора, он нашел Коран, принес домой и начал его читать. Присоединилась и жена. Местным людям было в диковинку, что приехали грамотные люди, да еще умеют читать святую книгу мусульман, а им говорили, что приедут дикари. Среди населения кишлака стало нарастать уважение к прибывшим. Но все равно болезни и голод «косили» людей, особенно детей. Их дочь Хатидже, чтобы спасти своих детей от голода, устроила их в детский дом. Хотела устроить братишку Халита и сестренку Айше, но Айше, опухшая от голода, была очень слаба и в детдом не попала. Пригласили врача. Благо дело, тогда врачи больных обслуживали совершенно бесплатно. Пришедшая участковый врач, услышав фамилию Дагджи, сказала, что в Самарканде живет и работает врач-хирург Земине Дагджи. Эмирусеин-бей очень обрадовался и удивился: «А что, жива разве? Она моя племянница. Ведь вроде была похоронка. Проводили и поминки!!!». Написали письмо его племяннице Земине, и она дала им вызов в Самарканд.
Несколько слов о Земине Дагджи. Еще задолго до войны, когда пришло время получить высшее образование, ей путь в мединститут был закрыт, мешала биография отца, раскулаченного Мустафы. И все-таки ее упорство и стремление получить высшее медицинское образование способствовали тому, что она, выучившись в мединституте, стала ведущим специалистом. С началом войны в числе первых была призвана на фронт. На фронте была военным хирургом, начальником санитарного поезда. В 1942 году под Сталинградом, после бомбежки сорока фашистскими бомбардировщиками санитарного поезда, на станции Морозовская было очень много раненых. Операция следовала за операцией. Пришло сообщение о приближении врага. Нужно было спасать раненых военных. Капитан медицинской службы Земине Дагджи получила приказ осуществить их доставку автомашинами до станции Цимлянская. Только отъехали, сзади услышали взрыв. Горел их госпиталь в результате попадания вражеской бомбы. Погрузив раненых на теплоход «Москва», смогла организовать их переправу на ту сторону Дона. За свой ратный труд в годы Великой Отечественной войны, служа в ЭГ-3964, она была удостоена медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Ее гимнастерку украшали пять медалей. Позже она была награждена и юбилейным Орденом Отечественной войны II степени. Несмотря на военные боевые заслуги, оказалась в Самарканде вместе со своим народом. Работала в центральной больнице Самарканда главным хирургом. Будучи кандидатом медицинских наук, занимала должность доцента и преподавала в Самаркандском мединституте имени академика Павлова. Проводила уникальные операции. Печаталась в советских медицинских журналах.
Супруги Аблямит Аметов и Майре Сафарова
А Айше Дагджи, по словам ее дочери Майре, из-за нелегкой жизни, молоденькой девочкой в первые годы депортации пыталась устроиться телефонисткой. Подавала документы. Когда же выяснялась ее национальность, получала отказ. В конце концов, она смогла поступить и окончить медицинское училище. Работала медсестрой в поселке Джума Самаркандской области. Познакомилась с Ахнафом Сафаровым (1917 г.р.) Она была, по словам очевидцев, очень красивой. Многие соотечественники пытались ухаживать за ней. Тогда отец сказал: «Решай, дочь. Ахнаф культурный, образованный, самостоятельный. Выходи за него». Свадьбу сыграли в 1952 году. Отец Ахнафа – Мухаммедшакир, в далекие дореволюционные годы, еще не осознавая того, что может произойти из-за смены власти в стране, желая отправиться в хадж (паломничество) в Мекку, собирал золотые монеты. Но в Уфу после Великой Октябрьской революции пришла новая власть со своими порядками и деньгами. Так он по чьему-то совету поменял золотые на бумажные керенки. Когда понял, было уже поздно. И после смерти жены Мохиры, отец женился повторно на женщине из рода Бабичевых. У нее были свои дети. Но отец вскоре тоже умер. Ахнаф остался без своих родителей. Его сестра Румия была замужем за Абдурешитом Усеиновым, фармацевтом из Бахчисарая, и жила в Крыму. Она взяла братишку к себе. Поэтому он жил и воспитывался в Крыму среди крымских татар. Считал Крым своей Родиной. Отучился в Симферопольском строительном техникуме. Владел арабским шрифтом. Писал письма в Уфу арабской вязью. Учился заочно в Московском строительном институте. Хорошо владел английским и немецким языками. Немецкий язык пригодился в Германии, куда он был насильно угнан из Крыма. Наступил 1945 год. Освобождение. Он решил вернуться в Крым, несмотря на уговоры некоторых узников уехать в другую страну. Приехал в Крым. Узнал, что все крымские татары высланы в Узбекистан. Адрес дали в НКВД. Нашел сестру в Самарканде. Здесь он тоже стал работать на строительстве. Как уже было отмечено выше, познакомился с Айше. Она уже работала хирургической медсестрой в республиканской больнице Самарканда. Будучи очень грамотной медсестрой, многих спасла. Заболела как-то соседка. Все уже смиренно ждали последнего дня, слово «оледжек» (умрет) витало в воздухе. Айше-ханум, оценив обстановку, отправилась в больницу, попросила приготовить хирургическое отделение, вернулась и увезла больную, уже в возрасте, соседку на машине скорой помощи. Женщина-соседка после перенесенной операции прожила еще несколько лет и была очень благодарна своей спасительнице. После рождения детей, Айше работала в приемном отделении. Ее портрет был помещен на Доску почета больницы. Воспитанию своих детей уделяла особое внимание. Их постоянно приобщали к мировой классической литературе.
Как бы хорошо не были устроены на чужбине, Аснаф и Айше постоянно мечтали вернуться в Крым. Они, для того чтобы открыть дорогу в Крым детям, сами приехали раньше, в 1988 году. Из-за отсутствия прописки для крымских татар, Аснаф специально съездил в Уфу за свидетельством о рождении в Башкирии, получил паспорт и прописался с башкирским паспортом. Позже прописали и жену. Жили в Марьино. Она очень любила петь. Дочерям навсегда запомнились песни в ее исполнении в спокойной вечерней обстановке. Это «Алтын юзюк», «Айшем», «Къыналы пармакъ» и др. И пела она их восхитительно. Умерла в 2016 году, через шесть лет после смерти мужа. Похоронена, по завещанию, рядом с братом Дженгизом Дагджи в родном Кызылташе, где выделено место под мусульманское кладбище рядом с их родовыми виноградниками и видом на Аю-даг.
Врач Гульнара Сафарова
У Айше-ханум с мужем Аснафом две дочери. Старшая — Гульнара — врач. Окончила Самаркандский мединститут. Переехав в Крым, работала во 2 поликлинике Симферополя, в военном санатории Гурзуфа. Сейчас на пенсии. У нее двое детей.
Сама Майре училась в Самарканде на музыкальном отделении дошкольного педучилища, работала музработником в детском саду, заочно получила высшее образование в пединституте. 10 лет проработала в одном из детских садов. В Крыму, отработав по специальности, получает пенсию.
Немного о ее муже Аблямите Аметове. Его мать Урие — уроженка Гурзуфа, из славного рода Балабановых, где было восемь детей. Ее братья Абдураман и Амит освобождали Родину от вражеских захватчиков. Абдураман — старший лейтенант, командир минометной роты, был награжден медалью «За Победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени. А младший брат Амит был летчиком, окончил Качинское летное училище, призванный на фронт, с первых дней войны сражаясь с врагом на дальних рубежах СССР, пропал без вести в Брест-Литовске.
А Урие вместе с мамой и семьей, где были маленькие дети, приняли все тяготы войны на себя. Старший сын — девятилетний Ресуль — подорвался на мине. Она себя корила, что не уследила. Но мальчишки есть мальчишки. Урие до войны была учительницей родного языка и литературы, а муж ее Амет Сеитджелил, родом из Сююрташа, — учителем истории. Работали вместе в школе Куркулета. В депортацию она отправилась с младшим двухлетним сыном Русланом и с мамой Мермой без мужа, которого призвали в трудармию. Поселок Шахрихан Андижанской области Узбекистана встретил их голодом и болезнями, в результате чего умер от диспепсии и этот малыш. С возвращением из трудармии мужа в 1948 году стало немного легче. Через год их обрадовал своим появлением на свет сын Аблямит. Он закончил Самаркандский государственный университет. Позже выбрал спутницу жизни — Майре. У них два сына, оба с высшим образованием, семейные. Аблямит и Майре идут по жизни рука об руку, радуясь детям и внукам, глядя с надеждой в будущее.
comments powered by HyperComments