Разрушение в канун Дня победы в с. Орловка (Мамашай) памятного знака с именами крымских татар, воевавших с нацистами в Великой Отечественной войне, не случайность, а логическое продолжение идеологических установок и настроений, до сих пор сохраняющихся в крымском обществе. Не раз повторяющиеся случаи вандализма позволяют говорить о целенаправленных актах террора в отношении памяти и культурного наследия крымскотатарского народа. Осознавая всю ответственность за происшедшее, власти отреагировали оперативно, буквально за неделю восстановив памятник, за что им жителями региона была выражена благодарность.
Памятники участникам войны – крымским татарам – реальный, эффективный процесс идеологической реабилитации народа. 21 апреля 2017 года в материале «Нейтрализация образа народа-предателя» (№15 «ГК») я уже по этому поводу писал:
«С приближением очередной даты победы над фашизмом наверняка заявят о себе и те, кто из года в год пытается муссировать тему предательства крымских татар. Это практикуется не одно десятилетие и будет продолжаться, по-видимому, еще не одно поколение, то обостряясь, то стихая, в зависимости от политической конъюнктуры.
…Последние два десятилетия прошли в стычках двух позиций на новом, качественно ином уровне. Спор перешел в среду ученых в обстановке открытости многих источников… Огромную роль в отстаивании правды играют размещенные на сайтах сведения из военного архива о призванных в армию и награжденных. Добро и зло враждовали во все времена, победу одерживала инициатива мысли и труда. Этим должно руководствоваться молодое поколение. Доброе имя способно сослужить хорошую службу. О делах свершенных судят в первую очередь современники. Нести информацию о прошлом – задача письменных источников и памятников материальной культуры. Памятники прошлому содержат в себе элементы идеологии, проповедуемые государством и обществом… Полностью соответствуют государственной идеологии памятники победы над фашизмом. Крымскотатарским активистам целесообразно было бы выходить с инициативой повсеместного установления в каждом населенном пункте памятников с именами уроженцев и жителей села, воевавших на фронтах Великой Отечественной, с расходом средств из местных бюджетов и добровольных пожертвований. Реализация подобных инициатив явится еще одним шагом в восстановлении исторической справедливости и станет щитом от попыток формирования образа народа-предателя».
Вопрос реабилитации репрессированного народа состоит не только в принятии законодательных актов органами власти, но и в способности народа, аккумулировав предоставленные возможности, создать систему противодействия любым недружественным проявлениям в отношении него. Означенная система имеет политическую, экономическую, культурологическую, идеологическую и другие стороны.
На данном этапе в Российской федерации идеологи стараются героизировать прошлое государства, притом сглаживая противоречия, внутренние конфликты, имевшие место в обществе. Поэтому неудивительно, когда коммунисты и монархисты 9 мая совместно празднуют День Победы, хотя в далеком 1941-м их предшественники нередко находились по разные стороны баррикад. Своеобразная «злагода», примирение ради сегодняшнего и будущего, историческое наследие, которое потомки используют в сугубо своих интересах.
События последних месяцев наглядно демонстрируют желание отдельных граждан, занимающих определенное положение в обществе, возвести клевету на крымских татар в ранг официальной политики, пока еще посредством отдельных заявлений и изданием книг, учебных пособий. Возможно, принятый в 1991 году Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», ввиду открывшихся обстоятельств, требует дополнений с ужесточением ответственности за попытки реанимировать «политику произвола и беззакония, практиковавшуюся на государственном уровне по отношению к репрессированным народам». Но вызовы времени требуют от народа конкретных шагов в реализации законных мер по защите своих прав и свобод.
Опыт жителей села Мамашай поучителен, он должен явиться своеобразным почином для населения других крымских сел и городов. Идея «Бессмертного полка», воплощенного в гранитных плитах, должна найти понимание у народа, а их открытие – стать событием в общественной жизни.
Историческая наука, как защитница интересов народа, предусматривает наличие специалистов. В данном случае ученых, специализирующихся на проблемах Второй мировой войны. Для объективного и эффективного исследования необходимо изучение документов всех конфликтующих сторон. У крымских татар ощущается острая нехватка специалистов в этой области, а работающих в немецких архивах и вовсе никого. Требовать от Германии компенсации за нанесенный ущерб — желания у многих хватает, а просить и добиться оказания помощи в виде подготовки специалистов-историков в немецких вузах — сознанием еще не дошли.
События последних десятилетий нам ярко иллюстрируют динамичность развития мира. С каждыми изменениями, где-то закрываются, а где-то открываются новые возможности, и задача для народа — воспользоваться ими. Шансы упускать нельзя…
comments powered by HyperComments