Р. Девлетов у строящегося здания будущего института
В эти дни мир узнал имена нобелевских лауреатов 2019 года. Достойнейшим ученым в области физики, химии, физиологии и медицины, экономики, а также талантливейшим писателям в декабре на церемонии награждения будут вручены медали, дипломы и премии, кстати, размер ее в этом году составляет порядка 900000 долларов. Уже давно стала расхожей некогда прозвучавшая фраза, что самое лучшее вложение – это вложение в образование. Откуда же берутся эти умы, будущие нобелевские лауреаты? Бесспорно, это внутренний потенциал личности, помноженный на старания в учебе, неустанное стремление к познанию. Неспроста в обществе одним из показателей рейтинга вуза считается число выпускников, ставших обладателями медали Нобеля. К примеру, среди преподавателей и выпускников Массачусетского технологического института (США), основанного несколькими предпринимателями в 1861 году, (оплата за обучение в котором составляет 53000 долларов в год) — 80 нобелевских лауреатов. А среди всех вузов в мире пальму первенства по численности нобелевских лауреатов занимает Кембриджский университет (Великобритания). Как говорится, плох тот ученый, не мечтающий о Нобелевской премии, а в нашем случае – плох тот профессор, не мечтающий об открытии университета, выпускниками которого мог бы гордиться. Своим амбициозным проектом создания в Крыму высшего учебного заведения поделился с «ГК» доктор педагогических наук, профессор, автор десятков научных, учебно-методических трудов, двуязычных, трехъязычных терминологических словарей Ремзи ДЕВЛЕТОВ.
Даже упав, поднимайся, взяв хоть горсть земли!
Родители Ремзи Девлетова – Рефик и Лейля – родом из села Баксан Карасубазарского района. Семью создали в Узбекистане, куда в 1944-м сослали большинство крымских татар, несправедливо лишенных честного имени и родины. Ремзи-бей был первенцем в большой семье Девлетовых, вырастивших пятерых детей. В школе поселка Кугай Наманганской области он увлекся историей, был участником и призером областных и республиканских олимпиад. Но на истфак ТашГУ даже не приняли документов, зато, следуя наставлению маминого отца Аппаза картбаба: «Йыкъылсанъ да, бир авуч топракъ алып тур!» (Даже упав, поднимайся, взяв хоть горсть земли!), — с отличием окончил факультет русского языка и литературы Наманганского госпединститута. Вот так, даже из неудач извлекая опыт, он поднимался и старался выполнять все так, чтобы потом не было стыдно.
Был членом сборной Узбекистана по педагогике, представлял вуз на всесоюзных студенческих форумах в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и других городах. Отработав после окончания института два года в школе №5 в г.Учкургане учителем, Ремзи Девлетов четыре года преподавал на кафедре русского языка родного вуза. Затем три года учился в очной аспирантуре НИИ преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР в Москве. Двадцать лет проработал в Крымском инженерно-педагогическом университете, исполнял обязанности заведующего кафедрой общей филологии, заведовал кафедрой теории и практики начального образования. В 2013 году в Национальном педагогическом университете им.М.Драгоманова в Киеве защитил докторскую на тему: «Теоретико-методические основы обучения будущих учителей начальных классов крымскотатарского языка в условиях трилингвальной языковой среды». В 2014 году, пройдя Международный конкурс и получив звание почетного профессора, преподавал на отделении русского языка и литературы в Ардаханском государственном университете в Турции.
— Ремзи-оджа, сегодня, когда черный список вузов, лишенных аккредитации, лицензии и признанных неэффективными, пополняется, многие скептически воспринимают идею открытия практически с нуля нового института или университета. Расскажите, пожалуйста, о вашем новом проекте и что сподвигло вас, имея профессорскую должность в Ардаханском университете, решиться на столь ответственный шаг?
— За годы преподавательской деятельности я объездил, наверное, полмира, читая лекции в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Татарстане, Иране, Азербайджане, Грузии. Принимал участие в организации и проведении совместных международных конференций, практико-ориентированных семинаров, вебинаров, и всякий раз задавался вопросом: почему наш, крымский, студент лишен возможности получить качественное высшее образование и представлять свой народ, свою страну на международном уровне. Вспомните начало 1990-х, развал Союза, страшный экономический кризис, крымскотатарский народ с трудом возвращался и обустраивался на Родине. Когда почти перед каждой семьей остро стояли вопросы: где жить, чем накормить семью, — многие также скептически восприняли идею Февзи Якубова создать Крымский индустриально-педагогический институт. И зарождение вуза, его становление происходили на моих глазах, я тогда начинал старшим преподавателем кафедры филологии, мы стояли у самых истоков, также практически с нуля начинали образовательную и научно-исследовательскую деятельность. Сегодня мы все с гордостью отмечаем просветительскую деятельность Исмаила Гаспринского, но вряд ли кто задумывается о тех возможностях и условиях в малограмотной среде браться за издание газет. Работая с литературой Османского периода, обратил внимание, что учителя называли своих учеников «чырагъым» – моя свеча, которую следует зажечь стремлением к постижению знаний, чтобы уже эта свеча своим светом озаряла путь следующих поколений. Загоревшись именно этой идей, я вернулся в родной Крым и с головой окунулся в процесс строительства вуза и подготовки разрешительных документов.
Р. Девлетов со своими студентами
— Какого направления будет ваш институт, специалистов какого профиля он будет готовить?
— Это будет Крымский инновационный институт билингвального образования, в котором на первом этапе предусмотрены четыре направления: «Переводоведение» — это востребованный факультет, где будут готовить специалистов именно этого профиля. Как правило, у нас переводами занимаются те, кто окончил филфак, хотя переводческая деятельность – это другая наука, требующая особого подхода; «Педагогика начального образования»; «Педагогика дошкольного образования» и «Современные тюркские языки и литературы». В институте предусмотрена трехступенчатая система высшего образования: бакалавриат – 4 года обучения, магистратура – 2 года обучения и докторантура – 3 года обучения, а также получение второго высшего образования. В системе высшего образования во всем мире сосуществуют как государственные, так и частные учебные заведения нескольких типов. К примеру, из порядка 120 турецких университетов около 30 – частные. В России на данный момент функционируют 607 государственных и 358 негосударственных вузов.
Билингвальное обучение – перспективная технология эффективного образования, и в нашем вузе это преподавание на крымскотатарском и английском языках, крымскотатарском и турецком, русском и крымскотатарском. Выбор будет всегда за обучающимися. Учитывая положительный зарубежный опыт дуального образования, у нас также будет применяться комплексная модель обучения, то есть полдня – теоретическая подготовка в учебном заведении, вторая половина дня – непосредственно на базе практики. Таким образом, практика для студентов организуется без отрыва от процесса получения теоретических знаний, в нашем случае — в школах, детских садах, переводческих бюро и агентствах.
— Ремзи-оджа, на каком этапе оформление лицензии, аккредитации, насколько вуз правомочен вести образовательную деятельность? Будут ли востребованы дипломы вашего вуза на рынке труда?
— Устав вуза и пакет всех необходимых документов представлен на регистрацию в Минюст. В ближайшее время мы планируем пройти Международную аккредитационную комиссию, в числе 120 членов которой состою и я, что позволит признать легитимными дипломы нашего вуза в 26 странах. Соответственно также готовимся к прохождению аккредитации согласно законодательства РФ. К сожалению, многое упирается в финансы. Иншаллах, уже в скором времени нам удастся получить все разрешительные документы.
— А как решается вопрос с вузовским помещением?
— Проект здания разработан, строительство ведется, решается вопрос с электро- и газификацией. К слову, я предусмотрел две аудитории с невысокими потолками (2,40 м) для первокурсников, чтобы наглядно продемонстрировать, как мы сами создаем предел своих возможностей. Предложив студенту попытаться достать рукой потолок, он осознает, что это для него невозможно, но если подпрыгнуть, при этом взяв разбег и держась за руку преподавателя, поставленная цель окажется под силу. Так, при настойчивости и упорстве самого студента, с поддержкой учителя, он сможет достичь поставленной цели, главное — не ограничивать себя низким «потолком», т.е. цель не получение диплома, а вхождение в интеллектуальную элиту современного общества. В народе говорят: «Ёлгъа чыкъкъан ёлда къалмаз» (Дорогу осилит идущий). В любом деле необходимо правильно расставить приоритеты.
— В народе также говорят: «Ёлгъа чыкъсанъ, ёлдашынъ олсун» (В дорогу иди с попутчиком). Открытие института одному человеку не под силу, скорее всего это командная работа. Как обстоят дела с кадрами, каково соотношение профессорско-преподавательского состава?
— Вы абсолютно точно отметили, это действительно командная работа единомышленников-энтузиастов, с которыми меня связывают долгие годы дружбы и сотрудничества, и многие из них помогают и готовы оказывать поддержку впредь. Это ученые и специалисты ближнего зарубежья, чьи знания и опыт мы также будем привлекать в образовательной деятельности, это «чырагъларым» — мои «зажженные свечи» — студенты, которых я подготовил немало. Ученые со степенями составят 85% преподавательского состава, 15% – учителя-практики, прошедшие жесткий конкурсный отбор и подготовленные к преподаванию в инновационных условиях. Репутация и престижность вуза зависят от качества образования и востребованности его выпускников. Посмотрите вокруг, мы превращаемся в обслуживающий персонал, сплошь и рядом на рынках, в магазинах, маршрутках и такси, шиномонтажках, кафе и ресторанах работают дипломированные выпускники. Само по себе наличие диплома-корочки еще ничего не значит, студент порой поступает хоть куда, лишь бы было высшее образование. Мы уронили и «выхолостили» его ценность. Мы открываем мини-отели, кафе для проведения банкетов, заведения общественного питания, что приносит быстрый доход, а не школы и вузы, инвестируя в образование нации. Мы не жалеем средств, порой влезая в долги, устраиваем своим детям пышные свадьбы, за которые еще долго расплачиваемся. Образование не терпит застоя, преподаватели из года в год по тем же конспектам читают лекции и предлагают устаревшие концепции в решении новых задач современного общества. Мир не стоит на месте, результат творчества, открытий, изобретений, интеллектуальной деятельности – инновации, к применению которых мы не только должны стремиться, а активно их применять в образовательной сфере. Студент должен учиться сознательно, находить и максимально раскрывать свой потенциал, оценить свои возможности и ресурсы, проблемы решать через призму конкретных задач, а педагог — помогать ему в этом. «Балыкъны ашамагъа огретмемек дегиль, тутмага огретмек керек» (Прежде чем учить есть рыбу, надо научить ее ловить). Все наши общие усилия должны быть направлены на созидание, приносить пользу и процветание нашей земле и народу. Все добрые и благородные начинания нуждаются в общенародной поддержке.
Моя заветная мечта – сделать строящийся вуз действительно народным. И надеюсь, и верю в то, что здравомыслящие, видящие далекую перспективу окажут посильную помощь в становлении и развитии нашего института.
comments powered by HyperComments