Курс валют USD 0 EUR 0

Уфаат Джемалединов: его работы хранят тепло души мастера

Комментариев: 0
Просмотров: 911

Наверное, каждому знакомы непередаваемые ощущения  от прикосновения к дереву или изделию из него. Рука будто сама тянется почувствовать его природное тепло, особую текстуру, кружит голову какой-то неповторимый смолистый запах. Радуют душу деревянные изделия, испокон веков использовавшиеся человеком в быту.  В наши дни, к сожалению, на смену им пришли стекло, пластик, металлокерамика, массовое и значительно доступное производство которых вытеснили этот благородный материал из повседневного обихода. Но не из обихода семьи удивительного мастера – народного умельца Уфаата Джемалединова, знакомство с которым состоялось в его мастерской, где всюду царит дух творчества – в изумительной инкрустированной домашней утвари:  вазах, чашах, шкатулках, дарохранительницах; каминных наличниках, полках, столах…

IMG_3729

Мы беседовали за могучим столом, деревянное полотно которого плотно сидело на огромном стволе-пне из каштана, выкорчеванного несколько лет назад в центре города.

— Тогда возле горисполкома расширялись улицы, вырубались старые каштаны. Мне и пришло на ум изготовить такой вот добротный стол, по нему и кулаком не стыдно ударить, — шутит  Уфаат-бей.

 

Автомат Калашникова  в подарок

В семье Эгата и Инает Джемалединовых, созданной в депортации в п. Алемкент Ташкентской области Узбекистана, Уфаат рос пятым младшим сыном и с детства пропадал в столярной мастерской у дяди, старшего брата отца, работавшего в школе столяром. Вероятно, уже тогда он проникся любовью к  пьянящему запаху свежесрубленного дерева, курчавым завитушкам стружек, вылетавшим из-под рубанка, и самое главное, к этому старинному и благородному ремеслу. С первого класса он мастерил себе различные поделки, но первую свою самую серьезную работу помнит до сих пор. В старших классах в советских школах был обязателен предмет – начальная военная подготовка (НВП), на занятиях проводились строевая подготовка, сборка и разборка на скорость автомата Калашникова и прочие военные навыки.  Так вот, в 9 классе Уфаат вырезал из дерева точную копию автомата Калашникова  и подарил военруку.

После окончания школы, в 1986 году, Уфаат поступил в Ташкентский коммунально-строительный техникум. Отслужив 2 года в Днепропетровске в железнодорожных войсках, перевелся в Бахчисарайский строительный техникум, который с отличием окончил в 1992 году.

— С юности меня увлекает художественное оформление, я вырезал различные восточные орнаменты, получался трафарет, и с его помощью пульверизатором наносил рисунок на стены, потолки, — рассказывает мастер.

Даже  армейский альбом Уфаата выполнен с любовью и вкусом — фотографии, запечатлевшие незабываемые моменты службы в армии, обрамлены красивыми изысканными орнаментами.

 

«Я уж 25 лет точу…»

— Уфаат-бей, вы упомянули, что вот уже 25 лет точите, но, глядя на эти, достойные восхищения, настоящие произведения искусства, я бы закончила вашу фразу словом «творю».  Как же началось это ваше декоративно-прикладное творчество? Когда вы осознали, что ваше предназначение в этом?

— К дереву меня тянуло всегда, после окончания техникума я занялся, как это принято называть, столяркой: изготавливал окна, двери, всевозможные деревянные изделия на заказ. В годы учебы в Бахчисарайском техникуме жил в общежитии, родители из Узбекистана к тому времени перебрались в Мелитополь. В 1991 году я начал строиться в Симферополе и мои столярные навыки были хорошим подспорьем. Но придание дереву различных форм, вытачивание мелких деталей, подбор их по цвету, рисунку среза пород доставляло мне большее удовольствие. Говорят, художник вкладывает душу в свое произведение, а у меня оно словно само из души идет. Я никогда не готовлю эскиз своей предстоящей работы.  Сначала идет процесс визуального  представления его в голове, вижу форму, рисунок, готовлю детали, заготовки. В работе — тот, кто точит, со мной согласится, — бывают сколы и по ходу идет творческий процесс, исход которого заранее предугадать точно невозможно. Поэтому каждое изделие неповторимо, как неповторим рисунок каждого среза дерева.

 

— С какими породами дерева вы работаете?

— С разными. В основном закупаю заготовки из дуба, ясеня, бука, ореха, карагача, красного дерева. Завалился у соседа абрикос или черешня — зовет меня, срубаю и пускаю в дело.

 

— В художественном издании искусствоведа Игоря Липунова «Параллельное искусство Крыма-2015»  вы представлены как краснодеревщик, художник-оформитель, работающий в авторской технике «токарного, сегментного точения». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этой технике и кем вы сами себя осознаете?

— Наверное, я скорее всего народный умелец, потому что специально этому нигде не обучался. Процесс сегментного точения достаточно трудоемок и длителен. Сначала необходимо выточить мелкие детали, потом подобрать по цветовой гамме и рисунку, склеить так, чтобы гармонично сочетался каждый сегмент и складывался в характерный узор. Через двое суток можно произвести обточку на станке. Затем готовое изделие обрабатываю оливковым маслом, подогретым на водяной бане. Масло придает цвет и защищает изделие от незначительных повреждений. Так, на изготовление, к примеру, не очень сложной чаши уходит 4-5 дней.

 

Клеймо мастера

— Как реализовываются ваши работы?

— Я не страдаю от нехватки заказчиков. Мои изделия берут на реализацию магазины, покупают кафе и рестораны, желающие приобретают для подарка хлебницы, фруктовницы,  конфетницы, выполняю индивидуальные заказы.

 

— Самая любимая и особо дорогая для вас работа? Не жалко ли расставаться с творениями, в которые, как вы говорите, душу вкладываете?

— Как-то в подарок целый месяц работал над изготовлением почти в метр высотой напольной вазы. Пришлось выточить более 400 сегментных кусочков, из которых сложил оригинальный рисунок.  Расставаясь со своими работами,  я, наоборот, радуюсь, что люди увидят творения, выполненные моей рукой, проникнутые доброй энергетикой и отмеченные клеймом с моими инициалами.

 

— Вы участник семи выставок-ярмарок в Украине и Крыму, не планируете ли к какому-то событию свою персональную выставку? Над какой задумкой вы сегодня работаете?

— Честно говоря, о персональной выставке я не думал, а вот в ближайших планах  хотел бы выполнить вазу высотой 120-130 см из ореха. Следует основательно поработать над заготовками.

 

— Уфаат-бей, как домочадцы относятся к вашему увлечению? Кто-то из детей унаследовал ваш талант?

—  Семья с пониманием относится к моему ремеслу. Ведь это не только увлечение и отдых для души, но и стабильный доход. Когда нужно — помогают, подключаются к рабочему процессу. Жена Ленура неплохо справляется с пропиткой готовых изделий маслом.

Дочь Сайде — художница, студентка факультета изобразительного искусства КИПУ, Сание – девятиклассница, Аким учится во втором. Он уже сейчас любит мастерить из дерева сабли и ножи. Не знаю, конечно, как сложится дальше, но я надеюсь обучить его  своему мастерству.

***

В уютной мастерской Уфаата Джемалединова, помимо инструментов, заготовок и изделий мастера, многочисленные кубки, дипломы  и медали, семейные фотографии и снимки с охотничьими трофеями. Оказалось, наш собеседник к основному своему дарованию еще и призер чемпионатов Крыма по компакт-спортингу (стрельба по тарелкам), заядлый охотник на уток, дроф и гусей,  любитель поварского искусства.  Последнее качество передалось от родителей – они любят готовить и делают это от души, кстати, отец уже трижды совершил хадж, — делится Уфаат-бей. Не зря  Джемаледин картбаба нарек внука старинным именем Уфаат, что, по его словам, означает «сердце в сердце». Видно, вкладывать душу и сердце в каждое свое дело  — это в роду Джемалединовых наследственное.

 

справка014   справка015

Фото из альбома «Параллельное искусство Крыма-2015»

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог