Курс валют USD 0 EUR 0

Заур ИБРАГИМОВ: Крымские этюды спустя более полувека вернулись в Крым

Комментариев: 0
Просмотров: 476

Общение с талантливыми и позитивными людьми дает определенный заряд бодрости и заряжает новыми идеями, вдохновляет и мотивирует. Особенно, когда это личности с жизненным опытом, за плечами которых солидный багаж знаний, накопленных десятилетиями. На днях встречу с таким человеком нам организовал давний друг «Голоса Крыма» и один из авторов постоянных рубрик газеты Февзи Асанов. На отдых в Крым из алтайского города Бийск приехал член Союза художников России Заур Ибрагимов, о котором мы имели честь рассказать читателям четыре года назад в публикации к его 80-летию («ГК», 08.09.2017 г.).

Родился будущий художник в 1937 году в Симферополе (Акмесджиде). Окончил Ташкентское республиканское художественное училище и Ташкентский Театрально-художественный институт. С 1993 по 2014 годы Заур Ибрагимов преподавал живопись, рисунок и скульптуру на художественно-графическом факультете Бийского государственного пединститута. Его работы и работы его супруги Людмилы Ивановой, тоже художника, представлялись на различных всероссийских и зарубежных персональных выставках, хранятся в музеях Бийска, Барнаула, Новосибирска, в частных коллекциях Германии, США, Австралии. Он проявил себя в живописи, станковой и книжной графиках, декоративно-прикладном и оформительском искусстве. Увлекался чеканкой и оформлением витражей и интерьеров зданий, освоил практически все техники графики. Среди его работ наброски, рисунки и картины, выполненные углем, карандашом, пером, сангиной (палочки для рисования, изготовленные из каолина и оксида железа коричневого или красноватого оттенков) и даже соусом.

Заур Ибрагимов был знаком с учеником известного художника Николая Рериха — Альфредом Хейдоком, и отрывок из его очерка с воспоминаниями о нем был опубликован в «ГК» (16.03. 2018).

 

— Мне в жизни везет на хороших и известных людей, — улыбаясь, рассказывает нам Заур-бей в доме своего брата Таира Ибрагимова в пригороде Симферополя, где он остановился погостить, и где нас радушно встретили хозяева. Как-то, отдыхая на крымском пляже, случайно познакомился с профессором, доктором физико-математических наук, завкафедрой математического анализа факультета математики и информатики Таврического Национального Университета Николаем Дмитриевичем Капачевским, очень интересной личностью, к сожалению, не взял его телефона и адреса, но зато нарисовал тут же на пляже его портрет, который подарить так и не довелось. Интересное обстоятельство, что я писал когда-то портрет профессора, специалиста по алгебре и теории чисел Боревича, так они, оказывается, были знакомы. Зенон Иванович Боревич был учеником известного математика, профессора МГУ, альпиниста, мастера спорта СССР Бориса Николаевича Делоне. Представляете, я по его учебникам математики и алгебры в школе учился. Делоне был любителем живописи и музыки, сочинял пьесы для фортепьяно, владел живописной техникой. Но самым страстным его увлечением был альпинизм. Его именем названа восточная вершина горы Белухи у нас на Алтае — Пик Делоне. Вот на фоне этого пика я и написал портрет Боревича, думаю, это символично для его ученика.

 «Едем, я покажу тебе Родину…»

— Но главное, о чем мне бы хотелось вам рассказать и с чем я приехал на этот раз в Крым, так это счастливая находка в моей мастерской, случайно обнаруженная при наведении порядка. В далеком 1963 году, когда я только окончил 1 курс института и отработал практику, мама, с горящими от нетерпения глазами, мне сказала: «Я купила билеты, едем, я покажу тебе Родину…». Так я впервые после депортации приехал в Крым, мне тогда было 26. Мы побывали в своем дворе на симферопольской улице Пограничников, 24, заглянули к соседям, у которых прятались в годы войны при бомбежке гитлеровцами Симферополя. У дяди Мени (так звали нашего соседа) была пасека и большой подвал, там мы пережидали воздушные налеты. Это неизгладимое впечатление от Крыма я сохранил в виде более 50 набросков и этюдов, о которых забыл. Все эти годы они ждали своего часа, и сегодня я их привез с собой в Крым. Теперь это и память и история…

«Вода во спасение»

— Хотелось бы поделиться еще одним знаменательным для меня событием. В прошлом году известная у нас на Алтае журналист Валентина Ивановна Каплина в центральной библиотеке г.Бийска презентовала свою книгу «Вода во спасение», художниками-дизайнерами которой выступили я и выпускница художественно-этнографического факультета Вера Карнаухова. Изданию этой красочной и весьма информативной книги предшествовала долгая, с 2011 года, кропотливая работа ее автора совместно с нами — художниками и специалистами по географическим вопросам, по водным объектам Алтая. Издание, более 300 страниц и около 40 иллюстраций, включает в себя научные и этнографические исследования, стихотворения, пословицы, поговорки, топонимический словарь Горного Алтая, все самое интересное, что связано с водой. Считаю эту книгу своеобразной энциклопедией. Коренные народы Алтая очень бережно относятся к дарам природы. Они одухотворяют все: и горы, и землю, и воздух, и огонь, и воду… Все имеет свою душу. Этому я посвятил серию своих работ «Духи горного Алтая».

В ментальности народа Вода и Женщина обладают уникальным свойством дарить Жизнь. Отсюда и бережное отношение к ним. Это источник жизни.

«Плоды и Корни»

— «Бу баланы урма, Уста оладжак!» (Этого ребенка не обижай, он Мастером вырастет), — так сказала моему отцу моя бабушка, принявшая меня в этот мир, показав на родимое пятно на кисти моей правой ручки. Так судьба определила мое предназначение. И что удивительно, к 50 годам пятно исчезло. К тому времени я уже неплохо освоил все техники графики, стал членом Союза художников СССР, успешно совмещал творчество с преподавательской деятельностью.

  

В 1971 году среди своих ранних работ наткнулся на автопортрет, который был написан в 34 года. Он лег в основу серий моих работ «Плоды и Корни», которую в числе других картин планирую представить на следующий год на выставке к своему 85-летию. Название «Плоды и Корни» символизирует о моих крымских корнях, питающих мое творчество, и плодах, которые я посвящаю миру, Алтаю, откуда берут свое начало тюрки, и Крыму.

Мои плоды – это и моя дочь Алина Хайрулинова, тоже художник, пишет акварелью на шелке, преподает на художественном отделении в детской школе искусств. У меня два внука и два правнука.

Вообще вся семья наша – художники.

Мой сват — Ильбек Хайрулинов — Заслуженный художник России, автор статей о художниках Алтая, ветеранах труда, автор-составитель десяти альбомов живописи. Издал несколько книг, в которых объединил свои картины и рассказы. Его картины хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края (60 полотен), музеях и галереях Алтайского края, художественных музеях других регионов России, в частных коллекциях за рубежом и в России.

Зять — Роберт Хайрулинов – график, тоже известный художник, член Союза художников России.

У Заура Ибрагимова около 1000 работ, и каждая – это целая жизнь, делится художник. Смысл всего, что делаю: Плоды и Корни. Постижение творчества — как река бесконечно, как жизнь быстротечно, но имеет свою главную концепцию – продолжение рода.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65