Курс валют USD 0 EUR 0

Мчащиеся  кони – это символ свободы

Комментариев: 0
Просмотров: 469

Р. БУЛГАКОВА, Заслуженный работник культуры Крыма, Заслуженный деятель искусств Украины

 

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

 У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…»

У. Шекспир

 

Интересно и своеобразно развивается современная театральная жизнь на нашем полуострове.  Каждый вечер зрители, ожидая чуда, входят в волнительный мир театра. Академические театры, Дворцы культуры, сельские клубы, школьные театральные подмостки приглашают зрителей на зрелища. Шумит театральный поток – насыщенный, звонкий, яркий….  Нам повезло во многом! Многонациональный наш полуостров богат культурами разных народов, живущих в содружестве на крымской земле.  Мы одновременно приобщаемся к культуре, истории разных времен, национальностей и разных религиозных направлений.  Хочется надеяться, что мы всеми доступными нам средствами сбережем, сохраним духовный мир, оставленный нам в наследство предыдущими поколениями, а также преумножим, внесем частичку своего душевного тепла, профессионализма в мир чудесной надежды и мечты, который дарит нам искусство театра. Будем помнить слова великого писателя Н. Гоголя, который говорил: «…Берегите музыку, рожденную словом театра. Если она нас покинет, что будет тогда с нашим миром? Театр – наша история, наше страдание, наша радость…»

Сегодня не случайно театры пересматривают свои творческие планы, репертуар  и нацеливают свое творчество на приближение к жизни, к ее действительности  и насущным проблемам.

Театральные традиции Крыма богаты. Многие известные столичные знаменитости служили в театрах Крыма. Но и сегодня театр живет и развивается, давая зрителям повод для размышлений, пищу для ума и фантазии.

Подтверждение сказанному можно увидеть в спектакле, недавно появившемся в репертуаре Крымскотатарского государственного академического музыкально-драматического театра, зрителем которого мне посчастливилось быть.

Следует сказать, что спектаклем «Свобода в неволе» о всемирно известном ученом-тюркологе, поэте и гражданине Бекире Чобан-заде открылась новая страница в истории крымскотатарского национального театра. Моноспектакль по авторскому сценарию режиссера-постановщика, Эльмара Аблаева вызвал большой резонанс и неподдельный интерес в зрительской среде полуострова. О спектакле говорят, обсуждают, пишут. Несмотря на то, что уже третий месяц идут спектакли в малом зале Крымскотатарского театра, зритель не теряет интереса к этому оригинальному произведению.

Форма спектакля необычна. Это моноспектакль. На сцене в течение 1 часа 20 минут действует один актер — Эльмар Аблаев. Интрига, заявленная в самом начале спектакля, ни на секунду не ослабевает  и держит зрителя в постоянном психоэмоциональном напряжении до самого конца.

Моноспектакль  – это особая художественная форма организации литературного материала,  и соответственно способ существования актера на сценической площадке, где перед зрителем проходит целая жизнь крымскотатарского народа через призму судьбы главного героя драмы.

В спектакле режиссер Э. Аблаев в содружестве с художником-постановщиком Заремой Трасиновой и композитором Эльвирой Эмир использовали целую палитру выразительных художественных средств, при лаконичном отборе составляющих мир, среду,  в которой  существует главный герой на сценической площадке: фонарь, свиток бумаги, перо, одиночная камера №134. Все элементы  художественного оформления,  декорации наполнены смыслом, образностью и создают неповторимую художественную атмосферу спектакля.

Хочу отдельно отметить, что музыкальный настрой спектакля глубок и точен. Чувственные обертоны сложной судьбы поэта великолепно услышаны и выразительно переданы композитором Эльвирой Эмир. Временами музыка является продолжением, иллюстрацией характера событий и жизненных перипетий героя, а зачастую отображает внутренние метания героя, вступающего в конфликт с внешним миром, и, таким образом,  в музыкальном оформлении отображается сложный психологический рисунок внутренней линии жизни героя.

На сцене работает  опытный актер, способный передать интересный внутренний мир героя, мастерски проникая  в образ человека, которого он играет. Преображения актера, его погружение в образ заставляют зрителя верить ему – в зале кто-то плачет, кто-то одобрительно подтверждает, поддерживает действия и выражения героя, а порой зрители настороженно затихают, и в зале нависает щемящая душу тишина. Актер увлекает зрителя, заставляет его сопереживать поворотам судьбы великого крымскотатарского поэта Бекира Чобан-заде, жизнь которого оборвется в силу исторических событий того сложного и неоднозначного периода истории.

Актер Аблаев замечательно владеет словом, его интонации богаты и действенны, переливы крымскотатарского степного диалекта, его аллитерированные звуки великолепно создают атмосферу разговорной, народной речи, и зритель, слыша эту речь, реагирует, воспринимает, увлекается.

Зал, затаив дыхание, сопереживает герою, а порой и соучаствует в происходящем на сцене. Актер владеет чувством темпоритма, он проникнут сквозным действием и композиционным строем спектакля,  создается впечатление, что он каждой клеткой своего существа осознает сверхзадачу и ведет зрителя, не жалея своих сил, к выражению своей гражданской позиции.  Всегда оставаться человеком, несмотря ни на какие повороты судьбы,  всегда быть ЧЕЛОВЕКОМ.  «Мясорубка исторических событий», в которые попадает  герой, так и не сломила его. Сегодняшняя молодежь должна знать и помнить  эти имена.

В решении спектакля режиссер Э. Аблаев избегает натуралистических сцен допросов, он только обозначает звуковым рядом, а зрительская фантазия уже дорисовывает  сложные сцены пыток в застенках НКВД, когда герой, превозмогая невыносимую боль,  остается верен своему слову,  своему народу и своим убеждениям.

Характер мизансцен, их ритм выстраивают  спектакль в яркое,  динамично развивающееся зрелище, имеющее прямой путь к сердцам зрителей.

К сожалению, я не владею крымскотатарским языком, но мне все было понятно. И  когда зал встал в едином порыве, звучали аплодисменты, а на экране,  использованном в спектакле, мчались  кони – этот символ свободы крымскотатарского народа, — мне захотелось сказать по-крымскотатарски: спектакль состоялся. Театр, переданный вам корифеями крымскотатарского театрального искусства, живет, трогает душу.

С началом вас новой страницы Крымскотатарского театра. В добрый путь!

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог