Курс валют USD 0 EUR 0

Осквернять имя народа не дают фронтовики

Комментариев: 0
Просмотров: 659

Встреча однополчан. М. Хайруллаев с супругой справа, май 1975-го, г. Москва

 

 

Звонкий лай собаки во дворе вынудил меня выйти из дома. Перед воротами стоял сосед по улице Экрем-ага Хайруллаев. Протянув папку с бумагами, промолвил: «Здесь об отце-фронтовике. Ситуация с выходом учебного пособия по истории Крыма на меня подействовала удручающе, будто бы крымские татары не воевали. Очень обидно за своего отца, вернувшегося к семье после победы контуженным, раненным, с тремя осколками».

Знакомство с документами, а позже и беседа с сыном позволили проследить жизненный и боевой  путь капитана Красной Армии Меннана Хайруллаева.

Его род происходил из села Сараймен, расположенного в Керченском регионе. В семье их было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Меннан родился в 1914 году. После окончания сельской школы, дальнейшее образование продолжил на двухлетних планово-экономических курсах. В 1936-1937 гг. служил в рядах Красной Армии. После демобилизации работал по комсомольской линии. Решением Крымского обкома ВКП(б) 10 июня 1939 года был утвержден секретарем Орджоникидзевского райкома ВЛКСМ города Керчи. Вступил в партию, с 1941 года работал партийным инструктором.

Меннан Хайруллаев

 

В эти годы судьба свела его с заведующей отделом пионерской работы Ленинского райкома ВЛКСМ Максуде Абдулькелямовой. Создав семью, они зажили счастливой жизнью. Но взрывы, прогремевшие 22 июня 1941 года, круто изменили судьбы миллионов людей. Все четверо братьев Хайруллаевых были призваны на фронт, один из них вскоре погиб. Меннан оборонял Перекоп, участвовал в операциях на Керченском полуострове. Идя фронтовыми дорогами, проявлял мужество и героизм. Два боевых ордена — свидетельство тому. Приказ о награждении капитана М. Хайруллаева орденом Красной Звезды последовал 2 августа 1943 года. В наградном листе значится: «На Северо-Западном фронте с 9 по 11 марта 1943 года лично руководил боем 2-й батареи, в результате уничтожена минометная батарея с прислугой, пулеметная точка и до 100 немецких солдат и офицеров противника. 11 июля на Брянском фронте, находясь у 1-го орудия 1-го дивизиона, несмотря на сильный минометный обстрел района, руководя стрельбой, уничтожил минометную батарею и пулеметную точку с прислугой, этим самым оказал практическую помощь в совершении прорыва переднего края обороны противника. 13 июля, мобилизовав личный состав 5-й батареи, в момент ввода резервов противника в контратаку в р-не Дубровка, отражая контратаку противника, батарея уничтожила минометную батарею с прислугой, и на поле боя осталось более роты немецких солдат и офицеров убитыми. Товарищ Хайруллаев в полку с января 1943 г., показал себя способным организатором красноармейских масс. Всю партийную организацию мобилизует на выполнение боевых приказов командира полка по разгрому врага. Достоин правительственной награды ордена «Красная звезда».

Будучи парторгом (так тогда звучала должность) легко-артиллерийского полка, Меннан проводил большую воспитательную работу с солдатами, поднимая их боевой дух. Как вспоминает его сын, отец рассказывал, что был случай, когда к нему в часть прибыл боец-украинец. В документах он значился не совсем благонадежным. Как-то его отправили доставить ящик с «коктейлем Молотова». В этот момент батарею обошли гитлеровские танки. Он, находясь в выгодном положении, горючей смесью сжег несколько машин противника, тем самым спас батарею от разгрома.

29 сентября 1944 г. последовала новая награда, теперь уже орденом Отечественной войны I степени.

«В боях с немецко-фашистскими захватчиками, в период прорыва вражеской обороны 20.08.1944 года северо-западнее города Яссы, находясь в боевых порядках 1-го дивизиона, проявил стойкость, мужество и отвагу. Под сильным артиллерийским обстрелом противника дважды организовал восстановление порванной связи, чем обеспечивал выполнение боевого приказа в результате личного примера и мобилизации личного состава дивизиона. Дивизион уничтожил: две артиллерийские батареи с прислугой, две пулеметные точки и более двух рот солдат и офицеров противника, что дало возможность 86 стрелковому полку занять переднюю линию обороны противника без потерь.

Достоин правительственной награды ордена «Отечественная война 1 Степени», — отмечено в наградном листе.

Исследователи, возможно, когда-нибудь будут более досконально изучать боевой путь крымскотатарских фронтовиков, но находящаяся в нашем распоряжении архивная справка дает и такие сведения: Хайруллаев Меннан «решением бюро Крымского обкома ВКП(б) от 27 июля 1942 года включен в группу по руководству партизанским движением в тылу у немцев на оккупированной территории Крыма».

В 1944 году бои развернулись на территории европейских государств. Меннан-ага оказался в Венгрии.

«Как-то пришлось ему заночевать в селе у богатого венгра.  Рано утром, на рассвете, покинул дом. Идет по полю и слышит, что кто-то идет следом. Навстречу вышли два солдата, он приказал им задержать преследователя. Когда того скрутили, им оказался хозяин дома, в руках у него был топор. Он хотел убить советского офицера, но дома так поступать было не принято», — рассказывает сын капитана Хайруллаева.

Также он поведал, что когда появились «Катюши», отца вызвали и предупредили о поступлении новых вооружений. Когда прозвучали первые залпы, некоторые солдаты, будучи в неведении, начали паниковать и покидать поле боя. Отцу пришлось под пулями встать во весь рост и остановить отступление.

В октябре 1944 года во время ожесточенных боев в районе озера Балатон и налета вражеской авиации, Меннан Хайруллаев был тяжело ранен и контужен. Его оперировали в полевом госпитале, была большая потеря крови. Необходимой для вливания группы крови не оказалось. По настоянию врача, пришлось из тазика пить свою же кровь.

Один из осколков вошел возле губы и застрял в шейном позвонке.

Вытаскивать его было опасно. Хирург предупредил, что после операции можно остаться недвижимым. Врач гарантировал 20 лет жизни, Меннан их выбрал, но прожил значительно дольше. Другие незамеченные осколки в спине в 1977 году начали ржаветь, их извлекли оперативным вмешательством.

В 1945 году Меннана Хайруллаева прямо из госпиталя отправляют на советско-японскую войну. Но до фронта он с солдатами не доехал, японцы были быстро повержены.

Демобилизовавшись в 1946 году, Меннан отыскал семью в Узбекистане. Его жена, будучи партийной, еще в начале войны была эвакуирована на Большую землю. На основании сведений архивной справки, Максуде Абдулькелямова «решением бюро Крымского обкома ВКП(б) от 7 декабря 1943 года утверждена первым секретарем Ленинского райкома ВЛКСМ; по протоколам заседаний бюро Ленинского райкома ВЛКСМ значится в этой должности по апрель 1944 года». Правительство за ее деятельность в тылу наградило Максуде медалью «За доблестный труд». После освобождения Крыма, она едет в Симферополь, но уже через несколько дней, в апреле, ее обратно отправляют в Ташкент.

18 мая 1944 года крымскотатарский народ, подвергнувшись тотальным репрессиям, был выслан из Крыма. Младшего брата Меннана Хайруллаева прямо из окопа забрали в трудармию. Родители, родные оказались на руднике Лянгар.

В 1946 году вернувшись с войны инвалидом, М. Хайруллаев получил в Самарканде коммуналку и забрал туда всю семью. Работая на различных должностях, продолжил образование, окончив Ташкентский финансово-экономический институт. Зная цену образованию, всех троих детей вырастил в стремлении к учебе и знаниям.

«Отношения в семье были доброжелательными. Отец построил дом и, как говорят, в одном дворе проживало несколько поколений. Наш дед, отца отец, по природе был богатырь, дожил до ста лет, не болел, не соблюдал диету, даже в третий раз выросли зубы, не чурался никакого труда», — вспоминает Экрем Хайруллаев.

Скончался Меннан Хайруллаев в 1995 году в Самарканде. Его жизненный путь был отмечен многими наградами, но выделения квартиры в Крыму так и не дождался, хотя стоял в очереди. Память о таких фронтовиках сегодня оскверняется публикациями отдельных историков.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог