Лидия ДЖЕРБИНОВА
Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души.
Марк Аврелий
Крымские татары в депортации мечтали вернуться на Родину, в Крым, а вернувшись, стали организовывать встречи односельчан. Выжившие в войну в Крыму и пережившие депортацию односельчане, собравшись в родных селениях, вспоминали родных и друзей. Очевидцы депортации не вечны: нужно успеть записать их воспоминания, так как о прошлом должны знать потомки, ведь судьба народа — это история страны. А в ней, как правило, бывают и черные полосы, и белые, каждая одинаково важна и ценна. Стали появляться книги воспоминаний жителей различных деревень, и Шевкет Алиев проникся идеей написать воспоминания односельчан — жителей деревни Шума (Верхняя Кутузовка) Алуштинского района, но мечте не суждено было осуществиться при его жизни: год назад, после тяжелой болезни, он скончался, не дожив до своего 70-летия, которое он отметил бы в этом году, 19 октября, со своей семьей, родными и друзьями.
Швкет и Шейде Алиевы
Мама Шевкета Реян и дедушка Фати Ашир много рассказывали о природе и людях родной Шумы. Жители деревни Шума гору напротив называли Къартана-Къая, а жители Демирджи – Мерьем-Къая. Ну, как не поехать и самим не посмотреть на эти горы с разными названиями? И мечта рождалась сама собой. Дед Фати Ашир был прекрасным садоводом и занимался скотоводством. Выгонял скот на горные пастбища, выращивал замечательные яблоки и груши, ему еще до войны довелось участвовать в слете работников сельского хозяйства в Москве. Ну как можно было пропустить это мимо ушей? Возникал вопрос: «Может еще сохранились эти сорта? Вот бы увидеть и попробовать!». Хотелось найти родственников по бабушке Хатидже Арабаджи из села Корбек. Воспоминания старшего поколения о далеком прошлом, откладываясь в памяти детей и внуков, увлекали в мечтах в ту тихую ночь с доносящимся плеском волн Черного моря.
Отец Шевкета Али Алиев, уроженец села Бакъсан Карасубазарского района, после освобождения Крыма от фашистов в мае 1944 года был отправлен в трудармию в г. Рыбинск Ярославской области. Приехав в Узбекистан, в Дальверзин-2 Бекабадского района Ташкентской области, куда были высланы его отец Абдураман и мать Айше, он познакомился с девушкой Реян. Она родилась в зажиточной и уважаемой в селе Шума семье Сеитибрама и Хатидже Аджиалимовых. У них было шестеро детей. В годы коллективизации и раскулачивания их семью спасло то, что Сеитибрам-ага на свои средства провел в село водопровод и обеспечил учащихся школы калошами. В 1943 году он умер, и когда семья должна была отметить годовщину его смерти, наступила ночь 18 мая, и всех крымских татар сорвали с родной земли, заставили бросить все нажитое своим трудом и увезли за тридевять земель, в далекую неизвестность. Старший сын Ашир удочерил свою сестренку Реян, так как нужно было помочь семье, да и своих детей у них с Хатидже не было. Переехав из Дальверзина в Бекабад, все стали работать на Узбекском металлургическом заводе. Али и Реян поженились в 1946 году. Али проработал 38 лет сталеваром в мартеновском цехе. Он был выдвинут на получение звания Героя Социалистического Труда, но помешала национальность. А дед Ашир проработал много лет прокатчиком в прокатном цехе этого же завода. Жизнь шла своим чередом.
В семье Али и Реян ждали ребенка. В очередную ночную смену, на подходе к заводу, у беременной Реян начались схватки. На помощь сбежались женщины, новорожденного Шевкета завернули в телогрейку и отнесли к старушке-односельчанке. А рожавшая в холодную октябрьскую ночь Реян оказалась в больнице с воспалением легких. Основной кормилицей малыша стала тетя Фадме, у которой родилась дочь Севиль, молока с трудом хватало на двоих. Бабушка вынуждена была три месяца ходить с ребенком из дома в дом к кормящим женщинам, которые по очереди кормили малыша.
Шевкет после восьмого класса Бекабадской школы поступил в Кокандский автодорожный техникум, на вечернее отделение, откуда его призвали на службу в армию, в город Рыбинск Ярославской области, где в свое время его отец отбывал трудармию. Отслужил два года. Судьба его свела с Шейде. Семья ее мамы — Гульсум Урге с тремя детьми из села Капсихор (Морское, Судак) в депортацию попала на Урал, а именно — в Красновишерский район Пермского края, на лесоповал. Муж Джанбас Эреджеп был призван в трудармию в Куйбышев, а Гульсум на лесоповале строгала ветки. Жить было очень трудно. Однажды она решила продать немного табака, вывезенного с Родины в ту страшную ночь депортации, но ее арестовали. Наказали выселением из жалкого жилья. Ее с тремя детьми поселили в свинарнике. Об этом узнала какая-то компетентная комиссия, и после ее проверки семью поселили у хозяина небольшого дома. Определили паек, но он до них не доходил – хозяева дома забирали его себе. Преодолевая трудности жизни в чужой стороне, Гульсум отыскала мужа. В Куйбышеве у них родилось еще двое детей. Дальнейшие поиски родственников привели их в 1953 году в город Бекабад. Вскоре старшие сестры Заде и Хатидже вышли замуж, брат Мустафа женился. Отец работал плотником на металлургическом комбинате. Родители, Шейде и младшая сестренка жили с семьей брата, где уже было трое детей. Со временем родители ушли в мир иной, и Шейде устроилась ученицей швеи на Бекабадскую швейную фабрику. В 1972 году вышла замуж за Шевкета, работала контролером отдела технического контроля на Кокандской швейной фабрике имени Ахунбабаева, а Шевкет — механиком в кокандской автоколонне 2425.
После переезда в Бекабад он работал главным механиком на предприятии объединения железнодорожного и автомобильного транспорта. Шейде — воспитательницей в одном из детских садов. Мечта продолжить свою жизнь на исторической Родине не давала покоя. Шевкет включился в национальное движение крымских татар. И вот 1989 год. Приехали в Крым. Шума! А дома, в Узбекистане, двое детей и старенькая бабушка Хатидже, за которыми нужен уход. Шевкет возвращается, чтобы присматривать за ними и работать (для обустройства в Крыму нужны были деньги). Шейде остается в Симферополе и начинает свою борьбу за клочек родной земли. Отправляется в район Свободы города Симферополя, где активисты собирали заявления на выделение земли под застройку жилого дома. Далее в Белое, откуда желающих обустроиться на Родине погнали милиционеры с дубинками. Затем Молодежное, где уворачиваясь от дубинки замахнувшегося милиционера, Шейде крикнула: «Мы хотим жить на Родине. И вы нам это не запретите!». В ожидании решения горисполкома на выделение участка, после поданного заявления год жила то у родственников, то проводила ночь на вокзале. Наконец в феврале 1990 года горисполком Симферополя выдал решение на участок в микрорайоне Ак-Мечеть.
Вскоре Шевкет с детьми переезжают и начинают строительство дома. Шейде 23 года проработала в Доме ребенка «Елочка» младшей медсестрой, неоднократно поощрялась за примерный труд и снискала уважение коллектива. Эти люди не мыслят жизни без активной деятельности, Шевкет даже после выхода на пенсию работал охранником на Крымской племстанции. Шейде работает гардеробщицей в новой крымскотатарской школе №44 им. Героя России Алиме Абденнановой. На свет появились продолжатели рода — внуки Али и Айше. Год назад ушел из жизни Шевкет Алиев и оставил завещание односельчанам сохранить историю своего села. Он успел сделать несколько фотографий шуминцев с подписями и краткой информацией о них, которые можно использовать при подготовке книги. Надеемся, отыщутся те, кто возьмется осуществить эту мечту. Успехов им на благородном поприще!
comments powered by HyperComments