Эльдар Сеитбекиров, «ГК»
Отдельным периодам истории крымскотатарского национального движения исследователи посвятили немало работ, но какого-нибудь обобщающего труда, глубоко изучающего проблему, до сих пор не существует. Но все же следует заметить, что попытки поверхностного анализа, а точнее, беглого взгляда на историю национальной борьбы, все же предпринимались. Одну такую работу — «Влияние революции 1905 года на национально-освободительное движение крымских татар», изданную в 1925 г., мы находим в сборнике «Революция в Крыму». Ее автор — первый крымскотатарский большевик Исмаил Фирдевс, личность весьма незаурядная, но оцениваемая современниками по-разному. В свое время «Голос Крыма» и его авторы сделали многое для восстановления имен деятелей, репрессированных сталинским режимом, и об Исмаиле Фирдевсе хоть и были напечатаны статьи, но с его уголовным делом мы поработать не смогли. Надо отдать должное казанским ученым, опередившим своих крымских коллег, из-под пера которых вышли наиболее полные публикации об Исмаиле Фирдевсе. Так, академик Индус Тагиров пишет: «Исмаил Керимович Фирдевс (1888-1937) был одним из самых верных соратников Мирсаида Султан-Галиева. Он родился в Симферополе 2 декабря 1888 г. в семье мелкого торговца и рано познал трудности жизни. В возрасте семи лет Исмаил остался сиротой. Благодаря настойчивости и природному уму смог выйти в люди. С наградой окончив Татарскую учительскую семинарию в Симферополе, два года он учительствовал в г. Алуште.
Постоянное стремление к знаниям привело юношу к мысли о необходимости поступления в высшую школу. Экстерном готовился к поступлению в Лазаревский институт живых языков. Самостоятельно выучил немецкий, французский, турецкий, отчасти, как он сам писал, итальянский и латинский языки. Все это время И. Фирдевс жил за счет репетиторства и частных уроков — эти занятия подорвали его здоровье. Он заболел туберкулезом легких, и потому не смог осуществить мечту о высшем образовании. Однако всю свою жизнь не переставал учиться. Много читал и писал статьи для периодических изданий. Его интересовало все, включая политику, экономику, национальный вопрос и т. д. Не переставал он совершенствоваться и в области иностранных языков. М. Султан-Галиев вспоминал, что И. Фирдевс подолгу беседовал с иностранцами на французском или турецком языках.
В анкетной графе «Социальное положение» он писал: «народный учитель». После семинарии преподавал в новометодном учебном заведении «Руждие» в родном Симферополе, а затем в предместье Ялты — Аутке. В эти годы Исмаил участвовал в работе революционных кружков и сразу же оказался в центре внимания жандармерии. Последовали арест и четырехлетняя ссылка».
В работе С.А. Абдуллаева «Очерки о рабочем движении в Крыму, в частности в Симферополе» находим следующие строки: «Керимджанов (а после Фирдевс). Эта кличка дана ему кем-то по той, весьма любопытной причине, что несмотря на то, что он переведен еще с юношеского возраста на пилюлю – освободив его от учительства (туберкулез третьей стадии), благодаря сильной его грамотности, разговорному французскому языку и опрятности его наружности, завоевал широкую популярность среди высокопоставленных семей – графинь и княгинь (Орловы, Давыдовы, Писаревы и т.д.), которые обычно предпочитали разговаривать на французском языке, даже в собственной семейной обстановке, Керимджанов часто бывал и озарял обстановку, что его присутствие всегда напоминало «Рай», что Фирдевс на арабском языке означает «Рай».
С июля 1917 г. Фирдевс — член большевистской партии. В январе 1918 г. принимал активное участие в установлении Советской власти в Крыму, фактически став противником Крымскотатарской национальной директории и Курултая. Сам он вспоминал: «Числа 11-го (января. — Ред.) в целях, с одной стороны, дезорганизации настроения и с другой стороны, в целях демонстрации я и тов. Миллер проникли в Курултай. Это было за день до выступления. В тот же самый день мы ушли в подполье. Цель нашего посещения было указать в выступлении на неизбежность их поражения и на предательства их союзниками белогвардейцами. Нам слова не дали. Встретили нас очень скверно и не знали арестовать нас сейчас же или допустить. На лицах была растерянность, больше всего растерянность проявлял Сейдамет – военный министр. Они нас ругали… Челебиев выступил и сказал, что нам нужно идти с большевиками, что нужно изменить ориентацию. После него выступил Сейдамет против нас и назвал нас не большевиками, а «паршивцами». Когда я попросил слова, мне резко ответили, что по статусу представителей партии, которые не входят в Курултай, не могут выступать».
Буквально по крупицам восстанавливая биографию Фирдевса, далее И. Тагиров сообщает: «С образованием Республики Таврида И. Фирдевс был избран в ее Центральный исполнительный комитет, в Совнаркоме Тавриды ведал иностранными и национальными делами.
После падения Советской власти в Крыму И. Фирдевс переехал работать в Москву в Комиссариат по делам мусульман Внутренней России, возглавляемый М. Вахитовым. Здесь он познакомился с М. Султан-Галиевым. Оба сыграли решающую роль во всей последующей жизни молодого крымского революционера.
И. Фирдевса, как и М. Вахитова, и М.Султан-Галиева, можно назвать полукоммунистом и полунационалистом. Иногда этих людей называли и красными панисламистами и пантюркистами. И.Фирдевс так же, как и эти два выдающихся революционера, идею социализма непосредственно связывал с идеей национального освобождения. На российскую революцию он смотрел как на великое свершение, способное изменить мир на началах социальной справедливости.
Как секретарю Комиссариата И. Фирдевсу было поручено вести работу с пленными турками. Занимался этим он вместе с руководителем турецких коммунистов М. Субхи. Вместе с ним И. Фирдевс заложил фундамент Турецкой коммунистической партии. Он верил, что в Турции вот-вот грянет Социалистическая революция. Он и М. Субхи из военнопленных турок начинают готовить силы вторжения в Турцию. Направленный для организации этой работы на месте с полком из турецких военнопленных, М. Субхи в Трапезунде оказался жертвой фанатичной толпы. Его закололи штыками и растерзали. Социалистическая революция в Турции и Иране, на которую возлагались огромные надежды, провалилась.
Именно тогда И. Фирдевс вместе со своим другом М. Султан-Галиевым начали приходить к мысли о невозможности Мировой социалистической революции. В колониальных и полуколониальных странах, по их убеждению, должны произойти не социалистические, а революционно-демократические революции, направленные против метрополий».
Сегодня мы ограничимся этими краткими биографическими сведениями об Исмаиле Фирдевсе и только добавим, что он проработал на многих высоких должностях в Крыму, Татарстане, Москве. Будучи политическим деятелем, имеющим свое мнение, в период сталинских репрессий он не мог оставаться нетронутым, его конец был предрешен. Архивы не умалчивают о завершающем этапе его жизни. «В ноябре-декабре 1929 г. до отправки в ссылку на Соловки И. Фирдевс, О. Дерен-Айерлы и М. Султан-Галиев были переведены в Кемский изолятор. Они сидели в одной камере. Там О.Дерен-Айерлы в резкой форме критиковал все их прошлое. И. Фирдевс и М. Султан-Галиев возражали ему. На Соловках эти три человека встречались на квартире О. Дерен-Айерлы. Разговор был только о том, удастся ли когда-нибудь выбраться из этого гнилого болота. Обсуждалась и возможность отправки в ЦК РКП(б) покаянного письма с признанием политических ошибок. Как утверждал М. Султан-Галиев, О. Дерен-Айерлы настаивал на одном — на признании объективной контрреволюционности султангалиевщины. На этой почве, как он признавался, появилось и решение М. Султан-Галиева о подаче на имя ЦК партии соответствующего заявления.
Дальнейшая судьба этих людей сложилась по-разному. М.Султан-Галиев был освобожден и до своего последнего ареста проживал в Саратове. О. Дерен-Айерлы в 1935 г. был реабилитирован, но, заболев тяжелой формой туберкулеза, умер в предвоенные годы. И. Фирдевсу не суждено было выбраться «из гнилого болота». В 1930 г. коллегией Верховного суда он был приговорен к смертной казни, которая 8 января 1931 г. была заменена десятилетней каторгой. В Соловецком лагере он не переставал вести агитационную работу среди заключенных. Вскоре за это и по тем же обвинениям на основании справки начальника Соловецкой тюрьмы в октябре 1937 г. решением «тройки» он был вторично приговорен к смертной казни. 27 октября 1937 г. Исмаил Керимович Фирдевс был расстрелян».
Итак, получив некоторые сведения об авторе, предлагаем читателям «Голоса Крыма new» его работу по истории крымскотатарского национального движения, которая по своему содержанию и сегодня остается актуальной для понимания происходящих процессов. При этом считаем необходимым оговорить, что взгляды автора изложены с позиций классовой борьбы, а идеология и терминология соответствуют установкам советской исторической науки.
М. Султан-Галиев (сидит) и И. Фирдевс
Исмаил ФИРДЕВС
Со дня покорения Крыма революционно-национальное освободительное движение крымских татар можно разбить на три главных этапа по признакам формы и основных тенденций его развития. Первый самый длительный, самый главный этап – это период отчаянной кровавой борьбы путем частых жестоких восстаний за непосредственное освобождение из-под царской России и за восстановление своего национального государства в Крыму, ориентируясь на международные конфликты и столкновения – войны, направленные против царской России. Историческим стержнем развития татарско-национального движения и увязки его с международным положением царской России является ожесточенный поединок между Оттоманской империей, Польшей и восточно-мусульманскими государствами на Кавказе и в Средней Азии, с одной стороны, и царской Россией – с другой. В этот период основной формой национального движения крымских татар являются восстания и перемежающиеся с ними и турецкими войнами последующие грандиозные волны татарской эмиграции в Турцию. Этот этап своего апогея достигает ко времени Крымской войны в 1854 году, когда татарское национальное движение как будто достигает максимума своих исторических стремлений и когда царский империализм впервые получает первый предсмертный удар со стороны объединенных сил Европы в своем стремлении к окружению и захвату Константинополя. На живом историческом примере Крымской войны татарское национальное движение получило доказательство того, что международные факторы истории против отделения Крыма от царской России. Крымская война привела к еще более грандиозному взмаху эмиграционной волны, последней по своему объему и величине. Последовавшая восточная война 1876 г. так же, как и другие пассивные и активные войны России против Турции и вообще войны против России, хотя и приводила к конвульсиям эмиграционное движение и к обострению национального движения, но по своему размаху и внутренней тенденции она уже не являлась внешним выражением острой схватки, в союзе с международными силами, за непосредственное освобождение Крыма.
После восточной войны татарское национальное движение вступает во второй этап своего развития, продолжавшийся с 80-х годов до 1905 – 1906 гг.
Этот этап в развитии национального движения замечателен тем, что впервые за время существования татарского народа врываются в его жизнь элементы буржуазной революции Турции после восточной войны. Зарождение младотурецкой партии в Турции было началом буржуазной революции на ближнем мусульманском Востоке и началом движения за возрождение Турции на основе европейской социально-политической и экономической структуры государства. По своему внутреннему содержанию это движение было направлено против монархии (султаната, халифата), феодального класса и теократии. Как отзвук этого движения в Крыму возникло младотатарское движение, в Бухаре младобухарское движение и в Средней Азии движение Джедидов, т. е. обновленцев (Туркестан, Татария). Внешним выражением этого движения в Крыму была газета «Терджиман» Гаспринского с ярко выраженным буржуазно-националистическим направлением, сыгравшая выдающуюся роль в развитии национального движения крымских татар. Появившись в 1883 г., эта газета просуществовала до 1917 г., уступив место газете «Миллет», завоевав себе мировую славу и сторонников во всех частях земного шара, где были мусульманские народы и государства, превратившись в рупор национально-освободительного движения на Востоке на основе буржуазной революции.
Татарское революционное национальное освободительное движение, с 1880 по 1905 г. поставленное в железные рамки самодержавного колониального режима, развивало главным образом культурно-просветительные стороны, глубоко скрывая свои социально-политические тенденции. За это время оно накопило свежие силы в виде новых кадров учителей и интеллигенции, получивших образование в Константинополе, вырастило, воспитало, дисциплинировало их и создало соответствующую базу в лице народных татарских школ, внутренне освободившись из-под гнета феодально-теократической реакции; развило частично женское движение и втянуло в свою орбиту татарскую молодежь. Своей же политической платформы оно не выявляло и не декларировало. Но вот разразилась японская война, приведшая царскую Россию к поражению. Это поражение по своему значению, как историческое событие, несравнимо ни с каким другим событием в новейшей истории Востока. Оно было понято, и совершенно справедливо, как начало разложения царской России, этого мало – как начало распада того империалистического окружения (с Запада – Англия, с Востока – Россия, а в центре через Балканы – Австрия и Славяне), которое держало в тисках мусульманские народы Передней и Центральной Азии, Северной Африки и Юго-Востока России. Отсюда станет понятным, что японская победа явилась, собственно говоря, основной причиной, толкнувшей национальное движение не только крымских татар, но и всех «инородцев» царской Российской империи в сторону разрешения своих национальных проблем путем восстания и отделения от России. Так было с Польшей и отчасти с Кавказом. И в Крыму национальное движение ориентировалось на разложение царской России и на отделение от нее, но, благодаря слабости сил, малой организованности и наличию еще в руках монархии больших вооруженных сил, оно не могло развиваться быстро и задержалось в своем поступательном ходе.
Одним из главных задерживающих начал сепаратистского движения явилась также революция 1905 г. Она впервые популяризировала среди татарской интеллигенции идеи мелкобуржуазного социализма. В период революции 1905 года деятели татарского национально-революционного освободительного движения увлеклись программой и тактикой социалистов революционеров, считая партию эсеров единственной партией, разрешающей в корне земельный вопрос и ведущей борьбу за политическое раскрепощение крестьянства. Татарские революционные слои и круги стали также квази-социалистическими и эсерствующими. Это полусоциалистическое движение перенесло центр тяжести в национальном движении на злободневные вопросы политической борьбы 1905 года. Первым и основным вопросом, ставшим перед ними, был вопрос о крестьянстве и земле, а также выборная кампания в государственную думу и городские и земские учреждения и – самое существенное – вопрос о коалиции с трудящимися массами России. Впервые за все время завоевания Крыма перед мелкобуржуазными революционными деятелями национально-освободительного движения стал вопрос об отыскании каких-либо социальных групп или класса русского народа, на которые можно было бы опираться и заключить союз. Это была первая русская революция, неожиданно выросшая на пути революционно-национально-освободительного движения и на некоторое время сбившая его с колеи предыдущего исторического развития и поставившая перед ним вопрос о согласовании, сочетании и развитии национального движения рука об руку, нога в ногу с революционным движением трудящихся масс в России. Организующим центром этого нового направления, новой исторической ориентации национального движения явилась газета «Ватан Хадими». Вызванная к жизни событиями революции 1905 г., она с первых дней своего рождения на свет имела шумный успех первого революционного органа. Она по справедливости явилась самым верным, самым точным рупором революции 1905 г. среди татар. Как было указано выше, она внесла совершенно новое свежее течение в национальное движение и по справедливости может быть названа первой революционной татарской газетой, сделавшей попытку свернуть татарское национальное движение с пути сепаратистских тенденций. Газета «Ватан Хадими» также совершенно справедливо может быть названа первой татарской мелкобуржуазной газетой, поставившей вопрос о положении крестьянства и земле для крестьян. Согласно своей основной политической тенденции, газета собирает и организует вокруг себя те социальные слои и группы, которые могут быть самым верным проводником политического направления газеты. Вокруг газеты группируются, главным образом, учителя, как единственно организованные и политически подготовленные прослойки татарского народа. Эти же силы группировались раньше также вокруг газеты «Терджиман», но к 1905 г. они отходят от нее, причем замечательная группировка этих сил вокруг той и другой газеты. В то время, как вокруг «Терджимана» были сгруппированы и доминировали в газете татарские учителя, получившие образование в Турции на родном татарском языке, в газете «Ватан Хадими» руководящая роль принадлежала учителям, получившим квалифицированное образование на русском языке в России (руководящий состав: Медиев, Идрисов, Джемилев, Арабский, Сейдаметов, Айвазов и др.).
Нужно сказать, что ряды татарской интеллигенции пополнялись из двух центров из Константинополя и России. Главным центром подготовки татарской интеллигенции в русификаторских целях была учрежденная в 1872 году Симферопольская татарская учительская школа, успевшая к периоду первой русской революции 1905 года выпустить несколько сот учителей русского языка из татар, размещенных в так называемых министерских и земских русско-татарских народных школах, главным назначением которых были обрусительная политика и стремление задушить самостоятельное движение за татарскую национальную школу. Правда, этих целей царское правительство не смогло достигнуть полностью, ибо выпущенные из татарской учительской школы учителя только в незначительном проценте, и то в зависимости от своего класса и происхождения (разорившиеся дворяне), были превращены в проводников русификаторской царской политики.
Наоборот, осознание теми из них, которые происходили из низов, низких целей царского правительства, было не последней причиной революционизирования их идеологии. Эти татарские учителя русского языка в русских школах для татарских детей были оппозиционно настроены к царскому правительству и отчасти к земству, кроме всего прочего, также и благодаря крайне бедственному своему экономическому и правовому положению по сравнению с русскими учителями. Так, например, достаточно указать на следующий факт: во главе русско-татарской школы обязательно должен был стоять русский учитель, по-видимому, как контроль со стороны царского правительства над татарскими учителями в вопросах, главным образом, национальной политики.
И вот газета «Ватан Хадими», ориентируясь на русские революционные мелкобуржуазные слои, сорганизовала этих учителей вокруг себя.
Несмотря на многие положительные революционно-прогрессивные черты газеты, она не могла выйти из рамок революции 1905 года. Будучи по своему политическому направлению мелкобуржуазной, примыкающей к эсерам, эта газета была втянута в русло эсеровского соглашательства, пошла впоследствии на коалицию с левыми кадетами и втянула массы в игру выборов в государственную думу, земства и городские думы и, не оправдав возложенных на нее задач, быстро пошла на нет.
Самым большим реальным достижением газеты было проведение в первую горсударственную думу редактора Медиева и завоевание некоторого количества мест в городских думах и земствах. Это было достигнуто таким напряжением сил, что газета превратилась из организационного центра социально-политического движения просто в выборную машину, что было причиной быстрого падения газеты, как только результаты выборов в государственную думу и в земства и в городские учреждения были ликвидированы царским правительством. Таким образом, газета «Ватан Хадими» («Служитель Родины»), вызванная к жизни революцией 1905 года, кончила свое существование вместе с ликвидацией этой революции в 1907 г.
Этот короткий период существования газеты «Ватан Хадими» замечателен тем, что события 1905 г. привели татарское национальное движение на путь классовой борьбы. Основным вопросом, толкнувшим татарское национальное движение на путь классовой борьбы, был вопрос о земле и политическом положении татарского крестьянства. Однако эта борьба происходила недолго, так как царское правительство применило репрессии против татар, и национальное движение снова ушло внутрь на свои прежние позиции. Этому особенно способствовало еще одно обстоятельство: в 1908 году был второй после 1876 г. взрыв турецкой революции, уже победоносный, приведенный к парламентаризму. Это историческое событие прокатилось эхом по всему мусульманскому Востоку, и в первую голову по Крыму. Со стороны царского правительства турецкая революция вызвала новые репрессии против татарской интеллигенции и во всех ее восточных мусульманских колониях, что безусловно толкало национальное движение на путь сепаратистских тенденций. Собственно говоря, достигнутое сближение, внутренняя смычка между национальным движением и силами революции 1905 г. последующими репрессиями царского правительства и взрывом турецкой революции были окончательно ликвидированы и национальное движение вернулось на свои исходные старые позиции и старую ориентацию, на которых оставалось неизменно вплоть до конца 1918 г.
От этих своих позиций оно должно было отказаться после тяжелых испытаний в процессе смены власти в Крыму в течение гражданской войны. В этот период положение было спасено зарождением в национальном движении революционного и коммунистического крыла. Прочное укрепление Соввласти в Крыму, связанное с подготовкой новых революционных коммунистических кадров из среды татарских трудящихся масс, связало неразрывной цепью татарское национальное движение с революцией пролетариата. Смычка же в международном масштабе интересов революционно-национального освободительного движения колониальных народов и интересов пролетарской революции создаст единый фронт против международного империализма и окончательно ликвидирует основы националистического течения к буржуазной автономии.
comments powered by HyperComments