С этого номера мы начинаем публиковать в «ГК new» разъяснения и комментарии, касающиеся положений базового международного документа «Декларация ООН о правах коренных народов».
Наш собеседник — кандидат философских наук Надир Бекиров.
Статья 1. Коренные народы имеют право, коллективно и индивидуально, на полное осуществление всех прав человека и основных свобод, признанных в Уставе Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека и в нормах международного права, касающихся прав человека.
Статья 2. Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности.
Статья 3. Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Статья 4. Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.
Статья 5. Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.
Статья 1.
Раньше колонизаторскую политику (включая политику геноцида) европейские государства осуществляли по отношению к коренным народам в разных частях мира, в т.ч. в Восточной Европе, России, Центральной Азии и Закавказье (часть народов, проживающих на этих территориях, может рассматриваться в международном праве как коренные народы, включая крымских татар).
В Западной Европе существование коренных народов не признается, но там, в регионе Арктика, проживают саамы, эскимосы и некоторые другие народы.
Смысл статьи 1 заключается в том, что раньше политика колонизаторских держав по отношению к этим народам базировалась на концепции их недоразвитости, неполноценности (расово, биологически, генетически), позже социальной, культурной отсталости, так как у них нет образования, письменности и т.д.
И эти народы как бы обречены на некое управление «сверху», поскольку сами не могут определять свою судьбу. И их существование, их будущее определяется управляющими державами. Статья 1 утверждает, что
Коренные народы обладают всей полнотой прав в этом смысле, что они ничем не отличаются от любого другого народа, любого другого индивида, и не могут быть объектом управления со стороны других народов под предлогом, что они неполноценны или недоразвиты.
Статья 2 является логическим продолжением первой. Если коренные народы изначально равноценны на индивидуальном и коллективном уровне иным народам, то, разумеется,
никакое ущемление их прав или ограничение под любым предлогом недопустимо, никто не сможет сказать: «Вот видите, они не доросли…». Недопустима дискриминация на основе их коренного происхождения и самобытности.
Как иллюстрацию такого подхода можно вспомнить бытующие на территории бывшего СССР различные сравнения с чукчами, папуасами и т. д.
Кстати, с этим мне приходилось встречаться и в крымскотатарской среде. Казалось бы, крымские татары, которые сами пережили острую национальную дискриминацию, тем не менее, пытаясь обосновать права нашего народа, нет-нет, да и прибегают к каким-то сравнениям: «Мы-де не какие-то там африканцы или папуасы» и др.
Я в своей деятельности на международной арене, к примеру, встречался с представителями народов майя. Этот народ не исчез. Этот 15-миллионный народ, живущий в Центральной Америке, правда, не имеющий отдельного государства, разбросан между разными государствами (больше всего их в Южной Мексике и Гватемале). Гватемала, в принципе, это страна майя. Поэтому, рано или поздно, она станет государством майя — в результате общедемократических процессов. Представители других народов и этнических групп составляют менее 20% на этой территории.
Я много общался с маори, ирокезами, австралийскими аборигенами, папуасами, и отмечу, что мало встречал среди крымских татар людей, которые по своему уровню знаний, образованию, опыту работы в международных организациях могли бы сравниться с ними. На самом деле их десятки, сотни… Поэтому я бы сказал, что любое сравнение крымских татар с каким-то другим народом может оказаться не в пользу крымских татар. Потому что наш международный опыт, наше знание международного права, наше участие в международных организациях несравнимо по объему, по качеству с представителями других народов.
И как раз статья 2 об этом и говорит, что недопустима дискриминация или умаление прав каких-либо народов, особенно по признаку их принадлежности к этим народам, по их самобытности.
Кому-то кажутся смешными национальные костюмы, обычаи, еда какого-то другого народа, я должен сказать, что многим, кто не принадлежит к тюркской, мусульманской общности, крымскотатарской общности, наши обычаи и бытовой уклад тоже часто кажутся нелепыми, что крымских татар справедливо возмущает. Однако, к сожалению, с другими народами, такими как караимы, крымчаки, мы тоже иногда бываем необъективны.
Статья 3 провозглашает право коренных народов на самоопределение. Она, в принципе, является положением из международных пактов о гражданских, политических правах и частично — о социально-экономических правах, где говорится, что в силу этого права народ свободно устанавливает свой политический статус, свободно осуществляет свое экономическое, культурное развитие.
Сравним. «Международный пакт о гражданских и политических правах
Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года
Статья 1
- Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
- Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
- Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
Вообще-то, до сих пор многие почему-то не имеют ясного представления о том, что такое «самоопределение». Это достаточно четко сформулировано в документе «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций
Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года»:
«Принцип равноправия и самоопределения народов»
В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.
Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:
- a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и
- b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.
Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.
Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.
Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.
Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.
Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.
Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
Вместе с тем здесь право на самоопределение коренных народов не вполне совпадает с тем, что предусмотрено в пактах, где речь идет о самоопределении вплоть до возможности создания независимого государства. Потому эта статья сопровождается статьей 4, в которой говорится, что коренные народы для осуществления их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к внутренним делам, а также финансирование их автономных функций, а также статьей 5, где говорится, что коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические права и экономические, социально-культурные институты, сохраняя при этом свое право на полное участие в политической, экономической, социальной, культурной жизни государства.
В первой части статьи 46 Декларации говорится, что ничто в настоящей Декларации не может толковаться как подразумевающее право любого государства, народа заниматься любой деятельностью, совершать любое действие в нарушение устава ООН или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые бы вели к расчленению или нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных независимых государств. В этой статье речь идет о том, что право на самоопределение коренных народов не рассматривается как ведущее к нарушению территориальной целостности государства. И, с другой стороны, положения этой Декларации не могут использоваться для нарушения территориальной целостности государства.
Таким образом, это внутреннее самоопределение, т.е. определение своего статуса в пределах того государства, в котором проживают коренные народы, или власть и суверенитет которого распространяется на территорию коренных народов.
Детализация этого положения о самоопределении имеется во многих последующих статьях Декларации.
comments powered by HyperComments