Как отдельному человеку, так и целым общностям людей, выстраивающим отношения с внешним миром, необходимо прежде всего понимание того, кто они сами такие. Нельзя понять окружающий мир и найти достойное место в нем без осознания того, кем ты являешься сам.
Именно четкое осмысление того, что их родина — Крым, что они — крымские татары, народ с многовековой славной историей, имевший в прошлом собственную государственность — Крымское ханство, позволило нашим предкам выстоять в суровые годы депортации, не ассимилироваться на чужбине, и в конечном итоге вопреки всему возвратиться на родину.
К сожалению, сегодня ряд соотечественников активно пытается навязать крымскотатарской общественности идею изменения названия народа. Распространяя мнение, что имя татары является кличкой, навязанной народу извне, они пытаются явить миру неких къырымлы, о которых никто никогда в истории, как об этносе, не слышал. О природе этого явления, его причинах и о том, что оно несет в перспективе нашему народу, говорилось в ходе круглого стола, состоявшегося 10 августа в Крымскотатарском музее историко-культурного наследия.
Открывая работу круглого стола, ведущий мероприятия кандидат философских наук Надир Бекиров сообщил, что сегодняшнее собрание приурочено к отмечаемому 9 августа Международному дню коренных народов мира. Говоря о теме обсуждения, он заявил, что долгое время не придавал большого значения этому вопросу. «Мне казалось, что у нас у всех есть гораздо более важные проблемы. Но, к сожалению, это вышло за рамки газетной полемики. Для меня важным сигналом послужило то, что один из представителей точки зрения, что мы не крымские татары, председатель ревизионной комиссии Курултая Али Озенбаш, сделал 9 апреля публичное обращение по этому поводу, а уже 18 мая на митинге, посвященном памяти жертв депортации, в Киеве висел лозунг «71 год депортации крымцев», — говорит он.
Н. Бекиров отметил, что в некоторых масс-медиа все чаще крымские татары называются крымцами. По сути дела мнение мизерного меньшинства пытаются сегодня навязать всему народу. Результаты недавней переписи показали, что подавляющее число соотечественников называют себя крымскими татарами. Однако сторонники переименования крымских татар в къырымлы продолжают в средствах массовой информации и социальных сетях упорно продвигать свою точку зрения.
Он также рассказал, что пригласил на круглый стол одного из основных сторонников изменения названия народа главного редактора газеты «Къырым» Бекира Мамутова. Ему было направлено приглашение в письменном виде, в котором организаторы круглого стола сообщили, что готовы предоставить ему 30 минут для изложения своей аргументации. Однако Б.Мамутов не пришел.
В заключение своего выступления Н.Бекиров заявил о необходимости поставить дискуссию о самоназвании народа на научную основу и провести осенью научную конференцию, посвященную этому вопросу. «Это интересная и важная тема. Но нельзя делать чебуреки, не зная рецепта, нельзя бросаться в воду, не умея плавать, нельзя садиться за руль автомобиля, если не прошел курс обучения. А здесь нам предлагают очень рискованный эксперимент над всем нашим народом, практически с бухты-барахты».
Взявшая слово ветеран крымскотатарского национального движения Айше Сеитмуратова отметила большую роль кыпчакских (половецких) племен в этногенезе народа. В то же время она указала, что в историю он (народ) вошел под именем крымские татары.
Председатель Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маариф» Сафуре Каджаметова поддержала идею Н.Бекирова о необходимости проведения научной конференции. Она отметила, что вопрос о самоназвании уже приводит к конфликтам между соотечественниками. Отдельные родители, начитавшись соответствующих материалов в некоторых СМИ, спорят с учителями, требуя от них, чтобы на уроках они говорили не крымские татары, а къырымлы. С. Каджаметова сравнила эту проблему с раковой опухолью, убивающей народ. Не раз вопрос об изменении самоназвания предлагалось поставить на рассмотрение Курултая. Но делегаты каждый раз большинством голосов отклоняли эти предложения. Тем не менее недавно была предпринята попытка поднять эту тему на Всемирном конгрессе крымских татар, несмотря на то, что крымскотатарская диаспора в Турции выступает категорически против отказа от имени татары.
Сотрудник Крымскотатарского музея историко-культурного наследия Шефика Абдураманова отметила, что, несмотря на расхожее мнение о том, что слово татарин появилось в XVII – XVIII вв., на самом деле это более древнее слово. Оно появилось в VII веке, его употребляли сами тюрки, и оно было синонимом слова челеби – господин, уважаемый человек. Потом наступила эпоха Чингизхана, отношение к которой в России было неоднозначным. В 1828 году учитель Наумов, чтобы сделать материал более удобоваримым, употребил в книге для детей термин «монголо-татары». Эта ошибка перекочевала в исторические труды, и слово «татарин» в Российской империи стало приобретать негативную окраску. У Гаспринского редко проскальзывало слово «татары», больше употреблялся термин «русские мусульмане». Народ терял свое лицо, и вот для того, чтобы как-то обозначить себя, Н. Челебиджихан и другие деятели начала ХХ века стали активно использовать слово «татары».
«Это был интуитивный импульс, мы интуитивно обозначили себя как татары. Хорошо это или плохо, но наша история продолжается под именем крымских татар. Нас долгое время очерняли как потомков Чингизхана и мы стали от этого комплексовать. Но давайте никому не отдавать Чингизхана, мы прямые наследники Золотой Орды и рода Гераев. Если мы сейчас отказываемся от имени крымских татар, то это означает, что мы складываем руки перед теми, кто нас очернял. Мы этим показываем свой комплекс неполноценности… Мне даже нравится, как звучит слово татар. Такое упертое, крепкое, самоутверждающее», — полагает Шефика Абдураманова.
Редактор «ГК» Эльдар Сеитбекиров высказал свой взгляд на историю самоназвания крымских татар. Он указал, что точка зрения тех, кто требует изменения названия народа, лишена научных оснований. Исторические документы полностью опровергают версию о том, что название «татары» было навязано нам в Российской империи. В титулах крымских ханов, употреблявшихся в официальных документах ханства, упоминались названия основных народов, населявших государство. Начиная с «сайсыз татар» (бесчисленных татар) и «коп ногайларнынъ» (многочисленных ногаев) и заканчивая черкесами.
В Российской империи все тюркские народы власти называли татарами. Но у тех народов, где это было искусственно, это название не прижилось. В конечном итоге название татары закрепилось за теми народами, которые после распада Золотой Орды стали государствообразующими — Крымское, Астраханское Казанское и Сибирское ханства.
В 1917-м, в недолгий период национального возрождения, первый Курултай официально именовал себя Татарским парламентом. Им было создано правительство – Крымскотатарская национальная директория и принята конституция – «Крымскотатарские основные законы». Эти документы, подписанные Номаном Челебиджиханом и Джафером Сейдаметом, хранятся в фондах Государственного архива Крыма.
Э. Сеитбекиров также обратил внимание и на общественно-политический аспект вопроса, поскольку споры о самоназвании раскалывают и разобщают небольшой крымскотатарский народ.
Высказались в поддержку сохранения названия крымские татары редактор газеты «Янъы дюнья» Зера Бекирова, руководитель медиа-центра им. И.Гаспринского Айдер Эмиров, ветеран национального движения Решат Аблаев, общественный деятель Абдурешит Джеппаров, преподаватель КИПУ, кандидат исторических наук Эльвина Сеитова, редактор журнала «Йылдыз» Дилявер Османов и другие участники круглого стола.
В завершение обсуждения участники круглого стола пришли к мнению о необходимости активной деятельности, для того чтобы противостоять деструктивным процессам по размыванию национального самосознания.
comments powered by HyperComments