Курс валют USD 0 EUR 0

Судьбу  родного  языка  решать  родителям

Комментариев: 0
Просмотров: 871

6 августа президент России В.Путин подписал принятый парламентом закон об изучении родных языков. Согласно документу, родители школьников смогут выбрать для своих детей один из языков народов России для изучения в качестве родного.

Утверждение нового законодательного акта явилось следствием прошлогоднего выступления главы российского государства в Йошкар-Оле. В процессе принятия документа, в отношении него раздавалось много критических замечаний от общественности национальных республик, особенно Татарстана, поскольку он отменил обязательное изучение государственных языков республик РФ, принципа которого до недавнего времени старались придерживаться в Казани.

Власти, в свою очередь, пытались успокоить общественность, заверяя, что новый закон не предполагает перевода изучения национальных языков на факультатив. В целом же, принятие закона способствовало развертыванию в российском обществе дискуссии о будущем языков народов России, проблемах их сохранения и развития. Не секрет, что многие языки народов России являются исчезающими, постепенно выходящими из употребления в процессе смены поколений. Их изучение добровольно и по сути зависит от сознательности родителей и детей, их желания и готовности сохранять национальную культуру. Реальный статус языков народов России можно оценить, если учесть, что изучение иностранных языков является обязательным и, по всей видимости, в будущем будет только расширяться, что безусловно имеет свою логику и необходимость. Весьма показательно, что согласно данным Росстата, в период между переписями 2002 и 2010 годов численность владеющих английским в России выросла с 6,9 до 7,6 млн. человек, в то время как число владеющих татарским языком (татары — второй по численности народ России) сократилось с 5,3 до 4,3 млн. человек.

На этом фоне позициям русского языка ничего не угрожает, им владеет 99,4% населения страны (согласно данным переписи 2010 года), он имеет статус государственного языка РФ и только на нем сдается Единый государственный экзамен.

 

Возродить на новой основе

Очевидно, желая положить конец беспокойству в национальных регионах, вскоре после подписания нового закона президент вновь обратился к языковой теме. В ходе посещения молодежного форума «Машук» в Ставропольском крае В.Путин познакомился с волонтерским проектом из Северной Осетии. Молодой ученый рассказал главе государства, как записывает аудиокниги на осетинском языке и публикует их в специально созданном мобильном приложении. Президент высоко оценил проект. «Каждый год в мире пропадает большое количество языков, наречий, литература исчезает», — констатировал он, напомнив, что в советское время существовали целые программы по сохранению языков народов Советского Союза. «А сейчас, конечно, нужно все это возрождать, причем на современной новой основе», — заявил Путин.

Лидеры национальных республик также высказались по поводу языковой проблематики. Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, комментируя принятие Думой нового закона, отметил, что он не чинит препятствий тем, кто хочет изучать родной язык. «Чеченец, который не хочет учить родной язык, где бы он ни находился, не чеченец», — заявил Кадыров, отметив, что он «считал бы самым большим и несмываемым позором», если бы его дети отказались от изучения чеченского языка. «Нельзя считать чеченцем того, кто завтра придет в школу с заявлением об отказе от языка Кунта-Хаджи Кишиева, Ташу-Хаджи Саясановского, Абузара Айдамирова, Ахмада Сулейманова», — полагает глава Чечни.

Первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, выступая на проходившем в Казани форуме национальных и региональных СМИ России, прокомментировал выступление В.Путина на форуме «Машук», призвав учесть необходимость изучения госязыков республик в государственных образовательных стандартах. «Это тончайшая материя, надо действовать очень аккуратно и находить взаимопонимание. Президент всегда старается реагировать по ситуации, вот это и есть реакция Президента страны на состояние языков. Закон долго обсуждался, он принят, сейчас опять найдутся ревнители. Нельзя пытаться поставить государственные стандарты образования выше Конституции России и Конституций субъектов или их уставов. Это не та политика, если на уровне стандартов не будут учтены интересы государственного языка страны, государственных языков ее народов. Наоборот, именно как указано в Конституции РФ, надо способствовать сохранению языков. Стандарты должны быть согласованы на всех уровнях. Мы все хотим, чтобы в стране все было хорошо. Когда разрабатываются стандарты, тревога должна исчезнуть, люди должны успокоиться и дальше созидать, владея государственным языком страны и родными языками», — заявил М.Шаймиев.

Депутат Государственной Думы от Республики Саха (Якутии) Федот Тумусов, выступавший в первом чтении против нового закона, после внесения в него поправок во втором чтении, призвал соотечественников к спокойствию. «После второго чтения законопроект стал полезным: он не ущемляет языки, наоборот, принимаются меры для развития обучения на государственных языках республик РФ. При этом не будем забывать: учебных пособий по национальным языкам сейчас нет. Их разработка не финансируется, как нет и специального стандарта. Поэтому теперь будет создан специальный фонд для развития обучения на национальных языках и разработки необходимых методических материалов. Государственные языки республик появляются в основной части программ. Закон стал хорошим – историческим. И теперь уже все зависит от родителей, выбирающих, какой язык будут изучать их дети, и органов образования на местах. Сейчас начнется практическая реализация закона. И нужно не поднимать крик на пустом месте, а укреплять родные языки – в том числе и наш, якутский», — считает Ф.Тумусов.

 

Регионы изучат «спрос» на языки

По мнению одного из авторов закона об изучении родных языков депутата Госдумы Алены Аршиновой, преподавание родных языков в школах теперь может появиться в любом регионе страны, в том числе и за пределами национальных республик, и «постепенно, по мере готовности образовательной системы, такие языки, в зависимости от спроса, будут вводиться в школы».

«Теперь в наших школах можно выбрать фактически любой родной язык, в том числе и русский. Для этого до начала учебного года родителям нужно всего лишь написать заявление на его изучение. Что должны делать региональные органы управления в сфере образования? Изучить спрос на перечень родных языков, ведь теперь они будут обязаны расширить образовательные возможности школы, и предоставить для изучения детьми максимальное запрошенное количество родных языков, будь то чувашский, украинский, татарский, иврит, чеченский, молдавский или любой другой», — полагает депутат.

Обращаясь к крымской специфике, стоит отметить, что по данным, размещенным на сайте Министерства образования, науки и молодежи РК в 2014/2015 учебном году, на крымскотатарском языке в национальных школах и классах обучалось 4895 человек, в 2017/2018 учебном году эта цифра увеличилась до 5835 человек. Таким образом, на крымскотатарском языке учится около 3% крымских школьников. В свою очередь, численность обучающихся на украинском языке сокращается: с 1990 человек в 2014/2015 учебном году до 318 в 2017/2018.

Количество детей, изучающих крымскотатарский язык как предмет в школах и классах с русским языком обучения, за последние годы изменилось не намного. Если в 2014/2015 учебном году таковых было 21,4 тыс.чел., то в 2017/2018 — 21,6 тыс.чел. Число изучающих украинский сократилось с 39,1 тыс.чел. в 2014/2015 до 10,6 тыс.чел. в 2017/2018. Как изменятся эти цифры в наступающем 2018/2019 учебном году — во многом будет зависеть от активности родителей, чьи права расширились с принятием нового закона.

Вместе с тем, представители крымскотатарского образовательного сообщества высказывают мнение, что около половины учащихся, изучающих крымскотатарский язык как предмет, делает это на внеурочных факультативных занятиях. Проблема в том, что такие уроки, проходящие раз в неделю, не позволяют в должной степени усвоить программу, кроме того, ученики на них часто оказываются лишены мотивации, поскольку на внеурочных занятиях им не ставят оценок. Также указывается на то, что Министерство не публикует сведений о численности крымскотатарских детей, не охваченных изучением родного языка ни в какой форме, а таких, по некоторым оценкам, может быть до 6-8 тысяч. Таким образом,  крымскотатарская общественность, ввиду изменений в законодательстве, должна добиваться максимально возможного охвата крымскотатарскими детьми изучения родного языка и национальной литературы и обеспечения преподавания этих предметов на должном уровне.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог