Курс валют USD 0 EUR 0

Рафаэль Хакимов: Крым для историков, археологов — это Клондайк ФОТО

Комментариев: 0
Просмотров: 630

Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, кандидат философских наук, с 1991 по 2008 гг. — государственный советник президента Республики Татарстан, вице-президент АН РТ, директор научных программ АНО «Казанский центр федерализации и публичной политики», автор научных публикаций «Сумерки империи», «Россия и Татарстан: у исторического перекрестка», «Белая книга Татарстана, путь к суверенитету», «Перспективы федерализации России: взгляд из Татарстана», «Где наша Мекка?», «Метаморфозы духа», «Тернистый путь к свободе», «Смешная политика», «Российская федерализация в условиях социально-политической трансформации» и др.

Хакимов

Мы побеседовали с Рафаэлем Сибгатовичем накануне презентации 26 июня в Крымском научном центре Института истории им. Ш. Марджани (г. Бахчисарай) последнего тома «Истории татар».

ист татар

— В чем, на ваш взгляд, сила, величие, красота тюркских народов?

— В их определенной ментальности, это — широта взглядов. Об этом еще князь Трубецкой писал, что тюрок не любит деталей, ему нужна широта, ему нужен какой-то разлив.

Ему нужно что-то космическое, вникать в детали он не любит. Масштабность мышления. Я бы отметил еще один элемент: тюрки, исключений практически нет, в данном случае — татары, — это люди-государственники — они строили государство. Татарам непонятно, почему надо своими руками разрушать собственное государство.

У нас никто не понял, почему СССР надо было вот так взять и сказать: нет его. Даже когда татары недовольны властью, они всегда уважают власть. Это, вот, государственники. Это тоже черта народа — строить государство.

— Проблемы, с которыми исторически сталкивался и сталкивается татарский народ?

— Возрождение культуры. Я историк, поэтому я говорю о том, что необходимо вернуть правду об истории, по сути дела, история татар обросла такими стереотипами, что надо еще долго разгребать это все. Причем совершенно невероятные мифы — то, что Гумилев называл — «черная легенда» о татарах, вплоть до того, что не было, не делали. Нам приходится доказывать, что на самом деле этого не было. Это очень интересная история, которая, по сути дела, задела и повлияла на мировую историю, и мы зачастую ограничены тем наследием, сталинским, когда ты в рамках административных, и ни вправо, ни влево тебе не положено. Вот это — преодоление сталинского наследия, если кратко говорить.

 

— Что помогает татарскому народу на его жизненном пути?

— Стремление самостоятельно выживать. Татары всегда это умели делать, при разных обстоятельствах. Жизнь устраивалась так, чтобы народ жил, существовал, так что вот эта есть его черта. И татары склонны, даже там, где их живет немного, тем не менее, вместе собраться, обсудить и пытаться каким-то образом свою жизнь наладить.

 

— Чему мог бы поучиться крымскотатарский народ у татар Поволжья?

— За последние 25 лет мы прошли очень большой путь — когда после перестройки мы объявили суверенитет Республики Татарстан от имени всего народа.

И теперь в Татарстан возят даже иностранцев, смотрите — вот, русские и татары, мусульмане и православные живут в дружбе, нет никаких проблем. И это очень многого стоит. Потому что это — база, на которой развивается экономика, и мы можем спокойно смотреть в будущее. И есть возможность заимствовать современные технологии, для того, чтобы экономически развиваться, и на этой базе строить и свою культуру тоже. Мы этот путь прошли, набили шишки, поэтому мы можем вам сказать, как легче пройти этот непростой путь.

 

— Какое впечатление складывается у вас о сегодняшнем состоянии крымской науки?

— Я по гуманитарной сфере скажу: конечно, это пока что только на стадии первых шагов. До революции это было привязано к российской науке, затем — к украинской… Сегодня, я думаю, все это надо выстраивать по-новой.

Крым само по себе понятие  — ниша. Его можно изучать с разных сторон, и надо это делать. И нам Крым очень интересен в научном плане, потому что для историка, археолога Крым — это Клондайк. И здесь очень много сохранилось исторических богатств, не знаю, насколько сами крымчане это понимают и ощущают. Мы, в Татарстане многое утерявшие, здесь видим то, что мы потеряли, вживую, своими глазами. Поэтому здесь надо определиться с приоритетами и объединиться всем гуманитариям вокруг одной общей темы.

— Что подразумевали бы вы для крымских татар под понятием «жить и развиваться на своей исторической Родине»?

 

— Как я уже сказал, мы в Татарстане понимали: прийти к согласию с теми народами, которые живут на этой территории, — это базовое понятие, политическое.

Если этого не понимают руководители, журналисты, что очень важно, ученые, простые люди, то дальше будут возникать проблемы на пустом месте.

Второе: это приоритет экономического развития, это продовольственная безопасность, это, обязательно, инфраструктура (без этого дальше об экономике говорить трудно), это обязательно — дети, их будущее, то есть образование на родном языке плюс английский, это общая система образования от школьного до университетского.

Это открытость миру и изучение этого мира.

 

— Как вы считаете, какие факторы влияют на формирование национальной интеллектуальной элиты?

— Конечно, не мешает иметь определенные научные структуры. Мы более определенны. Мы сразу сказали: у нас Академия наук Татарстана должна работать на Татарстан, и здесь также нужны научные структуры, которые работали бы на Крым, на его экономику, культуру, на его особенности, на преимущества, которые есть у Крыма, их очень много.

 

— Что вы считаете своим главным достижением на поприще политики и науки?

— Как политик, в бытность советником президента Татарстана М.Шаймиева (моя часть была политическая) — это межнациональное, межрелигиозное согласие, второе: взаимопонимание, что завершилось подписанием договора между Казанью и Москвой в 1994 году. То, что мы в Татарстане нашли общий язык — татары и русские, — самое большое достижение, которое дает результаты ежедневно.

В научной части — это создание Института истории в 1996 году, я стал его первым директором. Мы поставили задачу написать историю татар в семи томах, мы ее завершили в этом году, презентация последнего тома пройдет в Бахчисарае. Этот том — по истории татарских ханств — оказался самым сложным — мало специалистов должного уровня, в частности по Крымскому ханству…

 

— Ваша мечта ученого-историка?

— Чтобы учебник по истории России был правдивый. Много лжи мы там сумели снять… Сейчас мы после семитомника начали работать над историей населенных пунктов Татарстана — это будет пять томов плюс том по истории татарских сел России. Это будет уже живая история, микроистория, от древности до современности — очень интересная тема, некоторым деревням до тысячи лет…

Как жили простые люди, а не только правители, не только великие воины… Эта тема, она нам открывает некоторые секреты — почему до сих пор некоторые деревни живут, а другие вымирают или спиваются.

 

— Почему?

— Причины есть разные. Менталитет, и, часто, ответ находится в глубинах истории.

Моя мечта ученого-историка — представить историю всей Евразии.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог