Курс валют USD 0 EUR 0

Трагедия крымчаков

Комментариев: 0
Просмотров: 388

80 лет назад на 10-м километре шоссе Симферополь-Феодосия разыгралась одна из самых страшных и жутких трагедий в истории Крыма. В холодные и морозные дни декабря 1941 года на этом месте проходили массовые казни, которые осуществляли оккупационные войска нацистской Германии.

6 декабря 1941 года там было расстреляно около 1700 цыган, 11 декабря — около 3000 проживавших в Симферополе крымчаков, с 12 по 17 декабря — 10,5 тыс. евреев.

Политика оккупационной власти

К середине ноября 1941 года большая часть территории Крыма (за исключением Севастополя) была оккупирована германскими войсками. Захватив полуостров, нацисты немедленно преступили к реализации своей антисемитской политики. Уже в декабре в Симферополе и других крымских городах прошли расправы над евреями и крымчаками.

Как правило, всех представителей этих этнических групп сначала обязывали явиться в определенное место под предлогом переселения в другую часть города или сельскую местность. В качестве примера приведем приказ, изданный оккупационной властью в Феодосии: «Все крымчаки, проживающие в городе Феодосии, обязаны явиться 12 декабря 1941 г. от 8 до 12 часов дня на Сенную площадь (Базарная ул. №3) на предмет препровождения в отдельную часть города. Явка обязательна в указанный в приказе срок. Вещи могут быть взяты с собою. Квартиры должны быть опечатаны. Пищу взять с собою на один день. Неисполнение приказа карается смертной казнью».

Когда люди собирались на сборных пунктах, полагая, что их ожидает переселение, у них забирали деньги и ценности, а затем вывозили за город на место казни…

Крымские иудеи

Для небольшой по численности общины крымчаков эти события имели фатальное значение. Гитлеровцы расстреляли около 80% общей численности этой этнической группы. Пережили военное время лишь те, кто успел уехать из Крыма в эвакуацию или находился на службе в Красной Армии.

«Крымчаки, иначе крымские евреи, живут преимущественно в Карасубазаре и Симферополе. По внешнему виду, обычаям, нравам и домашнему быту они совершенно напоминают крымских татар. Крымчаки все почти высокого роста, худощавые, отличаясь от татар как золотисто-рыжим цветом волос, так и тем, что они не бреют головы, но стригут волосы очень коротко. Женщины наиболее всего сохранили строго еврейский тип; они употребляют в изобилии белила и румяна, а ладони рук они покрывают красно-желтой краской; на улицах появляются, закутавшись в белые покрывала. Говорят крымчаки на джагатайском наречии, но в письме прибегают к еврейскому алфавиту. Большинство их занимается ремеслами, а меньшинство земледелием, садоводством, возделыванием виноградников и торговлей», — так описывала быт крымчаков в дореволюционное время Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

Крымчаки наряду с общинами караимов играли важную роль в жизни ханского Крыма. Например, лидер иудейской общины Карасубазара Давид Лехно (умер в 1735 году) был автором сочинения «Девар сефатаим» («Речение уст») — хроники истории Крымского ханства, написаной на древнееврейском языке.

«Крымские евреи-талмудисты, которых не должно смешивать с евреями-караимами, проживают в городе Карасубазаре, Таврической губернии; они поступили в подданство России при присоединении Крыма к Империи, сохраняют обычаи своих предков, говорят наречием татарского языка и носят обыкновенную одежду крымских татар», — писал в 1841 году Новороссийский генерал-губернатор граф M.Воронцов, отмечая, что крымчаки неохотно сближаются с другими евреями, которых называют «польскими», хотя догматы их веры одинаковы.

Массовый расстрел и невероятная история чудесного спасения

«Когда гитлеровцы заняли Крым, они не знали, что это за народ крымчаки. Они сделали запрос в ставку в Германию о том, что делать с этим народом. Пришло заключение: раз они по вероисповеданию иудеи, то значит расстрелять. И мы пострадали только лишь потому, что у нас иудейское вероисповедание», — рассказывает председатель общественной организации «Крымчахлар» Дора Пиркова.

О событиях 80-летней давности мы беседуем в народном музее крымчаков. Дора Товьевна показывает стенд с фотографиями крымчаков Симферополя и Севастополя, погибших от рук нацистов. С 9 по 11 декабря всех крымчаков Симферополя собирали на улице Студенческой. 11-го числа всех увезли, чтобы расстрелять у рва на 10-м километре Федосийского шоссе.

Лишь одной девочке удалось спастись случайным образом во время гибели тысяч своих соотечественников. «Рива Гурджи, ей в тот момент было 15 лет. Она стояла с мамой у рва. Когда нацисты стреляли, пули сражали людей, и те падали. В том числе ее мама. Она рядом упала на маму. Живой, в нее пуля не попала. Она пролежала во рву до темноты. Когда стало совсем темно и уже никого не было, она выбралась каким-то чудом из рва по телам. Раздетая, лютый мороз зимы 41-го года. Пешком дошла до поселка Мазанка. Сняла какое-то платьице, висевшее на веревке, надела его на себя, постучалась в один из домов, и люди ее приютили. Так она смогла спастись», — так рассказывает эту трагическую историю Д.Пиркова.

Память

Многие представители крымчакского народа в годы войны воевали как в рядах действующей армии, так и в партизанских отрядах. Среди них и герой Советского Союза поэт Яков Чапичев, павший в боях за Бреслау (сегодня город Вроцлав, Польша) в 1945 году. Другой крымчак — Владимир Колпакчи был генералом армии, Героем Советского Союза.

«Отец мой, например, был моряком на Северном флоте, — говорит Д.Пиркова, — Его родителей и сестру расстреляли. Так что у меня там во рву лежат дедушка и бабушка. Жили они до войны в Симферополе, на ул. Чехова… Когда наши воины вернулись с войны, кости погибших валялись вдоль всего рва. Ров где-то 700—800 метров в длину. Они решили все это захоронить, собрали все эти косточки, закопали их. Потом закрыли их бетонным саркофагом, который стоит до сих пор. Мы всегда их помним, скорбим об их гибели. Ежегодно собираемся 11 декабря. Память не угасает, и пока живо наше поколение, мы будем соблюдать эту традицию. Надеюсь, что мы сумеем передать ее нашим детям и внукам. И они продолжат ее соблюдать».

По переписи 2014 года на Крымском полуострове насчитывалось 228 крымчаков. Крымчакская община (до войны численность крымчаков доходила до 8 тысяч человек) так и не смогла оправиться после геноцида. Были нарушены связи между поколениями, сильно сузилась среда для функционирования национальной культуры и родного языка.

«Не забывайте несчастный наш народ, погибший от рук солдат», — поется в крымчакской народной песне 1940-х годов, зародившейся среди немногочисленных крымчаков, переживших годы войны.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог