Курс валют USD 0 EUR 0

Сокровища Айдера Халилова

Комментариев: 0
Просмотров: 2 351

Свыше 3 тысяч предметов старины собраны крымскотатарским коллекционером

IMG_5935

Сегодня читателям «Голоса Крыма new» предстоит увлекательный экскурс  в прошлое, лет эдак на 100-150 назад, а может, и больше. Гидом в этом путешествии мы попросили стать интересного человека, страстного собирателя старины Айдера Халилова. У деревянных ворот дома из тесаного ракушняка, покрытого черепицей, нас встретил хозяин и радушно пригласил в свой сказочный мир  крымского  прошлого, собранного по крупицам в течение многих лет. Всюду по двору, мощеному под старину, уникальные экспонаты: старинная арба,  глиняный сосуд для хранения зерна, заботливо склеенный по черепкам, якорь, кувшины.

Вдоль  летней, крытой также черепицей, кухни с деревянными потолочными балками полки со всевозможной старинной крымскотатарской утварью. А в глубине двора, за небольшим садом с цветущими розами,  выдержанное в стиле ханского дворца незавершенное строение  – мечта хозяина – будущий музей.

По старинным плитам-ступеням, по которым ступало не одно поколение наших предков, мы вошли в дом, также уставленный предметами  старины далекой. Восхищенный  взор посетителя, поднимающегося  по красивой деревянной лестнице, привлекают полки с разнообразной медной посудой, дегерменами (кофемолками), подносами и джезве (кофеварками). Мы пили ароматный кофе, а рядом на плите пыхтел, закипая,  вековой медный чайник с изящной крышечкой на носике. В окружении всей этой умиротворенной красоты мы постигали философию жизни Айдера Халилова.

IMG_5983

Связь трех поколений: Энвер-картбаба с сыном Айдером и внучкой Фатиме

 

Покорение Крыма на горбатом «Запорожце»

С чего началось увлечение коллекционированием,  Айдер-ага уж и не помнит. Как многие ребята в те советские годы, собирал марки,  значки, этикетки, монеты… Его любознательность, казалось, не имела границ. Он в разные годы посещал почти все кружки Станции юного техника г. Алмалыка (Узбекистан). Своим пытливым умом стремился познать авиа- и судомоделирование,  радиотехнику, неплохо рисовал. В 1969 году отец взял Айдера с собой в Крым. Особое впечатление на десятилетнего мальчика   тогда произвел Ялтинский музей, после посещения которого он вновь потянул отца обратно. Ему так хотелось побыть еще немного в чарующей атмосфере музея в окружении удивительных экспонатов.

После службы в войсках связи в Москве Айдер Халилов поступил в Московское художественное училище Памяти 1905 года. В годы студенчества  для написания натюрмортов он с энтузиазмом составлял композиции из старинных предметов, оставшихся в память от деда и бабушки. Через два года учебы Айдер вернулся в Алмалык, устроился художником-оформителем в производственно-художественную мастерскую. Теплые, дружеские отношения  у Айдера сложились с художником Эреджепом Усеиновым, к мнению которого прислушивались участники национального движения, собиравшиеся порой в мастерской.

 

— За причастность к национальному движению его не раз вызывали службисты, — вспоминает Айдер-ага. – Часами держали. Утром заберут, а возвращался он уже ближе к вечеру. Меня восхищали его спокойствие, выдержка и беззлобие. К сожалению, он рано покинул нас. После избиения резиновыми дубинками при разгоне митинга за права крымских татар у него развилась болезнь, приведшая к преждевременной смерти.

Родители Айдера – Энвер-ага  родом  из Биюк-Янкоя и Анифе-апте из с.Бешуй не всегда понимали и разделяли увлечения сына. Как не понял отец, когда  сын вдруг решил продать новенькие «Жигули» и купить  подержанный, старый горбатый «Запорожец». «Я знал, что художники со странностями», — лишь сказал отец, но перечить не стал. А Айдер с нуля собрал «Запорожец», выкрасил его в ярко-зеленый цвет и отправился на нем покорять родной Крым.

В 1989 году он купил в Нижнегорском дом, куда вскоре перевез семью – жену с дочерьми Эльмаз и Эльзарой.

 

Человечество лучше кровли не придумало

Так Айдер-ага отзывается о черепице, преимущества которой, на его взгляд, неоспоримы.

— Мне удалось за несколько лет со всего Крыма собрать около 9 000 штук черепицы (это почти 10  доверху груженных «КамАЗов»), чтобы выложить крыши своего дома, будущего музея и летней кухни. Я объездил пол-Крыма в поисках довоенных крымскотатарских домов, крытых черепицей. Договаривался с хозяевами, поселившимися в этих домах после выселения крымских татар, перекрыть прохудившуюся крышу. Покупал шифер, крыл крышу дома или сарая, взамен забирал старую черепицу, к удивлению и радости недоумевающей старушки, удачно и бесплатно решившей проблему вечно протекающей кровли. Сейчас, глядя на эту черепицу, вряд ли вы скажете, что ей больше века. А так оно и есть. Конечно, предварительно пришлось отмывать ее металлической щеткой, после чего она приняла  свежий и обновленный вид.

Раньше в Крыму для кровли применяли «татарку», черепицу собственного производства и французскую «Марсельку». На обороте каждой указывался производитель. Я собрал из различных уголков Крыма «Марсельку» — она мягче, гибче  и практичнее. Вообще, черепица – это лучшее, что могло придумать человечество для кровли. Ей не страшны ветра, морозы, дожди. Она долговечна и экономична. Малейший дефект или подтекание легко устранимы, достаточно заменить одну-две черепицы. Кладется она тоже легко, в виде замка, удерживаемого со всех сторон.

 

Будучи в детстве с отцом   в музее, в мальчишескую память врезались слова экскурсовода о том, что когда-то  черепица ханского дворца была покрыта зеленой глазурью. Наверное,  с тех пор в мою душу закралось непреодолимое желание  увидеть, как она выглядела. Правду говорят, если чего-то очень сильно хотеть, то оно непременно исполнится. Вот и моему детскому желанию суждено было сбыться. Две дополняющие друг друга черепицы, покрытые зеленой глазурью, сегодня в моей коллекции.

IMG_5941 IMG_6035

Дом, овеянный преданиями старины

 

 

Главное – правильно сформулировать цель

— Айдер-ага, расскажите, пожалуйста, о вашей идее создать музей.

— Все началось с нескольких предметов семейной реликвии. Бабушкиного марама (головного покрывала), юзбеза (полотенца), шекер макъаз (кусачек для сахара), которые мне особенно дороги, поскольку хранят тепло рук моих близких. Позже что-то покупал в антиквариатных магазинах и лавках, что-то дарили или отдавали люди, узнавшие о моем увлечении коллекционированием. Переехав в Крым, объездил многих скупщиков металлолома с просьбой сообщать о поступившей старинной утвари, которую я у них выкупал. В основном это были битые, деформированные вещи, требующие реставрации и чистки. Я их возвращал к жизни самостоятельно или с помощью мастеров. Когда все эти раритеты уже просто негде было  хранить, стал задумываться о создании музея в Симферополе.

В 2008 году обратился в агентство по недвижимости и четко обозначил цель. Раз это будет музей крымскотатарской старины, то он должен расположиться на соответствующей улице. Вот я и поставил агенту задачу: найти участок на улице И.Гаспринского или Аметхана Султана.  Вскоре мне позвонили с хорошей новостью: отыскался участок на ул.Аметхана Султана, и я тут же поехал его оформлять. Уже был конец рабочего дня, и агент предложил нотариально оформить сделку на следующий день, поскольку в конторе не успеют подготовить купчую и провести оплату через кассу. Но я был настолько одержим желанием довести дело до конца,  и мои слова о том, что отец проводил меня с молитвой и ждет дома в Нижнегорском с хорошей новостью, окончательно убедили риэлтора, договорившегося с нотариусом.

Так началось строительство дома и музея в Симферополе.

IMG_5905

Строящийся музей

 

Закономерности и ценности жизни

В жизни, на мой взгляд, многое закономерно, — говорит Айдер-ага. — Мой дом-музей по ул. Аметхана Султана, семейные реликвии и утвари из моей коллекции были использованы в съемках легендарного фильма «Хайтарма». Как бы вошли в анналы истории кинемотографа. Поэтому они мне дороги вдвойне, еще и тем, что сослужили свою службу, передав для потомков колорит того времени, помогли рассказать миру о трагедии моего народа и увековечить память прославленного аса, дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана.

IMG_6026

Летняя кухня со старинной утварью

 

Къуман из маминого села Бешуй

— Как-то возвращаясь с  традиционной встречи односельчан  с.Бешуй, отец предложил заехать на местное кладбище, прочитать дуа (молитву) по усопшим односельчанам. А еще перед поездкой я подумал: «Вот бы отыскать какую-нибудь старинную вещицу из родного маминого села!». Друг, зная мою страсть, шутя показал металлоискатель в багажнике автомобиля. Так вот, по дороге я вдруг увидел на заборе у одного дома керамический къуман (кувшин для омовения) с отколотым носиком. Принялся уговаривать хозяина продать. Он наотрез отказывается. Разговорились, я рассказал о своем увлечении, так он мне его взял и просто отдал.

Для меня этот къуман стал дорогим экспонатом. Кто знает, быть может, им пользовались мои предки?

IMG_6006

Чешме из ак-монайского камня

 

Шекер макъаз, чернильница и думбелек

— Удивительные совпадения и стечения обстоятельств связаны с историями некоторых моих экспонатов. В моей коллекции случайно оказались два шекер макъаз: большой (для колки большой головки сахара) и маленький, выполненные одним мастером. Они один в один изготовлены по определенной технологии.

В антикварном магазине приобрел чернильницу с крышкой в виде ракушки. Она очень похожа на ту, что изображена на картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Еще я сожалел, что в свое время не успел купить у керамиста Рустема Скибина изготовленный им думбелек (ударный музыкальный инструмент). Так какова была моя радость, когда в заброшенном доме в Красногвардейском районе нашел валявшийся во дворе корпус старинного деревянного думбелека. Сосед Расим-ага обтянул мне его кожей и он так зазвучал, что нет-нет рука сама тянется отбить на нем какой-нибудь зажигательный ритм.

 

Внуки продолжат мое начинание

— Айдер-ага, семья разделяет с вами ваше увлечение? Есть ли продолжатели вашего дела?

— Старшая дочь Эльмаз — экономист по профессии, сейчас  в декретном отпуске,  увлекается вышивкой (красивое панно ее работы украшает одну из комнат). Эльзара – эколог, пока дома занимается детьми. Младшая, Фатиме, только окончила 11 класс, готовится к поступлению на иностранную филологию.

Вот средний внук, семилетний Ренат, в меня пошел, любой ржавый гвоздь и  железку мне в музей тащит. Готов с моря все камни забрать: «Это для картбаба!». Воспитатели в детском саду даже заметили, что он с детства у нас тонкий ценитель старины. Внук Эльдар тоже интересуется. Так что у моего дела есть продолжатели.

***

По крупицам собранное культурное наследие нашего народа сохраняется  и приобретает вторую жизнь благодаря таким энтузиастам, одержимым высокой идеей сберечь сокровищницу мировой цивилизации. Айдер Халилов готов нести это искусство людям, духовно обогащать их, пробуждая интерес к истории своей семьи, своего рода, прошлому своего народа.  «Каждая старинная вещь словно переносит тебя в то время, в ту эпоху, хранит предания веков – это богатство нации», — уверен Айдер-ага и радушно приглашает всех желающих испытать эти непередаваемые ощущения сопричастности к непрерывающейся нити времени.

 

IMG_6040

Арбу — повозку хоть сейчас лошадьми запрягай

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог