С известным краеведом и ученым-историком Владимиром Поляковым мы встретились на кафедре истории Крымского инженерно-педагогического университета. Сидя за компьютером, Владимир Евгеньевич терпеливо объясняет студентам Эбазеру и Дарине различные нюансы поиска информации об участниках войны в электронных базах данных «Мемориал» и «Подвиг народа». Ведь это только на первый взгляд кажется, что достаточно вбить в поисковую систему нужную фамилию и имя, и машина выдаст всю имеющуюся информацию. А если требуется собрать сведения не об одном или нескольких людях, а о тысячах, а то и десятках тысяч людей? Так на наших глазах начинается реализация нового масштабного проекта, который должен вывести на новый уровень изучение вопроса об участии крымских татар в Великой Отечественной войне. Об этом и пойдет речь в нашей сегодняшней беседе с известным ученым.
— Прошло чуть более месяца с того времени, как вспыхнул скандал по поводу содержания учебного пособия по истории Крыма для 10 класса. К счастью, конфликтная ситуация решилась в конструктивном русле — власти приняли решение об изъятии этого учебного пособия из школ. Какие последствия эта ситуация будет иметь?
— Верно, приказ об изъятии книги есть, хотя точку здесь еще рано ставить, ведь идет экспертная оценка книги, и события будут иметь дальнейшее развитие. Но в какой-то степени это очень показательный момент, общество продемонстрировало адекватную реакцию. Прежде всего, хочется отметить принципиальную позицию депутата Госдумы Руслана Бальбека, благодаря которому во многом удалось добиться решения об изъятии учебника.
Надеюсь, что этот момент станет точкой невозврата. Понятно, что политики и дальше будут говорить что угодно, это дело их совести и общества, которое может это терпеть либо же обращаться в суд. Но теперь, после случившегося, ни в один учебник, издаваемый под грифом крымского Министерства образования, огульные обвинения в адрес крымскотатарского народа не пройдут.
— Повлияет ли произошедшее на дальнейшее изучение истории Крыма периода ВОВ?
— Наши оппоненты аргументируют свою позицию тем, что все время писали так о том, что по их мнению все и так знают. Но это не аргументы для ученых. Ученые разбрасываться непроверенными данными не должны. С другой стороны, остро встал вопрос о том, что нам бывает нечего им противопоставить. Мы, например, точно не знаем, сколько крымских татар воевало в рядах советских вооруженных сил.
Наши библиотеки заполнены литературой вчерашнего дня. И вот тут Р.Бальбек остро поставил вопрос о необходимости издания литературы, которая бы реально отразила участие крымских татар в войне. Так возникла идея издания цикла книг «Крымские татары на службе Отечеству», который охватывал бы период от включения Крыма в состав России до победы над Японией в сентябре 1945 г.
Нельзя сказать, что раньше на эту тему ничего не писалось. Есть прекрасные работы различных авторов. Но это работы журналистов, других специалистов. Но все эти книги как бы оправдывались. Да, нас депортировали, но у нас не так много предателей. Но сегодня ясно, что депортация никоим образом не связана с тем, кто и как воевал. Это совершенно разные вещи. Поэтому мы не собираемся оправдываться. Мы просто показываем вклад народа в Великую Отечественную войну. Войну выиграл советский народ, и крымские татары были его составной частью. Такова наша концепция.
— Какие научные работы планируется издать в рамках новой серии?
— Мы не ставим задачу издавать книги в хронологическом порядке, они будут выходить по мере готовности. Уже почти готова и выйдет к 9 мая книга «Крымские татары в партизанском движении Крыма». К 22 июня, дню начала войны, — «Представлен к награде», где будет рассказываться о награждении крымских татар орденами и медалями. Готовится книга о крымских татарах — участниках подпольного движения, книга «Крымские татарки в Великой Отечественной войне». Не называю здесь фамилии авторов, потому что работы будут отбираться на конкурсной основе. Автор предлагает работу, ее оценивают независимые эксперты. Ведь нужно, чтобы это были качественные научные работы.
Самая масштабная работа будет посвящена Великой Отечественной войне. В ней в алфавитном порядке от А до Я будут перечислены все крымские татары — участники войны, и погибшие, и вернувшиеся с фронта. Будут указываться фамилия и имя воина, год рождения, где воевал, звание, какими медалями и орденами награжден, судьба (пропал без вести, погиб, и т.д.). Для нас нет разницы, полковник это или рядовой, который воевал всего два дня и погиб. Это тот случай, когда мы говорим о всех, о каждом. Будет представлен весь крымскотатарский народ. И может быть, будем иллюстрировать фотографиями, но они значительно увеличат издание в объеме. Сейчас я даже не представляю, будет ли это двух— или трехтомник.
Понятно, что это работа не одного дня. Но мы к ней уже приступили. Сегодня мы знаем, что с фамилией Аблаев воевали на фронте 75 человек. Всего на букву «А» у нас порядка 500 человек. Создана рабочая группа из студентов, которая помогает нам в этом деле. Это тема их курсовых работ, дальнейших дипломных работ, может быть, диссертаций.
Источником для нас служат документы, размещенные в созданных Министерством обороны базах данных — ОБД «Мемориал», ОБД «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также те документы, которые приносят люди. Большая проблема — частые ошибки в крымскотатарских именах и фамилиях, допускавшиеся в документах военного времени. Мне порой приносят фотографию человека в форме с орденами и медалями, а его в базе данных нет. А потом понимаешь, что писари перепутали и из Ибраимова сделали Ибрагимова. Часто уходили от татарских имен, так, например, Фетислям Абилов превращался в Анатолия. Приходится продираться через эти ошибки.
— То есть родственники участников войны могут обращаться к вам, с тем чтобы предоставить информацию о своих предках?
— Каждую среду с 11 до 13.00 в кабинете кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета мы проводим прием граждан. Дежурный фиксирует всю полученную информацию в специальном журнале. В дальнейшем полученные данные будут анализироваться и проверяться, поскольку мы прежде всего основываемся в своей работе на документальных источниках. Поэтому, если вы хотите оказать нам реальную помощь, то лучше иметь при себе их документы, справки. Мы можем на месте их отксерить, отсканировать, можем взять уже готовые копии, можем принять и оригиналы. Поскольку мы сотрудничаем с Крымскотатарским музеем культурно-исторического наследия, то все это мы потом по акту передадим туда, это совместная наша акция.
— В случае с участниками партизанского движения вы опираетесь еще и на архивные документы?
— Да, на списки отрядов. Сейчас выявлено 1209 крымских татар — участников партизанского движения. Всего через партизанские отряды в Крыму прошли 12 тысяч человек, из них крымчан было тысяч три, остальные — воины Красной Армии из других регионов СССР, волей судьбы оказавшиеся в крымском лесу. Поэтому можно с чистой совестью говорить о том, что крымские татары внесли такой же адекватный вклад в борьбу с врагом, как и все другие народы.
comments powered by HyperComments