Курс валют USD 0 EUR 0

Ценные свидетельства нашей причастности к истории своей земли

Комментариев: 0
Просмотров: 457

Человечеству свойственно, оглядываясь в прошлое, «удлинять» свою историю. Народы веками пытались доказать друг другу свое первородство, чуть ли  не с древнего мира, или даже с каменного века. Как известно, о древности  того или иного народа ученые судят по найденным в той местности артефактам – письменным источникам, орудиям труда, украшениям, древним картам, утвари. Все эти носители социально-культурной информации – свидетельства деятельности человека, и по ним судят о его истории, культуре и развитии. Народы и государства, сумевшие сохранить и приумножить свое культурно-историческое наследие, сегодня с гордостью представляют его всему миру.

Благодаря инициативе краеведа и художника  Усеина Боданинского, душой и всем сердцем радевшего за сохранение памятников искусства и старины, в 1916 году началось создание в Бахчисарае музей, ставший по сути первым крымскотатарским музеем. Свой официальный статус — Дворец-музей  — он  получил лишь в 1917 году, и в его фондах уже к 1934 году было собрано более 4 тысяч единиц хранения. В ходе археологических и этнографических экспедиций был собран богатейший материал, к научно-исследовательским работам привлекались ведущие востоковеды страны. Но… увы, к концу 1930-х начались жесточайшие репрессии. Директор музея У. Боданинский был расстрелян, а в годы войны и депортации бесценная коллекция XVI — XIX вв. разграблена. Десятилетия после здесь пытались уничтожить следы пребывания крымских татар, искажая топонимику, изъяв книги и сравняв кладбища.

Что мог с собой взять ночью изгнанный из своих домов народ?! Коран да еще что-нибудь из продуктов. Весь бесхитростный скарб был отнят и обменен в тяжком пути на чужбину. Так многие семейные реликвии были безвозвратно утеряны. Мало у кого из крымских татар сохранились старинные полотенца, марама, национальная одежда, ювелирные украшения.

Лишь полвека спустя, с возвращением на родину, крымским татарам удалось вновь создать свой музей, который из года в год пополняет свои  фонды, изучая, систематизируя и реставрируя, представляет посетителям тематические коллекции на различных выставках. Радует, что наряду с государственным учреждением стали появляться частные.  В России существуют около 500 частных музеев: от Музея самовара или деревянного зодчества до  Музея Бабы Яги и даже козла. Еще более 700 ожидают включения в каталог Ассоциации частных музеев России. В конце уже минувшего года в Москве, в выставочном центре «Сокольники», прошла выставка «Частные музеи России. Самородки России», где были представлены коллекции более 100 частных музеев.

Министр культуры  РФ Владимир Мединский на открытии этой выставки назвал основателей  частных музеев самородками, вкладывающими свой труд, время, знания, финансовые средства, чтобы оставить память поколениям о тех бесценных богатствах, которые есть в нашей стране, которые создала наша культура,  и добавил:  «Все больше и больше в нашей стране частных музеев, и это добрый знак».

Добрым знаком это должно стать и для Крыма и его  коренного народа. Музей – это не только способ привлечения туристов, но и сохранение для потомков нашей истории. Несколько лет назад мы с нашими читателями посетили частный дом-музей симферопольского коллекционера Айдера Халилова, собравшего более трех тысяч предметов крымской старины. Его дом-музей по ул. Аметхана Султана в Симферополе, семейные реликвии и утварь из коллекции были использованы в съемках фильма «Хайтарма». Они сослужили еще одну службу, передав для потомков,  уже в киноленте, колорит того времени и рассказав всему миру о трагедии крымскотатарского народа, увековечив память прославленного  аса, дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана.

Читателям напомним и о студенте медуниверситета Абдуль Вахабе Сейтхалилове, собравшем коллекцию из более 300 экспонатов, связанных с Крымом и историей крымских татар: предметы быта, украшения, книги, фрагменты одежды, патефон и пластинка с крымскотатарскими песнями 1913 года и многое другое. Недавно мы побывали в культурно-этнографическом центре «В гостях у крымских татар» в Бахчисарае, где также для всеобщего обозрения представлены орудия труда, монеты, утварь, одежда коренного народа Крыма из частных коллекций Эльдара Яячика, Наримана Куртсеитова, Мурада Мамутова.

В Бахчисарае вот уже четвертый год работает этнографический музей «Dervish  evi», где представлен крымский быт, коллекция медных сосудов и действующая мастерская медника. А ради чашечки свежемолотого ароматного кофе в традиционном крымском интерьере стоит поехать в Культурно-этнографический Центр Одун-Базар Къапусы в Кезлеве (Евпатории) или в крымскотатарскую усадьбу Саранаевых в с. Коклуз (Богатое ущелье).

В крымских городах и селах энтузиасты-коллекционеры выдумкой и творчеством наполняют свою жизнь,  к примеру, заведующая Марьинской сельской библиотекой-филиалом №22 Фатиме Алиева создала в своей библиотеке уголок, где представляет вниманию детей и их родителей семейные реликвии, пробуждая у них не только интерес к чтению, но и к истории рода, края.

Так давайте беречь и сохранять наш Крым и его историю, а мы, как его неотъемлемая составляющая, должны по листочкам и веточкам восстанавливать генеалогическое древо, по крупицам сберегать старые семейные фотографии, письма, документы, предметы одежды и быта — ценные свидетельства нашей причастности этой земле и ее истории.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог