Курс валют USD 0 EUR 0

Трудом и доблестью проложен их путь домой

Комментариев: 0
Просмотров: 173

Энвер Халилов с супругой Сусанной-апте

 

Семейные пары, которым уже далеко за восемьдесят и супружеская жизнь вступила в седьмой десяток, заслуживают особого признания и уважения. Как им, пройдя столько невзгод и лишений, удалось выжить, поднять на ноги детей, добиться возвращения на родину и сохранить при этом тепло души, силу духа и преданность народу и родной земле – остается только догадываться и не переставать восхищаться.
Энвер и Сусанна Халиловы прожили вместе 63 года, вырастили четверых детей, и судьба их сложилась счастливо, если видеть сегодня их старость в родном Крыму. Наверное, вот оно — счастье, жить на склоне лет в окружении четверых детей и внуков, греться в лучах их заботы и внимания. Но путь к этому был горьким и тяжелым, пришлось пережить многое, своим трудом, настойчивостью они смогли вместе победить судьбу, частенько готовившую им все новые и новые испытания.
Энвер Халилов в сентябре этого года отметил 86 лет, а родился он в селе Башмак Сакского района, в семье Аджи Халила Сабит-аджи-оглу. Его дед и прадед были религиозными деятелями, уважаемыми в округе людьми. Мама, Медине, окончила сельское медресе и занималась воспитанием шестерых детей и домашним хозяйством. Семья имела коров, несколько десятков баранов, жили безбедно. Отец был бессменным председателем колхоза. Дважды участвовал во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) по животноводству и зерноводству. Это был высокий здоровяк под 120 кг, и чтобы присмирить расшалившихся сельских пацанов, частенько их пугали: «Аджи-акай келе, къачинъыз!» (А ну-ка разбегайтесь, Аджи-акай идет).
Вспоминает Энвер-ага детство колхозное, интересное, как собиралась вся детвора и весело проводила время в перерывах между помощью старшим по хозяйству. Особенно запомнились праздники Хыдырлез и Дервиза, когда шились специальные торбочки, и детвора собирала со всей округи сладости и орехи, которыми их в эти дни угощали взрослые. Яркими и запоминающимися были конные скачки, куреш и гонки на велосипедах, катание с горки хлеба – къалакъай – обязательные развлечения на традиционных праздниках.
Красочные картинки детства сменились черными буднями гитлеровской оккупации. Как-то проходила походная фронтовая кухня, запряженная лошадью. Животное испустило дух неподалеку от их дома, и солдаты в спешке его бросили. Любопытство мальчишки взяло верх над страхом, и Энвер полез посмотреть, что же там, под сиденьем извозчика. Откинул — в лицо ему, изрядно напугав, вылетела курица, видать, прихваченная солдатами по пути, а на дне сиденья лежал бинокль – вот это находка для мальчишки! Пока никто не заметил, Энвер спрятал его в укромном местечке — в проеме забора. Да так и не довелось им воспользоваться.

Аджи Халил Сабитов (слева) с родными, Крым
— Во время оккупации отец оказывал помощь продуктами партизанам. Мы не догадывались, но отец был настоящим хозяйственником и смог, рискуя жизнью, поддерживать в тяжелые годы односельчан.
Под утро 18 мая 1944-го я проснулся от шума и суеты. Плачу от испуга, кричу в растерянности: «Одевайте же меня скорей…». Перед нашим домом была площадка, где мы с мальчишками играли в футбол. На ней стояли грузовые студебеккеры, куда на моих глазах стали заталкивать женщин, детей, стариков… Привезли на железнодорожную станцию в город Саки. Подогнали машины к железнодорожным путям, и несчастных людей прямо с борта грузовиков — сразу в вагоны. Наша большая семья — шестеро детей, родители и 96-летняя бабушка Ахзаде (папина мама) – все мы оказались в битком набитом вагоне.
Восемнадцать дней адского пути. Мешок муки, который отец успел взять с собой, он разделил между попутчиками, а я, не понимая, плакал тогда, почему они нашу муку забирают?
Так мы оказались в узбекском хлопкосовхозе Баяут-3, куда нас доставили на арбе. В комнате пустого барака постелили камыши и стали как-то жить. Ахзаде-картана умерла через полтора месяца. Отцу удалось устроиться грузчиком. Нам очень помогали карачаевцы, абазины (они называли себя абаза), черкесы, которых изгнали раньше, и они уже немного освоились. Вскоре отца взял к себе помощником прекрасный столяр-черкес Ибрагим Акбашев и обучил его этому ремеслу.
В первый класс я пошел только в 1946 году, мне было уже 10 лет. Учеба сначала трудно давалась, языка не знал, преподавание велось на русском и узбекском языках. Окончил семилетку и поступил в мукомольно-элеваторный техникум в городе Ташкенте, который окончил с отличием в 1958 году. В студенческие годы жил в общежитии, по ночам разгружал вагоны с рассыпным зерном, это был дополнительный заработок к 13 рублям (на 4 курсе — к 18 рублям) стипендии. После окончания техникума был направлен в Кувинский район, на станцию Федченко, техником-технологом на мелькомбинат. Женился, а через четыре месяца меня призвали в армию. Служил в Тбилиси, в батальоне связи авиации. Всегда и везде, где бы ни работал, в поле или в цехе, выезжал на сбор лука, хлопка, всегда перевыполнял план. Трижды был награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета, ЦК ВЛКСМ Узбекской ССР. Мне лично вручил именные часы первый секретарь компартии Узбекистана Шараф Рашидов.
Всегда хотел учиться, окончил Ферганский политехнический институт. Устроился на Маргиланский хлебозавод разнорабочим и за 36 лет дослужился до директора.
Это были очень ответственные годы. Как-то выкупили для завода муковоз – транспорт для бестарной доставки муки, за которым пришлось ехать с двумя водителями в Одессу. Тут свои сложности, по прибытии нам не хотели оформлять, была задержка с проплатой, пришлось добиваться в банке гарантийного письма и потом возвращаться 14 дней на этом муковозе из Одессы до Маргилана.
В 1998 году, когда наша семья решила возвращаться на родину, провожал нас весь завод. Проводы устроили на базе отдыха в Шахимардане, с музыкантами и корреспондентом местной газеты. Барана купил я, а остальное все было от завода. Коллектив подарил несколько ковров. На поезд нас приехали проводить коллеги с лепешками и пловом в дорогу.

Супруги Халиловы, г. Фергана, 1963 г.
Вернувшись в Крым, жили во времянке, всей семьей строили дом. Энвер-ага завел хозяйство: корову, баранов. Занялся общественной работой, с группой таких, как и он, активных жителей массива добивался выделения участка и строительства местного джами. Научился читать Коран и проводил молебны (дуа) по просьбе соседей.
Энвер-ага со своей женой Сусанной, которая все эти годы делит с ним все будни и праздники, продолжают быть в строю и в курсе событий. Выписывают и читают газету, трезво и философски относятся к происходящим вокруг событиям и скромно утверждают: «Что о нас писать? Мы просто всю жизнь хотели учиться и зарабатывать своим трудом, чтобы не стыдно было за свои дела и поступки перед людьми».
Всю нашу беседу с Энвером-ага дополняла интересными штрихами и фотографиями Сусанна-апте, чья история жизни не менее увлекательна и заслуживает нашего внимания. Но о ней наш рассказ в следующем номере.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог