Курс валют USD 0 EUR 0

В поисках правильного ислама

Комментариев: 0
Просмотров: 50

Э. СЕРАСКЕРОВ

В конце августа находящееся у власти в Афганистане движение «Талибан» (в России организация признана террористической и запрещена) утвердило новые законы, вводящие ограничения для населения страны. Теперь мужчинам-афганцам запрещается подражать немусульманам в своей внешности, одежде и поведении. А именно, носить джинсы и галстуки, делать модные стрижки и стричь бороду короче своего кулака. Мужчинам также запрещается смотреть на женщин, за исключением своих жен и родственниц. Полиции нравов даны полномочия задерживать нарушителей новых правил, которым может теперь грозить штраф или даже тюремный срок. Женщинам новое законодательство предписывает избегать публичных выступлений, в том числе пения, а также громких разговоров в общественных местах. Водителям общественного транспорта и такси запрещено перево­зить взрослых женщин без сопровождения со стороны родственников-мужчин.

Ранее в Афганистане женщины были ограничены в возможности получать образование. Под запрет местных властей попала и музыка, после чего по стране прокатилась кампания по изъятию у населения и уничтожению музыкальных инструментов.

Таким образом, новый афганский режим продолжает политическую линию на построение в стране теократического государства, построенного на ультраконсервативных идеологических установках. Очевидно, Афганистану предстоит пройти долгий и непростой путь, прежде чем вновь стать открытым внешнему миру.

Албанский Ватикан

Пока в одной части ог­ромного мусульманского мира полным ходом идет эксперимент по возвращению целой страны к средневековым нравам, на другом его краю протекают так же по-своему весьма занимательные процессы. Недавно стало известно, что в Албании местное правительство всерьез рассматривает возможность создания на территории своей столицы Тираны микрогосударства для мусульман.

Планируется, что новое государство будет представлять собой суверенный анклав по типу Ватикана. И если государство римских пап на сегодняшний день является самым маленьким в мире по территории, то новое мусульманское государство, в состав которого войдет только небольшой район на востоке Тираны, будет меньше Ватикана в четыре раза.

Но ведь сама Албания исторически является страной с превалирующим мусульманским населением. По переписи 2023 года мусульмане-сунниты составляли 46% населения этой балканской страны (по переписи 2011 года — 57%), еще 5% (2% в 2011 г.) албанцев являлись последователями суфийского ордена Бекташи. К различным христианским конфессиям (прежде всего католичеству и православию) относили себя 16% жителей Албании.

Сто лет тому назад, когда Албания только получила независимость от Османской империи, мусульмане, включая бекташей, составляли две трети населения молодого государства (среди косовских албанцев процент мусульман превышал 90%). Сегодня же, как и во многих других европейских странах, в Албании религиозность населения постепенно снижается, и от переписи к переписи все большее число людей не считает необходимым декларировать принадлежность к той или ­иной религии. Какой смысл албанским властям в этих условиях идти на создание на своей территории мусульманского Ватикана?

Страна для бекташей

Новое микрогосударство должно будет называться «Суверенное государство ордена Бекташи», и создается оно в интересах именно этого религиозного направления. Подобно римскому папе в Ватикане, единоличным его правителем будет духовный лидер бекташей, носящий официальный титул Его Святейшество Хаджи Деде Баба. Сегодня лидером бекташей является 65-летний священнослужитель Эдмонд Брахимай, именуемый своими последователями просто как Баба Монди.

Премьер-министр Албании Эди Рама заявляет ­иностранным журналистам, что целью государства бекташей будет продвижение толерантной версии ислама, которой гордится его страна. Несмотря на религиозный характер, в государстве бекташей будет разрешено употребление алкоголя, а женщины будут свободны в выборе одежды. «Бог ничего не запрещает; именно поэтому он дал нам разум», — утверждает Баба Монди.

Янычары, коммунисты и Балканы

Орден Бекташи имеет древнюю историю. Считается, что он возник в XIII веке в Анатолии вокруг фигуры видного суфия Хаджи Бекташа, который почитается последователями ордена как святой. По одной из легенд, Хаджи Бекташ был помощником известного суфийского философа Ахмеда Ясави, который вел активную и успешную деятельность по распространению ислама среди тюркских народов Центральной Азии. Сам Хаджи Бекташ в конечном итоге переселился в государство турок-сельджуков в Анатолии.

В период Османской империи бекташи, как и другие суфийские ордены, ­играли большую роль в распространении ислама среди народов Балканского полуострова. Активно действовали суфии и в Крымском ханстве. С орденом Бекташи был самым тесным образом связан корпус янычар, составлявший долгое время основу османской армии.

Одним из почитаемых бекташами святых является Баба Сары-Салтук. Этот мусульманский проповедник жил в XIII веке, и деятельность его была связана с Анатолией, Балканами и Золотой ордой. Считается, что ученик Сары-Салтука — Кемаль-ата, был основателем мусульманской общины в Солхате (современном городе Старый Крым). В османскую эпоху в албанском городе Круя в честь Сары-Салтука было построено текие дервишей. Это место претендует на то, чтобы считаться одним из мест погребения Сары-Салтука. Но на самом деле он был похоронен в Добрудже (современная Румыния), в г.Бабадаг, это место почитается у крымских татар и турок. Круя же в XV веке была главным оплотом антиосманских сил на Балканах, именно здесь была резиденция национального героя албанцев — Скандербега (Георгия Кастриоти), на протяжении нескольких десятилетий ожесточенно сопротивлявшегося османской армии. Но после покорения города османами, в результате проповеднической деятельности бекташей, население Круи было с течением времени исламизировано.

В XIX веке, когда упадок Османской империи стал очевиден, позиции янычар и их духовных опекунов — бекташей, сильно ослабели. Султанское правительство было недовольно активным вмешательством янычар в политику (в результате янычарских бунтов было свергнуто и убито несколько османских султанов). В 1826 году султан Махмуд II ликвидировал корпус янычар, заменив его армией, созданной по европейскому образцу. Орден бекташей был распущен, но продолжил существовать неофициально.

В 1920-е годы, после установления в Турции светского политического режима и начала реформ Ататюрка, многие бекташи были вынуждены покинуть страну. В ставшей же независимой Албании бекташи были официально признаны религиозной общиной. Таким образом, эта страна стала их основным полем деятельности. Но и здесь судьба ордена складывалась очень непросто.

В результате Второй мировой войны власть в Албании перешла в руки партизан-коммунистов. В послевоенные годы коммунистический режим активно насаждал в стране идеологию атеизма. В 1967 году по решению лидера местной компартии Энвера Ходжи все религиозные организации в стране были запрещены, а Албания была объявлена первым в мире атеистическим государством. Все формы религиозной практики были запрещены. Столь радикальная политика, превзошедшая по накалу даже антирелигиозную­ кампанию 1930-х годов в Советском Союзе, объяснялась стремлением албанского руководства радикально перестроить местное общество. Маленькая небогатая горная страна, находящаяся в непростых отношениях как со своими ближайшими соседями — Югославией и Грецией, так и с великими державами (в том числе и с СССР, с руководством которого Ходжа поссорился после смерти своего покровителя — Сталина), была населена народом, разделенным в религиозном отношении.

Со времен османского правления мусульманское большинство в Албании соседствовало с многочисленными христианскими меньшинствами. Стремясь добиться национального единства и преодолеть религиозные разногласия, Энвер Ходжа сделал своим девизом слова албанского поэта Пашко Васо: «Вера албанцев — это албанство». Проводимая им политика насаждения атеизма была направлена на стирание границ между различными частями албанского общества, их смешение между собой в единое и однородное, готовое противостоять внешним вызовам, государство-крепость. Ходжаистская Албания, уверенная, что только она одна строит единственно верную и правильную версию коммунизма, считавшую компартии других стран отступниками от сталинского пути, была наглухо закрыта от внешнего мира и, постоянно ожидая нападения, ощетинивалась по периметру своих границ бойницами многочисленных бункеров и дотов.

В годы коммунистичес­кой диктатуры многие бекташи бежали заграницу, в основном в США. После падения коммунистического режима в Албании в 1992 году орден Бекташи, как и другие религиозные общины, во­зобновил свою деятельность в стране. На фоне некоторого упадка, переживаемого основными религиозными конфессиями Албании, бекташи сегодня демонстрируют стабильный рост численности, что не удивительно, ведь на протяжении веков эта религиозная группа была ориентирована на работу с иноверцами и вовлечение новых людей в свои ряды.

Очевидно, что проект создания государства для ордена Бекташи имеет, прежде всего, албанские внутриполитические корни. Таким образом, правящая сегодня в Албании Социалистическая партия может гарантировать себе электоральную поддержку со стороны последователей ордена, чья общая численность уже превышает сто тысяч человек. К тому же албанский Ватикан может быть привлекательным туристическим объектом и своеобразной витриной так называемого евроислама, который можно демонстрировать евросоюзовским чиновникам в Брюсселе.

На мусульманский же мир в целом эта инициатива вряд ли будет иметь большое влияние. Большинство мусульман-суннитов, особенно консервативных, воспримут сегодняшних бекташей (с их почитанием личности Али, что сближает бекташей с шиитами) в лучшем случае как секту.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог