В Крымском инженерно-педагогическом университете на базе Научно-исследовательского института крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма состоялось заседание круглого стола на тему: «Крымскотатарское народное искусство в социокультурном пространстве Крыма». Целью мероприятия было выявление тенденций и определение путей дальнейшего развития крымскотатарского народного искусства. Организаторами выступили: профессор, доктор филологических наук, директор НИИ Исмаил Керимов, старший научный сотрудник НИИ Рустем Комурджи и секретарь НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма Эльвира Ресутова.
В научном мероприятии приняли участие ученые, исследователи и специалисты различных сфер народного искусства крымских татар, были заслушаны доклады с последующими обсуждениями. В своих выступлениях ученые касались вопросов взаимовлияния культур народов, населяющих полуостров, обозначили положительные и отрицательные аспекты в рецепции инокультурных форм и актуализировали проблематику исследований в музыке, театре, архитектуре, а также декоративно-прикладном искусстве.
Содержательными были выступления профессора И. Керимова и актера, режиссера, драматурга Эльмара Аблаева. В озвученных ими докладах, наполненных интересным фактажом из театрального искусства крымских татар, а также корреляцией происходящих процессов сегодня с историческим прошлым театра, присутствующие уловили единый посыл. Он заключался в необходимости углубиться в крымскотатарский сегмент, расширив его в репертуаре театра, применении новых современных постановочных технологий в тесной взаимосвязи с драматургами. В процессе дискуссии о состоянии крымскотатарского театра на современном этапе возникло предложение о подключении общественности к обсуждению проблемы присвоения театру имени одного из ведущих театральных деятелей. В частности И.Керимов, высказав ряд весомых аргументов, предложил имя Умера Ипчи.
Председатель РОО «Севастопольского фонда возрождения крымскотатарской культуры им. профессора С.О. Изидинова» Венера Курмаева на обсуждение круглого стола вынесла проблему популяризации крымскотатарских музейных коллекций и поделилась опытом возглавляемого ею фонда. В прениях по докладу были затронуты вопросы, связанные с сохранением национальных узоров и орнаментов, на их основе формирования новых индивидуальных стилей, а также преемственностью поколений мастеров декоративно-прикладного искусства.
Интересную, с точки зрения культурологии, проблему синтеза культурных традиций в крымскотатарском песенном творчестве в своем докладе затронула кандидат культурологии Е. Чернышева. Акцент был сделан на песенное искусство степного Крыма. Теоретическая и научная база ее исследования отражает актуальность данной темы. В процессе дискуссии участники круглого стола пришли к мнению, что во избежание неточностей в части анализа и изучения ладовой структуры крымскотатарских песен степного региона, поднятая проблема требует более глубокой и детальной доработки.
Изучение и выявление тенденций развития народного искусства в социокультурном пространстве Крыма на современном этапе было бы неполным без обсуждения творчества известных исполнителей авторской вокальной музыки и носителей крымскотатарского песенного фольклора. В этом контексте доклад заведующего отделом научно-экспозиционной работы Крымскотатарского культурно-исторического музея Садихи Джемилевой на тему: «Эдие Топчи: страницы жизни» оказался уместным. Организаторам и гостям мероприятия были представлены малоизвестные страницы и факты из жизни певицы, что в свою очередь на передний план выдвинуло и актуализировало ряд проблем, которые будут включены в студенческие научные работы для написания выпускных квалификационных работ.
В процессе работы круглого стола были выслушаны и обсуждены также доклады: «Оndokuz’uncu yüz yılın sonunda Kırımda tiyatro hakkında ilk haber» («Первые сведения о театре в Крыму конца XIX в.»); «Пути возрождения крымскотатарской вышивки»; «Крымскотатарское народное искусство в творчестве Эрфана Шемсидинова»; «Выдающиеся исследователи музыкального фольклора крымских татар».
В ходе обмена мнениями и подведения итогов, участники отметили необходимость чаще проводить подобные заседания, с целью создания благоприятных условий для развития народного искусства крымских татар, привлекая руководителей кружков и учреждений дополнительного образования, и информируя их о новых тенденциях и научных знаниях в данной сфере.
comments powered by HyperComments